Это одна из самых страшных тайн Британии. Все документы по этому делу английские спецслужбы засекретили на сто лет. И только в 2040 г. стенограммы допросов личного посланника и ближайшего друга Гитлера Рудольфа Гесса о его таинственном полёте могут стать достоянием общественности. А вот Служба внешней разведки (СВР) России уже сейчас сняла гриф «Совершенно секретно» с некоторых донесений своих агентов той поры.
Но сначала коротко суть дела: 10 мая 1941 года в 17 часов вечера заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс, самостоятельно пилотируя скоростной двухмоторный самолёт «Мессершмитт-110», вылетел в Шотландию и в 3 ночи 11 мая выбросился с парашютом недалеко от поместья члена королевской семьи герцога Гамильтона. Первому встречному фермеру Гесс представился вымышленным именем и попросил доставить его к герцогу. Англичанин сначала привёл парашютиста к себе домой, напоил чаем, но скрытно вызвал спецслужбы. Они выяснили истинную фамилию «таинственного немца». Вместо встречи с Гамильтоном Гесс оказался в лондонской тюрьме, где в атмосфере полной секретности просидел до окончания войны.
Из рассекреченных донесений
Первым из советских разведчиков о таинственном парашютисте узнал Сынок, или Зенхен. Это – оперативный псевдоним Кима Филби. Об этом свидетельствуют эти документы.
Сообщение из лондонской резидентуры
Совершенно секретно
Справка.
Вадим сообщил из Лондона, что:
1) по данным Зенхена, Гесс, прибыв в Англию, заявил, что он намеревался прежде всего обратиться к Гамильтону, знакомому Гесса по совместному участию в авиасоревнованиях 1934 года. Гамильтон принадлежит к так называемой кливденской клике. Гесс сделал свою посадку около имения Гамильтона.
2) Кирк Патрику, первому опознавшему Гесса чиновнику «Закоулка», Гесс заявил, что привёз с собой мирные предложения. Сущность мирных предложений нам пока неизвестна. (Кирк Патрик – бывший советник английского посольства в Берлине.)
14/V-1941 г. №376.
Резолюция тов. Журавлёва – т. Рыбкиной – телеграфируйте в Берлин, Лондон, Стокгольм, Америку, Рим. Постарайтесь выяснить подробности предложений.
Справка «АН»
Рудольф Гесс – один из главных немецких военных преступников, приговорённый на Нюрнбергском процессе к пожизненному заключению. В юности он после провала Мюнхенского пивного путча оказался в одной тюремной камере с Гитлером. Это определило дальнейшую судьбу Гесса. В тюрьме он под диктовку фюрера печатал на машинке «Майн кампф», одновременно выполнял роль секретаря и советника. А когда нацисты пришли в 1933 г. к власти, специальным указом ему было предоставлено право «принимать решения от имени Гитлера по всем вопросам, касающимся руководства партией». Гесс был фанатичным приверженцем Гитлера, его заместителем по партии, рейхсминистром, обергруппенфюрером СС, членом высшего военного совета. А главное – его самым близким другом. Он был одним из немногих, с кем фюрер был на ты.
Сообщение из лондонской резидентуры
Совершенно секретно
Справка.
Вадим из Лондона сообщает, что точных данных относительно целей прибытия Гесса в Англию ещё не имеется. По сведениям, полученным Зенхеном в личной беседе с его приятелем Томом Дюпри (заместителем начальника отдела печати МИДа) и ещё не проверенным через другую агентуру.
1. Гесс до вечера 14 мая какой-либо ценной информации англичанам не дал.
2. Во время бесед офицеров английской военной разведки Гесс утверждал, что он прибыл в Англию для заключения компромиссного мира, который должен приостановить увеличивающееся истощение обеих воюющих стран и предотвратить окончательное уничтожение Британской империи как стабилизующей силы.
3. По заявлению Гесса, он продолжает оставаться лояльным Гитлеру.
4. Бивербрук и Иден посетили Гесса, но официальными сообщениями это опровергается.
5. В беседе с Кирк Патриком Гесс заявил, что война между двумя северными народами является преступлением. Гесс считает, что в Англии имеется стоящая за мир сильная античерчилльская партия, которая с его (Гесса) прибытием получит мощный стимул в борьбе за заключение мира.
Том Дюпри на вопрос Зенхена – думает ли он, что англо-германский союз против СССР был бы приемлемым для Гесса, ответил, что это именно то, чего хочет добиться Гесс.
До прибытия в Англию Гесс написал Гамильтону письмо. Оно было своевременно перехвачено английской контрразведкой, пролежало там около шести недель и затем было отправлено адресату. Гамильтон, получив письмо через три дня, передал его в контрразведку.
В парламенте Черчиллю был задан вопрос – в распоряжении каких (военных или гражданских) властей находится Гесс.
Черчилль ответил: «Гесс мой пленник», предупреждая тем самым оппозицию от интриг с Гессом.
Зенхен считает, что сейчас время мирных переговоров ещё не наступило, но в процессе дальнейшего развития войны Гесс, возможно, станет центром интриг за заключение компромиссного мира и будет полезен для мирной партии в Англии и для Гитлера.
(по 18.5.41 г. № 338.)
