Прошедший Новый год ЦРУ встретило в трауре. Смертник «Талибана» безнаказанно проник на территорию подрезидентуры ЦРУ, расположенной на самой границе Пакистана - в афганской провинции Хост. Добравшись до цели, взорвал свой «пояс шахида». Погибли 7 сотрудников ЦРУ во главе с резидентом, матерью троих детей. 9 американских разведчиков получили серьезные ранения. Интересно, что среди погибших в резидентуре ЦРУ кроме боевика-иорданца оказался капитан разведки Иордании.
Наш материал о том, как это произошло и кто виноват.
Что рассказали ветераны внешней контрразведки КГБ
Работая над материалом, автор встретился с одним из коллег по своей прошлой жизни в стране под названием Лубянка, сотрудником внешней контрразведки В.Ш.
Спросил бывшего соратника: почему погибло столько американских разведчиков? Это же практически весь состав подрезидентуры ЦРУ на границе с Пакистаном. Или цэрэушники ходят в горячих точках толпой во главе со своим резидентом?
Ответил: разведчики, как принято, регулярно собираются на оперативные совещания в кабинете резидента. Кроме того, поводом для такого скопления может быть желание отметить какое-либо событие в жизни коллег (награждение, повышение в звании, удачное завершение операции или что-то очень личное типа юбилея). Для этого в резидентуре существует помещение с баром, где можно собраться для отдыха. Кроме того, не следует забывать, что, как и у нас, физподготовка разведчиков, даже в резидентурах, считается обязательным предметом. Приходится в строго отведенное время идти в спортзал, где сдаются нормы.
Во всех перечисленных случаях средством нападения на разведчиков могли быть: шахид из числа особо доверенных лиц, внедрившихся в структуры резидентуры и имеющих доступ в помещения разведбазы; заложенная в конкретном помещении и управляемая дистанционно взрывчатка, или же, если не автомашина, начиненная взрывчаткой, то беспилотный летательный аппарат.
Сошлись во мнении, что в данном случае ситуация больше похожа на действия смертника с поясом шахида. Возможно, это был весьма ценный двойной агент, который прибыл в резидентуру с отчетом о «разработке» руководителей «Талибана» на территории Пакистана. Можно понять, что секретность добытой им информации исключала проведение рутинной встречи на конспиративной квартире с одним оперработником. Естественно, резидент предпочел выслушать ценного агента лично или в присутствии руководящих оперработников различных линий деятельности подрезидентуры.
Кто пустил иорданца в резидентуру ЦРУ?
Ветеран рассказал, что еще в 2005 г. Главное разведывательное управление Иордании «Дайрат аль-Мухабарат» (ГРУИ), главой которого являлся генерал Саад Хаир, стало самым важным и эффективным союзником ЦРУ на Ближнем Востоке в борьбе с терроризмом. Фактически иорданцы потеснили с этого места израильский «Моссад». В Вашингтоне полагали: ГРУИ обладает рядом преимуществ перед «Моссадом». Считалось, что Иордания, будучи арабской страной, способна более эффективно действовать против преобладающе арабских военизированных террористических группировок.
ЦРУ и ГРУИ уже в тот период сблизились настолько, что тесно сотрудничали, проводя допросы подозреваемых террористов. Естественно, «Аль-Каида» не раз пыталась использовать эту ситуацию в своих интересах. Подставляли ЦРУ своих людей в качестве двойных агентов. Поручали им узнавать планы проведения операций против «Талибана», выявляли агентуру ЦРУ в структурах «Аль-Каиды».
Коллега напомнил: иорданцы не раз выступали в роли боевиков «Аль-Каиды». Подозревались ФБР в связях с террористами-камикадзе, осуществлявшими атаки на Пентагон и здания Всемирного торгового центра в США. Известно также, что иорданские боевики не раз участвовали в нападениях на дипломатов и военнослужащих США на Ближнем Востоке. «Братья» из Иордании, как моджахеды, сумели проникнуть даже в Чечню.
В ответе - шеф ЦРУ
Ставленник президента США на роль директора ЦРУ Леон Панетта (см. «АН» №5 /143/ от 05.02.09) был назначен, чтобы сохранить ЦРУ как инструмент президентской политики. Ему предстояло вывести «контору» из-под ударов критики и вернуть ей былой авторитет. Панетта взялся выполнить эту миссию, сосредоточившись на Афганистане и Пакистане. Распорядился восполнить серьезную нехватку арабоговорящих сотрудников. ЦРУ действительно ощущало нехватку кадров с глубоким пониманием местных обычаев Афганистана. Он же разрешил ЦРУ вербовать своих шпионов через Интернет, радио и телевидение, а также путем проведения личных встреч с американскими мусульманами. Высокий уровень исполнительности в ЦРУ привел к тому, что кадровики секретного ведомства, проводя вербовки в университетах страны с помощью рекламы на щитах в аэропортах, якобы довели число полученных резюме от потенциальных рекрутов до 120 тысяч. Во всяком случае, в прошедшем году отчитались за 2 тыс. вербовок. В основном за счет густонаселенных мусульманами районов США.
Вот где зарыта собака
После рассказа о сотрудниках «призыва Панетты» и о кооперации ЦРУ с иорданской разведкой, мой коллега решил раскрыть карты. Рассказал, что смертником, «по непроверенным данным», являлся врач из Иордании. Первоначально его завербовали иорданские спецслужбы, а затем в рамках сотрудничества передали ЦРУ. Там и созрел план о внедрении этого «ценного» агента в руководство «Аль-Каиды». Прикрыли агента с помощью размещения на сайте в Интернете от имени «иорданского врача» нескольких радикальных проповедей типа «бей неверных».
В ходе продолжительного сотрудничества с резидентурой ЦРУ в Хосте агента опекал капитан ГРУИ Али бин Зейд, якобы член королевской семьи Иордании. Известно, что 30 декабря «врач» в сопровождении иорданского офицера прибыл из Пакистана на секретную базу ЦРУ (Кэмп Чэпмэн, близ Хоста).
При чем тут Ди Каприо?
Наиболее важным этапом при планировании любой операции террористов является разработка ее концепции и деталей реализации. Придумать оригинальную схему операции достаточно трудно. Обычно идеи подсказывают ветераны спецслужбы, которые помнят хорошо забытое прошлое. Иногда пользуются сюжетами многочисленных кинолент о борьбе с терроризмом. И это не шутка. Голливудские продюсеры весьма серьезно относятся к правдивости и оригинальности сюжета. Иначе зритель не станет платить за просмотр.
Поэтому кинокомпании, как правило, приглашают экспертов, которые отвечают за детали, делающие сценарий захватывающим и правдивым одновременно. Иначе не будет коммерческого успеха ленты. Поэтому даже у зрителей из числа профессионалов отсутствует презрительная гримаса, которая обычно не сходит с лица знатоков, решившихся просмотреть нашу серийную продукцию на ту же тему.
Во всяком случае, эта неординарная операция боевиков «Талибана» весьма напомнила сюжет голливудского фильма «Совокупность лжи» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Там тоже «Аль-Каида» ловко обманула высокомерных американских разведчиков.
В конце беседы спросил коллегу: «Получается, что директор ЦРУ своими решениями о массовой вербовке исламистов обеспечил «Талибану» канал внедрения своей агентуры в американскую разведку?»
В ответ услышал: «Можно вопрос поставить и так. Но это не снимает вину с исполнителей в лице внешней контрразведки ЦРУ. Именно они должны были обеспечить безопасность собственных резидентур, тщательно проверяя своих помощников из числа мусульман».