Глава главного управления разведки (ГУР) минобороны Украины генерал Кирилл Буданов 23 февраля этого года заявил, что киевский режим через своих агентов занимается подготовкой терактов на территории России. Ранее в интервью The Washington Post он прямо объявил, что на территории РФ «есть люди, которые готовят диверсии на железной дороге». Кто они? Об этом обозреватель «АН» беседует с ветераном российских спецслужб подполковником в отставке Петром САВЧЕНКО.
Крымская ловушка
Петра Сергеевича особенно взволновало недавнее сообщение из Крыма. Там в День защитника Отечества была повреждена часть рельсов в 12 км от станции Симферополь, у села Почтовое. Из-за диверсии движение на ветке остановили. По официальным данным, были задержаны 3 состава: поезд Севастополь – Санкт-Петербург с 166 пассажирами, а также 2 пригородные электрички. Сколько застряло по пути к фронту воинских эшелонов, понятное дело, не сообщается. Секретность есть секретность.
Впрочем, для врагов не тайна, что Крым стал одной из главных тыловых баз специальной военной операции на Украине. И по его единственной железнодорожной ветке осуществляется подвоз войск, техники и боеприпасов для нашей южной группировки. Перерезать эту «дорогу жизни» – сладкая мечта бандеровцев. Мол, тогда русские попадут в крымскую ловушку.
На днях президент Украины вновь заговорил о том, что подготовка к штурму Крыма идёт полным ходом. «Есть военные шаги, мы к ним готовимся. Мы готовы морально, мы готовимся технически. Оружием – усиленно. Формированием бригад наступления. Разных категорий, разного характера. Отправляем людей на обучение, не только в Украине, на площадках других государств, потому что оружие другого образца и мы должны быть готовы. А далее будут соответствующие шаги, и дай нам бог, чтобы они были успешными», – размечтался Владимир Зеленский.
По мнению подполковника Савченко, одним из таких шагов станет «рельсовая война». На её возможность ещё в ноябре 2022 г. намекал и экс-командующий сухопутными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес. Он оценивал обстановку так: «Все дороги ведут в Крым. И когда украинские войска будут приближаться всё ближе и ближе, они смогут применить HIMARS и другие средства высокоточных ударов большой дальности для поражения российских целей в Крыму. И как только они начнут применять высокоточное оружие по объектам в Крыму, то, я думаю, что Крым станет непригодным для обороны. И именно поэтому, я считаю, Украина освободит Крым до лета».
Пётр Сергеевич считает, что захватить Крым, тем более до лета, у украинских вояк кишка тонка. Но вот наделать бед на железной дороге они могут. И тогда станет невозможной доставка поездами в центральную часть полуострова и в главную базу Черноморского флота топлива, продовольствия, боеприпасов, вооружения и любых других важных для Вооружённых сил РФ грузов. Поэтому уже сейчас необходимо не только усилить охрану существующей ветки через Джанкой, но и срочно строить силами железнодорожных войск короткий путь от Крымского моста до Севастополя. Рельсы должны пролечь на 225 километров параллельно стратегической автостраде «Таврида». Кстати, это сократит на несколько часов и время в пути пассажирских поездов. Правда, цена вопроса немаленькая – 35 млрд рублей. Но на безопасность никаких денег не жалко.
Задержаны с поличным
Но не только в Крыму украинские спецслужбы пытаются развязать «рельсовую войну». Недавно в далёком от фронта Нижневартовске сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) сорвали планы по организации диверсии на участке Свердловской железной дороги.
Российскими спецслужбами была получена оперативная информация о готовящемся теракте. Благодаря успешным действиям оперативников с поличным был задержан местный житель. В настоящее время в его отношении возбуждено уголовное дело, ведётся следствие. Поэтому имя и фамилия диверсанта не называются.
О задержанном известно лишь, что этот мужчина выступал против специальной военной операции на Украине по идейным соображениям. Он собирался совершить поджоги и некоторые иные действия, чтобы испортить релейные металлические шкафы для размещения специального оборудования на перегонах и железнодорожных станциях.
Житель Нижневартовска подготовился к диверсии обстоятельно: он приобрёл необходимые для поджогов средства и направился на тот участок Свердловской железной дороги, где планировал совершить преступление. Но его опередили оперативники: неудавшийся диверсант был задержан с поличным прямо на месте преступления.
Отметим, что это далеко не первая попытка совершения диверсий на российской железной дороге. Например, недавно за попытку совершить теракт на железной дороге в Пензенской области были задержаны несколько подростков. В Подмосковье органы ФСБ взяли с поличным троих восьмиклассников, которые также планировали совершить диверсию за обещанное им по Интернету вознаграждение от украинской военной разведки.
Подростков из подмосковного города Чехова задержали на столичной станции Москва-Курская. «Учащиеся 8-го класса посредством мессенджера Telegram вступили в контакт с неизвестными лицами, которые за деньги предложили повредить объекты транспортной инфраструктуры РЖД. Получив соответствующие инструкции, учащиеся прибыли в назначенное место и исполнили поручение злоумышленников, осуществив видеосъёмку своих противоправных действий на камеру мобильного телефона в целях подтверждения факта совершения преступления и получения за это денежных средств», – сообщили в Управлении ФСБ по Москве и Московской области.
Как уточнили в российской контрразведке, задержанным подросткам может грозить уголовное наказание от десяти лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения. Ведь по особо тяжким статьям ответственность наступает с 14 лет, а им уже исполнилось 15.
А вот ещё один факт из официальной сводки ФСБ. «Федеральной службой безопасности Российской Федерации в январе текущего года на территории Северо-Кавказского федерального округа предотвращена попытка совершения сторонником националистической идеологии гражданином России преступления террористического характера, которое он планировал по заданию украинских спецслужб. В ходе обыска по месту жительства задержанного обнаружены и изъяты готовые к применению средства террора» – это вполне типичное за последнее время сообщение на сайте ФСБ. Впрочем, вовлечение в преступную деятельность российских подростков началось ещё до начала специальной военной операции на Украине. К примеру, в декабре 2021 г. сотрудники ФСБ задержали 16-летнего жителя Ярославской области с взрывчаткой на железной дороге.
Ставка на профессионалов
По словам подполковника Савченко, вредителей на железной дороге хватало во все времена. Достаточно вспомнить знаменитый рассказ Антон Павловича Чехова «Злоумышленник». Это там, где мужичок на железной дороге гайки откручивал, чтобы сделать из них грузила для рыбной ловли...
Сейчас украинская разведка делает основную ставку не на подобных дурачков, готовых за обещания вознаграждения совершить диверсию на путях, а на матёрых хищников, профессионалов из многочисленных подразделений бандеровского спецназа.
Вот ещё одно из сообщений наших спецслужб о задержании диверсанта, гражданина Украины, который провёл теракт на Московской железной дороге. Этот боевик из «Азова»* проник к нам под видом беженца.
«В конце ноября 2022 года для осуществления террористической деятельности под видом беженца он был направлен из Латвии в Россию с целью легализации и получения российского гражданства», – говорится в сообщении ФСБ.
Кроме террористов из «Азова»* для диверсий на железной дороге планируют использовать и других украинских спецназовцев. Вот их главные «осиные гнёзда». Это 3-й отдельный полк специального назначения в Крапивницком и 8-й отдельный полк специального назначения в Хмельницком.
Но в том же Хмельницком существует ещё одно крайне засекреченное подразделение. Это 140-й центр специального назначения. Если два первых полка состоят из военнослужащих-контрактников, то в 140‑м центре рядовых и сержантов вы не встретите. Там служат только офицеры, которые форму носят лишь в исключительных случаях.
Это действительно самое подготовленное спецподразделение украинских войск. И выполняет оно только особо сложные задачи. В документах, касающихся этого центра, прямо указывается именно такое назначение – «для решения особых задач». Диверсанты этого подразделения проходят обучение в странах НАТО.
Для диверсий на крымской железной дороге могут быть использованы военнослужащие 73-го морского центра специальных операций в Очакове. Казалось бы, при чём тут боевые пловцы?! Но на суше эти специалисты диверсий не менее опасны, чем их сухопутные коллеги. Говорят, именно они, пробравшись с моря, запускали дроны по штабу флота в Севастополе.
Также для подготовки диверсантов используется 1-я бригада спецназначения имени Ивана Богуна. Состав этой воинской части разношёрстный. Это и военные, и наёмники, и даже подростки из наиболее идейных нациков.
Пётр Сергеевич также упомянул об агентурной сети украинской разведки, которая существует в России и пока не проявляет себя. Но именно она готовит условия для проведения диверсий. На железной дороге их должны проводить непосредственно профессионалы. В этом отношении украинская власть теперь ставку делает на полк специального назначения «Ягуар». Он состоит из бойцов воинской части внутренних войск МВД Украины, которая дислоцируется в Калиновке Винницкой области. Все «ягуары» – контрактники.
Другим хищником, которого хотят использовать для диверсий на «железке», является полк внутренних войск МВД Украины «Барс». В его составе выделяется отряд «Омега». Это элитное спецподразделение. В этот спецназ входят десантники, боевые пловцы, специалисты по бою в горах.
Одним из самых засекреченных украинских спецназов считается «Скорпион». В его в задачу входит проведение террористических и диверсионных мероприятий на объектах особой важности, включая железнодорожные узлы.
«Титан» – спецподразделение государственной службы охраны при МВД Украины. Раньше в его задачи входили охрана и оборона особо важных и особо ценных грузов и объектов в условиях повышенной опасности или крайнего осложнения оперативной обстановки, а также оказание охранных услуг на железной дороге. Теперь всё наоборот – диверсии. Таковы псы «рельсовой войны».
* Организация, запрещённая в России.