Николай Кузнецов и его наследники Боширов и Петров
Как наши военные разведчики перенимают опыт фронтовиков
№ () от 7 мая 2024 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
9 Мая – в День Великой Победы у нас принято вспоминать подвиги героев-фронтовиков. В российских спецслужбах особую дань уважения отдают легендарному советскому разведчику Николаю Кузнецову. Он во время Великой Отечественной войны лично ликвидировал 11 генералов и высокопоставленных чиновников нацистской Германии. Как используют его фронтовой опыт нынешние военные разведчики? Об этом обозреватель «АН» расспрашивал ветерана российских спецслужб подполковника в отставке Павла САВЧУКА.
Клевета на героя
Павел Валентинович родом из Ровно. До сих пор не порывает связей с малой родиной. Здесь живут его дальние родственники, друзья детства. С болью в сердце подполковник Савчук следит за событиями на Украине.
– До сих пор не могу поверить, что моим землякам националистическая пропаганда так промыла мозги, – говорит Павел Валентинович. – Но, увы, многие на Западной Украине Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова считают «большевистским агентом-террористом». Ещё в 1992 году памятники Кузнецову были демонтированы во Львове и Ровно.
Уже тогда, при президенте Кравчуке, в качестве оправдания этого вандализма украинские власти утверждали, что после каждого его теракта фашисты расстреливали тысячи заложников. Но ведь это военное преступление гитлеровцев. Не было бы Кузнецова, нашлись бы другие партизаны. Например, отряд легендарного партизанского командира Сидора Ковпака перебил множество фашистов. В ответ немцы тоже расстреливали мирных жителей. Так что? Теперь надо рушить бюсты Ковпака или изымать из оборота украинские монеты с его профилем? А ведь при нынешней бандеровской власти дойдёт и до этого.
Ветеран раскрыл книгу с воспоминаниями водителя Кузнецова и его ближайшего соратника Николая Струтинского: «Снова приходится бороться за доброе имя Кузнецова. Он жизнь отдал за свободу и само существование украинского народа, а его теперь пытаются объявить врагом Украины. Но вот лишь несколько фактов, которым я сам был свидетелем. Когда мы ликвидировали сенац-президента Украины генерала Альфреда Функе, его должны были хоронить в селе Тютьковичи, на окраине Ровно. Там была небольшая речка с деревянным мостом. Учитывая высокий сан Функе, за гробом должен был идти весь генералитет. И катафалк должен был проехать по мосту. Мы решили взорвать мост со всеми генералами. Всё подготовили: мины, бикфордовы шнуры.
Но в последний момент Кузнецов отменил операцию. Я его спросил: «Почему?» А он говорит: «Видишь ли, за это немцы уничтожат всё село». Я возражал против отмены операции, и не я один. Но Кузнецов настоял на своём. И в селе Тютьковичи ни один житель не погиб. Другой факт. После захвата графа Гаана и раскрытия тайны «Вервольфа» – гитлеровской ставки – мы возвращались к своему отряду. На реке Случи вешние воды затопили мост, едва мы перебрались. И тут нас встречают бульбаши – отряд атамана Бульбы. Они сначала выдали себя за партизанский батальон Сабурова, но мы их вовремя раскусили. Завязался бой. Отступать нам некуда, на переправе всех бы положили. Только вперёд! Захватили в плен 13 человек. По военному времени им – расстрел. Но Кузнецов посмотрел, как они одеты: лапти, одежда бедная. Он их выстроил в шеренгу, а мне говорит: «Коля, расстреливать их не будем. Это простые обманутые люди, крестьяне». Я до последнего момента не верил, что он их отпустит. А он выступил перед бульбашами, сказал: «Мы воюем с немцами, а не с украинцами. И отпускаем вас с условием, что оружия в руки больше не возьмёте». Они поклялись и были отпущены. Такое на войне – редкость. Так террорист он или нет?»
Тайны «особо засекреченного агента»
До сих пор остаётся немало загадок в жизни Николая Кузнецова. Началось всё ещё с рождения. Родители – простые крестьяне деревни Зырянка тогдашней Пермской губернии – дали ему имя Никанор. И лишь двадцать лет спустя он стал Николаем.
Говорят, секретный агент – это вроде киношного Джеймса Бонда, эдакий покоритель женских сердец. Как и другой наш знаменитый разведчик Рихард Зорге, Николай Кузнецов тоже не был в этом отношении примером соблюдения норм коммунистической морали. Оба много грешили с женщинами.
Павел Валентинович рассказал несколько пикантных историй из деятельности «особо секретного агента». Однажды в театре Шмидт-Кузнецов встретился с одним из членов делегации из Германии, а тот в свою очередь познакомил его с женщиной – сотрудницей германского посольства.
Завязался бурный роман. Советская разведка стала получать важную информацию, добытую через постель. Благодаря Шмидту удалось завербовать в 1930-х годах советника миссии Словакии Крно, по совместительству разведчика. Позже при участии Кузнецова были добыты документы у немецкого военно-морского атташе Норберта Вильгельма фон Баумбаха. Николай Иванович участвовал и в операциях по перехвату немецкой дипломатической почты.
По словам подполковника Савчука, Николай Иванович был любовником нескольких прим московского балета, притом «некоторых из них он в интересах дела делил с немецкими дипломатами». Почти все любовные романы красивого «арийца» были вызваны оперативной необходимостью. И лишь любовь со светской львицей Ксаной была настоящей страстью. Несмотря на обилие связей, этот роман остался самым главным в истории героя – уже в партизанском отряде Кузнецов просил своего командира Медведева: «Вот адрес, если погибну, обязательно расскажите обо мне правду Ксане». И Медведев, уже Герой Советского Союза, отыскал после войны в центре Москвы эту самую Ксану и выполнил волю Кузнецова.
Летом 1942-го уже как Николай Грачёв Кузнецов был направлен в отряд специального назначения «Победители», который действовал близ оккупированного города Ровно на Украине. Уже с октября у агента были новый паспорт и новая легенда: немецкий офицер Пауль Зиберт.
Сейчас украинские националисты обвиняют советского разведчика в многочисленных провокациях. Мол, в ходе своих терактов Кузнецов частенько оставлял на месте боевой работы улики, указывающие гестапо на причастность бандеровцев к происходящим событиям. И следователи проводили молниеносные расследования, арестовывали и брали в заложники бойцов УПА*.
И даже после своей смерти Кузнецов якобы отомстил своим убийцам-бандеровцам. Николай погиб в 32 года. Трупы убитых советских разведчиков националисты закопали на окраине села. Позднее подразделение отступающих фашистов рыло окопы в этом месте и наткнулось на труп немецкого офицера в форме. Наскоро проведённым расследованием выяснили, в какой хате и кто убил «немцев». Решением полевого «правосудия» всех убийц группы Кузнецова по-быстрому тут же и порешили на той же окраине.
Легендарные продолжатели
Как рассказывает подполковник Савчук, сейчас на Украине дело Николая Кузнецова продолжают нынешние военные разведчики. По понятным причинам их имена пока держатся под строжайшим секретом. Но два из них стали широко известны и популярны.
Это те самые легендарные Александр Петров и Руслан Боширов (хотя по заявлению британской контрразведки их настоящие фамилии другие – соответственно Александр Мишкин и Анатолий Чепига, и служат они полковниками в спецназе ГУ Генштаба ВС РФ, в/ч 29155).
На Западе именно на Боширова и Петрова (или как там их на самом деле) последние 10 лет списывают все военные ЧП и катастрофы. Мол, русские джеймсы бонды в рамках коварной гибридной войны, которую ведёт Россия, отравили предателя Скрипаля, взорвали склады с оружием в Чехии… Доходит и вовсе до абсурдных обвинений. В Париже сгорел собор Парижской Богоматери – ищи в окрестностях канистру из-под бензина с их отпечатками пальцев. А также ещё в далёком 1933 году они подожгли германский Рейхстаг…
По этому поводу появились даже анекдоты: «Мёртвое море знаешь? – Ну? – Петров и Боширов убили, по личному приказу Путина».
В начале мая этого года легендарных российских разведчиков на Западе обвинили даже в поджоге военного завода в Берлине, что поставляет средства ПВО на Украину. Подполковник Савчук по этому поводу продекламировал полные иронии незамысловатые стихи:
Был у майора Боширова
Товарищ – майор Петров.
Служили они в разведке.
Ещё с десятых годов...
Бывало, попросит их Путин
За Родину-мать постоять,
Петров любил ядом пшикнуть,
Боширов любил пострелять.
И вот снова парни в деле,
В Берлин им приказ лететь,
Чтоб там в немецкой столице
Секретный завод поджечь.
Действительно, совсем недавно в Берлине горел завод, производящий зенитные комплексы IRIS-T. Крупный пожар произошёл на предприятии немецкого оборонного концерна Diehl BGT Defense, производящего в том числе компоненты ЗРК IRIS-T и реактивные снаряды GMLRS, которые сейчас массово передаются ВСУ.
Огонь вспыхнул в цеху гальванического покрытия и сопровождался выбросом большого количества токсичного дыма. Под воздействием высокой температуры обрушились перекрытия нескольких этажей.
«Это уже второй подобный эпизод за последнее время: два дня назад неизвестные подожгли дачу Армина Паппергера – главы другого оборонного концерна Rheinmetall, который также осуществляет поставки своей продукции на т.н. Украину. В общем, интересная складывается тенденция», – отмечает Telegram-канал «Рыбарь».
Понятное дело: на Западе велико искушение предположить, что легендарные русские разведчики Петров с Бошировым перестали обращать внимание на средневековые шпили британского Солсбери и заинтересовались немецкой индустриальной архитектурой. Тем более что в апреле этого года два похожих инцидента произошли и у англосаксов: сначала загорелся снарядный завод General Dynamics в американском штате Пенсильвания, а буквально на следующий день взорвалось аналогичное предприятие британской компании BAE Systems.
Легендарные наследники Николая Кузнецова снова в строю?
Справка «АН»
КУЗНЕЦОВ (партизанский псевдоним – Грачёв) Николай Иванович родился 14(27).07.1911 в деревне Зырянка ныне Талицкого района Свердловской области. Советский разведчик. Во время Великой Отечественной войны по личной просьбе в августе 1942 года направлен в тыл врага в партизанский отряд Д.Н. Медведева, действовавший на Украине. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками проявил необычайную отвагу и изобретательность. Владея в совершенстве немецким языком и действуя в контакте с подпольщиками и партизанами, под видом немецкого обер-лейтенанта Пауля Зиберта добывал ценную развединформацию. Уничтожил видных гитлеровцев – главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Геля и его секретаря Винтера, вице-губернатора Галиции Бауэра; во главе группы партизан похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена.