Недавно в ФСБ рассказали о разоблачении самого высокопоставленного украинского шпиона в России. Им оказался нелегал, полковник военной разведки Украины Дмитрий Штыбликов. О секретных операциях вражеских спецслужб, пытающихся создать бандеровское подполье в Крыму, рассказывает ветеран российской контрразведки подполковник в отставке Юрий ИППОЛИТОВ.
Нелегальный полковник
Разговор с ведущим рубрики «Мир шпионажа» Юрий Максимович начал с цитирования пресс-релиза ФСБ РФ: «9 ноября 2022 года вступил в законную силу приговор Южного окружного военного суда в отношении полковника нелегальной разведки главного управления разведки минобороны Украины (ГУР МОУ) Штыбликова Д. А., признанного виновным в совершении государственной измены».
В совокупности Штыбликова приговорили к 19 годам и 6 месяцам заключения в исправительной колонии строгого режима за подготовку терактов на «объектах гражданской инфраструктуры Крыма и Черноморского флота». И это не первый его срок. Штыбликова вместе с подельниками, двумя матёрыми киевскими диверсантами Алексеем Бессарабовым и Владимиром Дудкой, задержали ещё в ноябре 2016 года. На допросе он пошёл на сотрудничество со следствием и рассказал, как подбирал объекты для теракта в Крыму, следил за учениями российских войск. А главное, сдал соучастников по бандеровскому подполью.
– Поэтому и получил всего лишь пять лет колонии строгого режима и 200 тысяч рублей штрафа, – пояснил столь мягкое наказание для террориста подполковник Ипполитов. – Дудка и Бессарабов были приговорены к 14 годам заключения каждый.
Отбыв положенный срок, Штыбликов скоро должен был выйти на свободу, но тут подоспели новые разведданные из логова украинской военной разведки. Выяснилось, что Дмитрий не просто военный эксперт, который ещё во времена Януковича нередко появлялся на телевизионных экранах Украины, но и шпион-нелегал в звании полковника.
После референдума в Крыму в 2014 г. он приступил к выполнению секретного задания. Полковник остался в Севастополе, получил российское гражданство и устроился на гражданскую должность в одну из воинских частей Черноморского флота. Там он шпионил, выполняя приказы украинской разведки, и готовился совершить серию терактов.
«Собирали разведывательную информацию о дислокации вооружённых частей России на территории Крыма, подбирали объекты для диверсий. Отдельно собиралась информация об учениях, которые проходили на территории Крыма», – признался нелегальный полковник.
Добытые сведения шпион передавал в разведцентр через Интернет с помощью специальной программы шифрования. За свою работу Штыбликов регулярно получал вознаграждение от своих кураторов из Киева.
Сейчас выяснилось, что на работу в ГУР минобороны Украины он попал в 1998 году. Штыбликов окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище, факультет разведки. С тех пор и началась его карьера шпиона. Дослужился не просто до высокого звания «полковник», но и стал особо ценным агентом. Ведь нелегалы – элита разведки.
– В 2014 году русский, уроженец далёкой Читы Дмитрий Штыбликов по своей воле стал гражданином России, – говорит старый контрразведчик. – И теперь ему добавили срок не только за шпионаж, но и за государственную измену. Спрятаться за спины подельников у него не получилось.
С помощью англичан
По словам подполковника Ипполитова, первым создавать бандеровское подполье в российском Крыму начал нынешний начальник военной разведки Украины генерал Буданов. Именно он был непосредственным начальником и куратором нелегального полковника Дмитрия Штыбликова. Любимец Зеленского украинский «Отто Скорцени» лично руководил диверсионными вылазками на крымскую территорию.
Но отдельных диверсий и терактов ему стало мало. Сейчас генерал Буданов пытается создать в Крыму целую «партизанскую террористическую армию». Так громко называют в документах, попавших в распоряжение американского сайта Grayzone, бандеровское подполье. В них говорится, что «партизан-террористов» планирует готовить та же самая команда, которая организовала диверсию на Крымском мосту и атаку дронов на корабли ЧФ в Севастопольской бухте.
Эта программа подготовки бандеровского подполья зародилась в результате тайных переговоров британских и украинских спецслужб. Их участниками были советник генерального секретаря НАТО Крис Доннелли, ветеран британской разведки МИ-6 Гай Шпиндлер и бывший министр обороны Литвы Аудриус Буткявичюс, имеющий давние связи с украинской службой безопасности и военными.
В конечном итоге было составлено соглашение между частной военной компанией Prevail и её партнёром-исполнителем, которым стала лондонская контора Thomas in Winslow. Согласно контракту, ЧВК Prevail должна была провести «оценку оперативного потенциала» одесского управления СБУ, а «затем других крупных региональных управлений СБУ и, наконец, Службы безопасности всей Украины».
