Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 14(204) от 15.04.2010

Операция «Конец кровопролитию на Альбионе»

, 18:29

Выпускница Эдинбургского университета и мать двоих детей Стелла Ремингтон возглавила британскую контрразведку (МИ-5) в феврале 1992 года. Почтенной дочери Альбиона к этому моменту уже исполнилось 56 лет. Из них в этой службе она проработала 22 года. Занимала руководящие должности в ряде оперативных отделов. До нее женщинам посты руководителей силовых структур в Лондоне не доверяли. А ей вот доверили. И не пожалели. Через шесть лет наградили почетным званием командора ордена Бани. Что она сделала? Об этом наш материал.

Придумала Стелла одну весьма оригинальную операцию, которая должна была взорвать изнутри все антибританские террористические ячейки пресловутой Ирландской республиканской армии (ИРА). Сама она додумалась или кто подсказал, сказать трудно. Был у нее на окладе особо ценный агент – крупный североирландский террорист Шон О’Каллаган по кличке Шакал. Он входил в руководство ИРА и досконально знал механизмы этой организации. Был осужден за участие в убийствах в общей сложности на 539 лет лишения свободы. Но одновременно сдавал своих сообщников Стелле и способствовал предотвращению планировавшихся терактов против членов королевской семьи. Этакий британский Азеф. В результате, отбыв 8 лет, он по ходатайству руководства МИ-5 был «прощен» королевой Великобритании.

Так вот эта парочка (Шон со Стеллой) в начале 90-х гг. спланировали поэтапную операцию, которая должна была положить конец кровопролитию. Для начала определили места компактного проживания ирландского населения за пределами Великобритании. Таковых оказалось достаточно много. В том числе в США, Канаде, Австралии, а также ряде стран Европы и Африки. В эти районы направили опытных вербовщиков, которые на первом этапе должны были заняться оказанием различной спонсорской помощи молодым ирландцам, испытывающим материальные и иные затруднения. Возможностей для такого сближения было предостаточно: желание молодых людей получить образование, попытки трудоустроиться и трудности при решении различных правовых, жилищных и других бытовых проблем. Если проблем не было, их умело создавали и демонстративно преодолевали. Со временем заботливые «опекуны» молодых ирландцев должны были, постепенно обработав мировоззрения своих подопечных, привлечь их к решению задач по прекращению пролития крови невинных людей. Получив на это принципиальное согласие благодарных подопечных, оперативники создавали условия для ввода завербованных «на идейно-материальной основе» молодых ирландцев в поле зрения вербовщиков террористических ячеек. Последние постоянно вели поиск кандидатов для пополнения своих рядов за счет «свежей крови». Внедренным таким образом в структуры ИРА молодым агентам МИ-5 ставилась задача выявления участников подполья, каналов их связи, мест дислокации различных ячеек террористической организации, источников финансирования и т.п. В целях зашифровки «двойникам» ради достижения конечной цели разрешалось участие в острых акциях террористов с предварительным уведомлением кураторов из МИ-5.

Когда масса внедренных таким образом в структуры ИРА достигла необходимого уровня, британскими силовиками была проведена операция по одновременному аресту членов вскрытых ячеек ИРА. Задержанию подверглись несколько сотен активистов, до которых была доведена информация о бесполезности дальнейшего сопротивления. Угроза неизбежного возмездия за совершение преступлений заставила ИРА объявить в 1998 г. о своем полном разоружении к маю 2000 года.

Многим в Лондоне первоначально операция казалась непосильной, дорогостоящей, чересчур кропотливой и слишком затянутой по времени. К тому же не гарантирующей успех. Но, как ни хотелось, пришлось награждать Стеллу Ремингтон и амнистировать Шакала. Заслужили.

Выйдя в отставку, Стелла Ремингтон села за мемуары. Но когда  ее коллеги прочитали рукопись, они сначала вздрогнули, а затем стали всеми силами мешать ее затее. В штыки встретили  «чувствительные» детали из «внутренней кухни» МИ-5 и МИ-6. Особенно это  касалось применения силовых методов борьбы с терроризмом. Срочно созвали экстренное совещание.  В резиденцию английского премьера  съехались министры и  руководители силовиков. Нашли, что леди Стелла не выдала государственной тайны и родине не изменила. Однако  шеф британской разведки (МИ-6) Ричард Диарлав усмотрел в рукописи  факт нарушения закона об официальных секретах. У него были свои счеты с Ремингтон. В свое время именно она после развала СССР сорвала планы объединения спецслужб Англии под знаменем МИ-6.

В итоге арестовать Ремингтон не удалось. Но и убедить ее  ограничить читателей ее мемуаров «внутренним пользованием» также не вышло.  Так что нашим аналитикам из Антитеррористического центра, хочется  верить, кое-что и пригодилось.

Знак рыцаря командора ордена Бани

Британский рыцарский орден основан королем Георгом 18 мая 1725 года. Имя происходит от древнего обряда, когда претендентов подвергали ночному бодрствованию с постом, молитвой и купанием накануне получения рыцарства (церемония прекратилась в 1815 году).

Основанный вначале как военный рыцарский орден, знак носился как отличие ранга армейского офицера ордена Бани (исключая офицеров гвардии, которые использовали знаки других орденов). В настоящее время рыцари ордена относятся либо к гражданскому, либо к военному подразделению. Иностранные граждане и подданные могут быть приняты в орден в качестве почетных членов.  

Из российских военачальников почетными рыцарями ордена были Барклай-де-Толли (1815 г.), А.Г. Шкуро, А.И. Деникин (оба 1919 г.), Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский (оба 1945 г.)

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram