После начала СВО на Украине власти Польши усилили поиск российских шпионов
№ () от 7 февраля 2023 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
В новом году польские власти развернули очередную кампанию шпиономании. Русских агентов теперь ищут чуть ли не под каждой кроватью. О деятельности польских спецслужб обозреватель «АН» попросил рассказать полковника в отставке Яна БАРАНОВСКОГО.
В поисках русского следа
Ян Казимирович привык опираться на документы. Вот и в нашем разговоре об «охоте на ведьм» в Варшаве он первым делом сослался на недавний документ, опубликованный местной газетой Fakt. В нём Польский институт международных отношений (PISM) призывает Европейскую службу внешних действий регулярно публиковать отчёты о «шпионской деятельности» российских спецслужб.
В документе говорится, что «несмотря на сокращение в 2022 году числа сотрудников разведки, работающих под дипломатическим прикрытием, Россия по-прежнему обладает огромным потенциалом для ведения шпионской деятельности, в том числе благодаря различиям в политике государств – членов ЕС».
Авторы доклада считают, что некоторые государства – члены ЕС проводят «благоприятную политику» в отношении России и «не предпринимают публичных действий против её шпионов». Они призывают Европейскую службу внешних действий объединять информацию по «соответствующим инцидентам и проводимым расследованиям, выявить сферы интересов иностранных разведок и потери, понесённые ЕС», и регулярно публиковать отчёты о проделанной работе.
– Это намёк на Венгрию? – напрямую спросил ведущий рубрики «Мир шпионажа». – У Будапешта ведь серьёзные разногласия с Варшавой по поводу поддержки Украины и отношений с Москвой.
– Да, – ответил старый разведчик. – Поляки привыкли видеть русский след там, где его нет. Уже вошло в привычку, что если у Варшавы не складываются отношения с соседями, она тут же обвиняет их в работе на Москву.
– После начала СВО на Украине польские власти словно с цепи сорвались, – посетовал обозреватель «АН». – Почему они так не любят Россию?
– Об этом недавно предельно откровенно сказал президент Польши Анджей Дуда, – ответил Ян Казимирович. – Никак не могут утихнуть исторические обиды. По словам польского премьера, его государство было разделено 123 года. Немалые части Польши находились «под царской властью», затем её «угнетали Советы».
– При этом польское правительство, несмотря на объятия Дуды и Зеленского, ещё год назад планировало оттяпать у Украины Львов и другие западные земли, – заметил журналист. – По данным российской разведки, от этих планов поляки не отказались и сейчас.
Мания преследования
Особенно усердно пытаются искать русский след польские спецслужбы. Они шпионов ищут везде, а населению советуют быть бдительным. Это уже становится похожим на манию преследования.
Скоро перед польским судом предстанут двое мужчин, обвиняемых в шпионаже в пользу российской военной разведки, сообщает издание Fakt. Эксперты газеты не сомневаются, что это лишь верхушка айсберга.
«Такие люди, безусловно, всё ещё рассеяны по всей нашей стране и, естественно, в нынешней ситуации выполняют различные задачи, – сказал в беседе с корреспондентом издания бывший глава польского Агентства разведки полковник Гжегож Малецкий. – Русские годами строили у нас свою разведывательную сеть».
По мнению других польских экспертов, российские спецслужбы в сложившейся ситуации ведут уже тотальную разведку и пользуются услугами любого, даже самого незначительного помощника. Их содействие может быть особенно ценным в нынешнее время, когда Польша ужесточила условия въезда граждан с востока.
«Это могут быть люди, у которых есть визы, которые имеют возможность приехать сюда, например водители. Это очень ценные кадры для разведки. В ситуации военного конфликта спецслужбы поручают им собирать любую информацию, например о передвижениях войск. Кто запретит взять фотоаппарат и снять, например, военную колонну, военные машины с маркировкой? – говорит бывший аналитик разведывательного агентства Роберт Хеда. – Для спецслужб наших восточных соседей даже самая обычная на первый взгляд информация может представлять ценность, а в сочетании с сотнями других сведений она позволяет получить полную картину функционирования не только польской армии, но и всей критической инфраструктуры страны. Поэтому прежде всего нужно обратить внимание на автомобили с иностранными номерами. Если в округе крутится кто-то посторонний, не нужно игнорировать такой факт».
– Каждый иностранный водитель – это русский шпион? – с насмешкой спросил обозреватель «АН» – Это же с ума можно сойти от такой подозрительности.
Между тем такую манию преследования пытаются привить полякам местные спецслужбы. Их аналитики говорят, что бдительность также необходимо проявить в случае, если кто-то фотографирует военные колонны, посты и даже такие объекты, как станции водоснабжения, очистные сооружения или энергетические станции. Конечно, сегодня, когда у каждого есть современный мобильный телефон, большинство просто не обращает на такое поведение внимания. Сейчас мало кого удивляет человек, фотографирующий вроде бы всё подряд. И это, по словам польских специалистов, недопустимая ошибка.
По их мнению, подозрения должны вызывать также попытки завязать разговор. «Если кто-то останавливается по дороге и его интересует не бензоколонка или какой-то типично туристический объект, а что-то другое, это повод насторожиться, – говорит Роберт Хеда и делает вроде бы банальный вывод: – Главный совет для всех прост – не болтай, потому что неизвестно, куда попадёт эта информация».
В необходимости бдительности и сотрудничества граждан со спецслужбами в деле обнаружении потенциальных шпионов убеждён и полковник Малецкий. Он уверен, что самый идеальный вариант – это ситуация, когда люди, заметив что-то подозрительное и непонятное, тут же ставят в известность полицию. Однако полковник не питает иллюзий и знает, что в Польше ситуация совершенно иная. Там разведка в глубоком кризисе.
Отсутствие доверия к деятельности спецслужб является основным источником проблем и неэффективности их работы. «В последние годы уровень этого доверия опустился до минимального уровня, поскольку под руководством министра внутренних дел Мариуша Каминского сейчас строится такая модель спецслужб, которая внушает страх. А если люди боятся, то они не хотят сотрудничать», – делает вывод полковник Гжегож Малецкий.
Паны с улицы Милобендзкой прибедняются
Впрочем, и многие сотрудники польской разведки недовольны своей судьбой. Мол, престиж службы падает, зарплаты низкие, а в связи с войной на Украине – высокие нагрузки, боевой стресс.
Поэтому скоро польским шпионам из агентства разведки (AW) резко поднимут зарплату и надбавки «в связи с повышенной загруженностью» и «необходимостью увеличить мотивацию офицеров», сообщает Rzeczpospolita.
Подобной мерой власти хотят остановить волну увольнений, потрясшую спецслужбу в последнее время. Сейчас разведка в глубокой пропасти. Дефицит кадров сложился столь катастрофический, что объявления о вакансиях можно встретить в окрестностях улицы Милобендзкой, где расположена штаб-квартира AW, и даже в соседнем костёле Девы Марии – Матери Спасителя.
«Имеется огромная проблема с кадрами, объявления о наборе на службу я уже видел даже на автобусных остановках, чего никогда раньше не было», – утверждает Томаш Бронись, бывший сотрудник АW, в настоящее время владелец детективного агентства.
Поэтому особенно сильно прибавят деньжат польским шпионам на Украине. Надбавка ожидается существенная: 6% от базового оклада в день за время всей командировки. А если она предстоит на территориях вооружённого конфликта или повышенной террористической угрозы, командировочные будут увеличены в 2–4 раза.
– Понятное дело, большая разница: пить кофе в Стрыйском парке города Львова, который российские «Калибры» посещают пока нечасто, или прятаться в подвале в осаждённом вагнеровцами Бахмуте, – с усмешкой сказал полковник Барановский.
А пока хорошие деньги в польских спецслужбах платят в основном тем сотрудникам, которые специализируются, например, на кибердеятельности. Офицеры-айтишники получают в среднем по 10 тыс. злотых – это вдвое больше средней зарплаты поляка. Столь большая зарплата для них в AW объясняется тем, что в частном секторе они получали бы ещё больше.
В прошлом году польская разведка получила на 20% меньше финансирования, чем в 2021-м. И на это были свои причины.
Спецслужбы Польши вляпались в грандиозный финансовый скандал. Разведка почему-то решила добыть дефицитные тогда аппараты ИВЛ и респираторы не где-нибудь, а в Албании, причём с помощью международных торговцев оружием, авантюристов и околовоенной мафии. Деньги, на это выделенные, были потеряны, ни один аппарат ИВЛ в Варшаву так и не прибыл, а главный фигурант, бывший сотрудник польской разведки, был найден мёртвым в своём доме в столице Албании Тиране.
Этот провал снёс тогдашнего начальника AW, молодого политического назначенца, и на его место спешно назначили генерала Мацея Хуню – контрразведчика, до этого возглавлявшего военную разведку. Он должен был разгрести завалы и навести порядок, но пока у него мало что получается. Польское правительство опасается доверять своим же разведчикам большие финансовые средства.
Поэтому в местной прессе панами с улицы Милобендзкой развёрнута целая пропагандистская кампания о бедных шпионах, которых никто не любит в польском правительстве. Ту же песню затянули и контрразведчики, жалуясь на недостаток финансирования. Мол, русские агенты уже чуть ли не в окружении президента Анджея Дуды, а у них нет денег не только на прослушку, но даже на бензин для оперативных автомобилей.
– Этот плач прибедняющихся разведпанов рассчитан и на заокеанских хозяев, – сказал в конце разговора полковник Барановский. – Вдруг американцы позолотят ручку не только Зеленскому, но и Дуде. А там и мелкой шпионской шушере что-нибудь перепадёт.