Аргументы Недели → Шпионаж № 52(138) от 25.12.2008

Приметы для чекистов

, 18:03

Сортирная сатира

Опера с нетерпением ожидали, когда на циферблате обозначится 1991 год. Покой и мир неожиданно был нарушен утром 31 декабря 1990 года Дежурному КГБ доложили, что в ряде мест общего пользования дома №2, что на Лубянке, обнаружены надписи сатирического содержания. Исполненные печатными буквами. Больше всего пострадал туалет на 7-м этаже. На его дверях появилась нравоучительная цитата: «Всем миром справим малую, а после - и великую». Посетителя одной из кабин туалета тот же аноним обидно утешил: «Рожденный ползать на голову не нагадит». У самых писуаров был другой дельный совет: «Не промахнись, Акела... и Отелло!» Видимо, исключительно для пьющих аноним добавил: «Семь раз отпей - один раз отлей». Затем позаботился  о ветеранах, для которых изрек: «Не болтай ерундой». И посчитав, что свежая мысль может не дойти, пояснил: «Когда решишь тряхнуть стариной, смотри, чтобы он не отвалился». Затем, полагая, что многие, облегчившись, пойдут мыть руки и поинтересуются типа: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи», нацарапал: «Так вот какой ты силовик!» Потом обнадежил: «И другие не лучше», - съязвив по поводу совсем непотребных лиц: «Скажи отцу, чтоб впредь предохранялся...» Было там еще что-то вроде: «Честно мне ответь, стекло, мне с лицом не повезло?» и «Как вам, милые друзья, рожа красная моя?»

Доложили коменданту здания. Тот распорядился осмотреть стены всего дома. Результат превзошел ожидания. Прапорщики собрали коллекцию ну прямо для сатирического сборника.

Около меню, вывешенного у входа в общую столовую, обнаружили еще одно изречение туалетного содержания: «Свежо питание, да ...ерится с трудом».

У наградного отделения: «Спасибо в кровать не положишь и из него шубы не сошьешь». У финансово-планового отдела: «Мы бьемся за больший оклад». А рядом совсем уж неуместное: «Сколько у государства ни воруй - все равно своего не вернешь!»

При входе в бывшую внутреннюю тюрьму нашли реплику, утверждающую, что кто-то «обделался легким испугом».

У дверей медсанчасти было предупреждение: «Место клизмы изменить нельзя».

Но самое крамольное было выведено у дверей парткома КГБ. Звучало возмутительно: «Органы должны беречь существующую власть, поскольку следующая может оказаться еще хуже!» И тут же, видимо, в той же связи: «Не спеши выполнять приказ - его могут отменить». Это уже пахло статьей. Партком вышел из себя, и на рапорте появилась лаконичная резолюция: «Найти и наказать!» Розыскники принялись за дело.

Розыск анонима

Составлять списки имевших право допуска в здание не стали. Отвергли и вариант проверки дымоходов как излюбленного канала проникновения западных Санта-Клаусов в здание на Лубянке. Пригласили оперативных психологов.

Из их заключения следовало, что надписи учинил сотрудник внешней разведки, явно отравленный сарказмом западных сил Зла. При составлении портрета злоумышленника указали на его стремление вести активный образ жизни, склонность к экстриму и желание быть на виду. В числе внешних признаков анонима указали, что он склонен носить экстравагантную одежду, говорить в вычурной манере, задевать окружающих и стремится к лидерству.

Опросили руководителей среднего звена подразделений разведки. Есть ли у них сотрудники, отличающиеся особым острословием. Может быть, среди авторов текстов для капустников или конферанса для праздничных концертов самодеятельности? В парткоме разведки прикинули: грубая разработка подозреваемых неизбежно вызовет нервозность. Решили подстраховаться и ответили: «У нас тут все такие, без этого в нашей работе никак нельзя». Мол, голова холодная, ум острый и далее по тексту. На том и закончили розыск. Бумаги подшили в дело общей переписки и сдали в архив.

В августе 1991 г. никто и не вспомнил про этот новогодний недобрый знак. Не до того было. Начали рушиться руководящие цепочки. Открывались вакансии. Нужно было не упустить свой шанс.

Шеф вышел в тираж

Сотрудник аппарата коллегии ФСБ конца 90х гг. рассказал еще про одну предновогоднюю примету, к которой на Лубянке не прислушались. Якобы под Новый год генералполковник Николай Бордюжа решил нанести предпраздничный визит вежливости генералу армии Михаилу Барсукову. Последний дал команду комендатуре сообщить в его приемную, когда Н. Бордюжа войдет в здание штабквартиры ФСБ, что примыкает к «Детскому миру» и выходит на Кузнецкий мост. Получив сигнал о прибытии высокого гостя, М. Барсуков в знак уважения лично отправился на встречу важного визитера. Нужно пояснить, что коридор в указанном доме опоясывает здание по периметру. Общая его длина около 300 метров, естественно, с четырьмя поворотами. Встреча двух пешеходов может произойти только в том случае, если они будут двигаться не один за другим.

В этот раз М. Барсуков отправился против часовой стрелки. Но, пройдя полный круг, изрядно утомившись, вернулся к приемной и поинтересовался у дежурного: «Пришел гость?» Получив отрицательный ответ, развернулся и пошел на этот раз по часовой стрелке. И вновь миновал своего гостя, который, зашел в туалет как раз в тот момент, когда М. Барсуков проходил мимо. Когда визитер наконец добрался до кабинета М. Барсукова, ему объяснили, что шеф ФСБ пошел его встречать и, видимо, потерял. Народ давился от смеха, но вида не показывал.

Новый год так начинать нельзя. Вот он и не заладился. Сперва под Первомайском боевики Радуева «ушли босиком по пашне» от М. Барсукова. А через пять месяцев он и сам вышел в тираж. Место в его кабинете на Лубянке занял генералполковник Н. Ковалев.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram