Алексей Михайлович Козлов больше полувека отдал трудной работе нелегала. В июне 1980 г. в результате предательства перебежчика Олега Гордиевского наш разведчик был арестован в ЮАР. Там его жестоко пытали и приговорили к смертной казни. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных заданий, полковнику Козлову в 2000 году было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Козлова за успешную работу в Ливане, Алжире, Египте, Израиле, Сирии, Саудовской Аравии в Центре в шутку называли вологодским Лоуренсом Аравийским. В Ближневосточном регионе у Алексея Михайловича были полезные связи – родственники министров, в том числе и в Ливане, офицеры израильской армии, политики в Израиле и в Египте. За работу на Ближнем Востоке вологодский Лоуренс Аравийский был награждён орденом Красной Звезды. Но его главным подвигом стала охота за атомной бомбой ЮАР. Советскую разведку больше всего интересовали тайные связи ЮАР с Западом и сотрудничество с Израилем в создании атомной бомбы. Однажды в 1978 г. удалось зафиксировать похожую на атомный взрыв вспышку в Южном полушарии неподалёку от Кейптауна. Козлову было дано задание проверить данные космической разведки. В итоге разведчики сумели собрать образцы радиоактивного грунта на месте испытания атомной бомбы. В ООН разразился грандиозный скандал. Западу пришлось вынудить ЮАР свернуть все работы по ядерному оружию.
О тяжелом возвращении разведчика Козлова на родину, других его коллегах, секретной маме советских нелегалов по имени Африка, генерале Рэме Красильникове - «охотником за двойными агентами-кротами» и «главным врагом московской резидентуры ЦРУ, рассказывается в свежем номере «Аргументов недели».