Из рассекреченных ЦРУ 1,2 млн. страниц документов следует, что связи между правительством США и нацистскими военными преступниками были теснее, чем предполагалось ранее. А также что ЦРУ активно вербовало военных преступников и коллаборационистов. Примерно то же сделали с залежавшимися секретами и в Лондоне.
И вот в игру с историческими документами далекого прошлого включилась Москва, которая решила не отставать. Недавно ведущий консультант Службы внешней разведки генерал-майор в отставке, историк Лев Соцков попытался объяснить договоренности между Сталиным и Гитлером. Оправдывая действия бывшего лидера, он раскрыл содержание ряда секретных документов. Они касаются политических процессов в Европе до и после подписания Мюнхенского соглашения 30 сентября 1938 года.
Документы, раскрывающие детали переписки европейских посольств с внешнеполитическими ведомствами своих стран, держались в тайне 70 лет. Они, в частности, свидетельствуют: политическому руководству СССР докладывалась многоплановая информация о ситуации в Европе, проходящих встречах глав государств. Правда, сейчас уже трудно определить, какая именно информация целенаправленно доводилась до Кремля людьми Шелленберга - для дезинформации Сталина. Делалось это через агентуру влияния немецкой разведки, внедренной в окружение всех европейских лидеров. На основании данных материалов в Москве прогнозировались последствия всех происходящих событий, а также военно-политическая обстановка. Правда, документы содержат только констатацию определенных фактов. Ведь, как известно, Сталин не признавал аналитических документов. Он считал, что вывод всегда можно сделать самостоятельно. Поэтому аналитическое подразделение в советской разведке появилось только в 1941 году.
Благодаря генералу стало известно: пытаясь в 1939 г. создать антинацистский альянс, Сталин на встрече с представителями делегаций из Великобритании и Франции (за две недели до начала войны) предложил объединиться. Основным препятствием к созданию подобного союза являлась позиция Польши. Именно через ее территорию должны были пройти советские войска. Польша, на протяжении десятилетий находившаяся с СССР в состоянии необъявленной войны, полагала, что подобный шаг приведет к потере суверенитета. Положение осложнялось еще и тем, что руководство Британии, опираясь на данные своей разведки, серьезно сомневалось в боеспособности Красной армии. Поскольку еще за год до этого Сталин провел чистку в рядах генералов своей армии.
Предлагая помощь Англии и Франции, Сталин был готов перебросить к границе Германии более миллиона солдат, чтобы сдержать агрессию Гитлера еще до начала Второй мировой войны. Однако глава британской делегации адмирал сэр Реджинальд Дракс сказал: он уполномочен только вести переговоры, но не подписывать конкретные договоры. Это была последняя возможность уничтожить волка - даже после того, как Чемберлен и Франция подарили Германии по Мюнхенскому договору чехословацкую Судетскую область. Только поэтому, как считает Соцков, СССР, оставшись в одиночестве, вынужден был повернуться в сторону Германии и подписать договор о ненападении: чтобы получить дополнительное время для подготовки к зреющему конфликту. Через неделю СССР заключил известный пакт о ненападении с гитлеровской Германией - пакт Молотова - Риббентропа.
21 августа 1939 г., были отклонены попытки Франции возобновить переговоры. Поскольку уже прошли тайные переговоры между Советами и нацистами. И только спустя несколько лет - после того как Гитлер в июне 1941 г. напал на Советский Союз - Запад и СССР создали альянс против гитлеровской Германии. Но тогда Франция, Польша и большая часть Европы были уже оккупированы немцами.
Свое мнение (которое полностью совпадало со сталинской концепцией начала Второй мировой войны) Соцков изложил 17 октября с.г. в Госдуме РФ. Там состоялся круглый стол, посвященный 70-летию Мюнхенского сговора. Генерал-историк в своем выступлении сказал: «С самого начала процесса, с первых тайных встреч между Великобританией и Францией мы поняли, что происходит». Было ясно: уступки не закончатся отторжением Судетской области. А британцы и французы и пальцем не пошевелят, когда Гитлер и дальше будет захватывать эту страну».
Перед подписанием Мюнхенского соглашения в 1938 г. президенту Чехословакии Эдуарду Бенешу было приказано не просить СССР о военной помощи. Для того чтобы предотвратить возможные эксцессы при вводе немецких войск, министр иностранных дел Великобритании Галифакс направил указание поверенному в делах в Москве - добиться приема у наркома иностранных дел Литвинова и поставить вопрос о том, чтобы по своим каналам Москва нажала на Коммунистическую партию Чехословакии в плане недопущения таких эксцессов.
Ветеран СВР считает: ни в коем случае нельзя поощрять агрессора - вне зависимости от того, большой он или малый. Вся история свидетельствует: как только появляются люди, желающие мирового господства, - быть большой беде, если их вовремя не обуздать! Именно в этой связи Европа нуждается в системе коллективной безопасности и блоковый подход здесь не работает. И именно отказ от нее (системы коллективной безопасности) привел в итоге к Второй мировой войне. Сегодня трудно не согласиться с генералом.