Также разрабатывались планы использовать базу для обучения 40 групп «партизан-террористов» каждые четыре недели в течение шести месяцев. Их планировалось научить «стрелять, двигаться, общаться, выживать», в том числе в лесу, а также выявить стажёров, которые «проявят особые способности» для обучения по программам «специальных модулей».
На эту подготовку бандеровского подполья выделялось 16 млн фунтов стерлингов в год.
– Но из-за денег поднялся, как говорят в Одессе, страшный «кипеж», – усмехнулся подполковник Ипполитов. – Каждый хотел урвать кусок валютного пирога пожирнее.
Так, ветеран сил специального назначения Великобритании Ходжес считал, что «эту программу на прочную основу» должно поставить государственное финансирование из Великобритании, США, Украины «или даже из стран Балтии и Северной Европы». Кроме того, планировали получать дополнительные пожертвования от неправительственных организаций и частных лиц.
По планам для действий украинских диверсионных ячеек в Крыму им понадобятся тайные базы и лагеря. Их намечается создавать в крымских горах.
Документы, полученные The Grayzone, показывают, что эти планы осуществляются в тесном сотрудничестве с одесским управлением СБУ. При этом в финансировании бандеровского подполья был задействован один политически влиятельный украинский олигарх.
И опять пошли раздоры вокруг денег. Алекс Финнен, член группы специалистов военной разведки британской армии и секретного «российского» подразделения министерства иностранных дел, заявил в электронном письме, что предложение ЧВК Prevail было «очень дорогим для того, что оно предлагает». Ведь прогнозируемая стоимость подготовки одного «партизана-террориста» составляла 600 тыс. долларов в год.
«Я подозреваю, что они просто взяли «с потолка» первую пришедшую в голову цифру, а затем удвоили её. Поэтому необходимо более тщательно и предметно обсуждать, как и что именно собираются делать эти люди, – предупреждал Финнен. – Партизаны живут среди людей. Это подразумевает, что вам нужны люди со всей Украины в небольших командах, чтобы действовать, как предлагает Prevail, «в своей родной области». Как они собираются этого добиться?»
В ответе ему Ходжес сослался на повышенную секретность этой британской помощи киевским спецслужбам. Западные СМИ утверждают, что различные диверсионные планы британской MI-6 настолько секретны, что даже высокопоставленные сотрудники разведки страны, которым поручено наблюдение за операциями, не в полной мере осведомлены об их деталях. Под высшим грифом секретности находится и помощь англичан в создании бандеровского подполья в Крыму.
Путин предупреждает
По мнению подполковника Ипполитова, планы британцев и Украины основываются на наличии оставленной ещё в 2014 г. агентурной сети в среде местных жителей, а также на созданных тайниках и складах с оружием и боеприпасами на территории полуострова. О том, что Украина оставляла свою агентуру в Крыму, свидетельствует и дело нелегального полковника украинской разведки Дмитрия Штыбликова.
– Нелегальный полковник был не одинок. Бандеровское подполье в Крыму опирается на разных людей, – говорит Юрий Максимович. – Приведу лишь несколько примеров.
Так, священника греко-католической общины Севастополя Мыколу Квича взяли с партией бронежилетов. Броня 4-го класса защиты, способная остановить пули повышенной пробиваемости. Для чего они вроде бы мирному священнослужителю?
Ещё более удивительное обнаружилось в доме святого отца. Вместо икон на стенах красовались хоругви дивизии СС «Галичина»*, фашистские знамёна, портреты Степана Бандеры и командующего УПА* гауптмана батальона «Нахтигаль» Романа Шухевича.
Среди своих прихожан пан Квич пытался найти единомышленников. Вербовал в основном молодёжь. И с успехом. Ведь точно такой же бандеровской атрибутикой была забита очередная явочная квартира, где задержали группировку молодёжи Севастополя – приверженцев Бандеры. У них нашли заточки, дубинки, газовые баллончики, футболки с эмблемами галицийских боевиков. В телефонах масса материалов, пропагандирующих нацизм. На допросе участники молодёжной группировки заявили, что это они рисовали лозунги о «скорой каре москалям», проводили боевые тренировки и готовили бутылки с «коктейлями Молотова». Пока бандеровское подполье Севастополя, Симферополя, Алушты и Керчи не перешло к массовым терактам и диверсиям. «Ждуны» затаились, и лишь иногда расклеивают провокационные листовки-постеры с изображением подорванного Крымского моста и надписью: «Это только начало».
О том, что киевский режим с помощью иностранных спецслужб создаёт бандеровское подполье, засылает террористов на территорию Российской Федерации для совершения диверсионных актов, заявил на заседании Совета безопасности страны президент РФ Владимир Путин.
«Как и их (Киева) идейные предшественники, бандеровцы – пособники Гитлера, пытаются создать бандитское подполье, засылают на нашу территорию диверсионные группы», – предупредил об опасности глава российского государства.
* Организация, запрещённая в РФ.