Верно: (подпись)
«22» мая 1941 г.
Сталин, получив эту информацию разведки, для её легализации мастерски использовал печать. Вскоре после происшествия в Шотландии в газете «Правда» появилась маленькая заметка: «10 мая 1941 года в Шотландии разбился самолёт. Пилот спасся. Он назвал себя Рудольфом Гессом». И никаких политических комментариев! Руководство СССР просто дало понять английскому премьеру Черчиллю, что о миссии Гесса ему известно и ситуация находится под контролем наших спецслужб.
Признания англичан
В своих мемуарах английский премьер Черчилль не мог обойти молчанием прилёт Гесса, хотя и отделался полуправдой. Вот что он пишет: «Советское правительство было очень заинтересовано в прояснении правды о миссии Гесса. Даже в 1944 году при нашей личной встрече Сталин спросил: что же скрывалось за прилётом Гесса? Я ответил: политика, активизация оппозиции английской аристократии, которая была готова на всё, лишь бы направить агрессию Гитлера на СССР. Но эти переговоры были сепаратистскими».
Опубликовано также другое признание Черчилля. Осенью 1945 года он в разговоре с министром авиации заметил: «Русские очень подозрительно относятся к истории с Гессом, у меня был продолжительный разговор на эту тему в Москве с маршалом Сталиным: он всё время твердил, что Гесс был приглашён нашей секретной службой. Не в наших интересах, чтобы теперь всё это всплыло».
Английский историк П. Пэдфилд выяснил, что наставником Гесса во время его подготовки к переговорам с британской стороной был профессор Хаусхоффер – один из идеологов Третьего рейха. Он убедил соратника Гитлера в том, что Германии следует заключить мирное соглашение с Англией, с тем чтобы вся немецкая военная машина могла быть брошена непосредственно на уничтожение самого ненавистного врага – России. Сам Хаусхоффер имел связи в правящих британских кругах. Именно по его подсказке Гесс прямиком отправился на свидание с герцогом Гамильтоном. Известно и другое: британская секретная разведывательная служба и сама искала подходы к Гессу. Главной её целью было «добиться взаимопонимания между Великобританией и Германией».
По данным нашей разведки, Гесс прилетал в Британию не в первый раз, но 10 мая он заблудился над Шотландией и, когда закончилось топливо, выпрыгнул с парашютом. В пользу этой версии свидетельствуют, например, обломки его «мессера», оборудованного особым подфюзеляжным топливным баком. Без него он не преодолел бы расстояния между Аугсбургом и Глазго – 1300 километров. По германской лётной инструкции бак необходимо было сбросить после полной выработки содержащегося в нём топлива, чтобы не создавал дополнительного сопротивления воздуха. Гесс же этого не сделал – стало быть, собирался дозаправиться в Англии, что было решительно невозможно сделать без ведома официального Лондона.
Загадочное самоубийство
На Нюрнбергском процессе Гесс пытался приоткрыть тайну своего визита в Англию накануне нападения Германии на СССР, но председательствующий на суде английский прокурор срочно прервал заседание. В перерыве камеру Гесса посетили представители английских спецслужб, после чего подсудимый стал симулировать потерю памяти. По решению Нюрнбергского трибунала Гесс был переведён в международную тюрьму Шпандау для отбывания пожизненного срока, где в 1987 г. умер при не прояснённых до сих пор обстоятельствах. Материалы расследования его «самоубийства» засекречены до 2017 года.
«Самоубийство» Гесса за три месяца до санкционированного международной Фемидой выхода на свободу в 1987 г. (больше похожее на инсценировку и к тому же зачем-то засекреченное) только усиливает подозрения. Возможно, уже упоминавшийся английский историк П. Пэдфилд прав, когда пишет, что «Гесса удушили англичане, опасавшиеся его скорого выхода на волю и разглашения тех секретов, которые они столь тщательно берегут».
Мнение эксперта
Советская переводчица тюрьмы Шпандау Маргарита Неручева много лет общалась с заключённым Гессом. Вот её свидетельство:
– В 1987 году Гесс был не только очень стар (93 года), но и очень болен. Плохо видел. Почти не владел пальцами обеих рук. Самостоятельно не мог завязать даже шнурки ботинок. А по официальной версии, он сумел из электрического шнура соорудить нечто типа виселицы. Просто невероятно! Кроме того, экспертиза наряду с повреждениями шеи, характерными для удушения, зафиксировала ушибы челюсти, гематомы на затылке, множественные переломы рёбер и грудины. Серьёзные подозрения вызывают и другие факты. У докторов, прибывших для реанимации Гесса, кто-то выпустил медицинский кислород из баллона. То же самое случилось у личного массажиста Гесса. Садовый домик, где произошло «самоубийство», через день сгорел вместе с главным вещдоком – электрошнуром.
Но зачем британским агентам 007 с правом на убийство убирать почти столетнего старика? Наши разведчики считают: «джентльмены» из английских спецслужб прятали следы. Убирали важного свидетеля. Пока Гесс сидел, ему запрещалось даже упоминать о своей «миссии мира». Но, выйдя на свободу, он, несомненно, разговорился бы. И самое страшное – о переговорах с английскими спецслужбами, о попытках позорного сговора с Гитлером.