Японский консул во Владивостоке оказался шпионом
Перейдут ли самураи границу у реки?
№ () от 30 сентября 2022 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Недавно на Дальнем Востоке разразился крупный шпионский скандал. В конце сентября этого года японский консул во Владивостоке Мотоки Тацунори был выдворен из России. По данным ФСБ РФ, он был «задержан с поличным при получении за денежное вознаграждение» секретных сведений. Дипломат из Страны восходящего солнца признал вину в нарушении российских законов. Его объявили персоной нон грата – лицом нежелательным. С чем связана нынешняя повышенная активность японской разведки? Об этом обозреватель «АН» расспрашивал ветерана российских спецслужб полковника в отставке Альберта СЕМЁНОВА.
Попал в ловушку
– Сейчас японская пресса в бешенстве! – говорит Альберт Николаевич. – Газеты пестрят громкими заголовками. Местные соцсети переполнены махровой русофобией.
– Почему? – удивился ведущий рубрики «Мир шпионажа».
По словам полковника Семёнова, Токио считает задержание и допрос консула Мотоки Тацунори российской стороной неприемлемым. На днях представители японского посольства заявили в интервью телекомпании NHK, что эти действия якобы являются «явным нарушением» Венской конвенции. По горячим следам японский МИД вызвал российского посла в Токио и заявил ему «решительный протест» (в японской ноте даже употреблено совсем не протокольное слово «суровый»).
– Но все эти надуманные возмущения – лишь хорошая мина при плохой игре, – сказал старый разведчик. – Ведь японского консула взяли с поличным, что называется, «на кармане», в момент получения секретных документов от российской гражданки. И лишь пресловутая дипломатическая неприкосновенность позволила ему избежать тюрьмы и длительного срока заключения за шпионаж.
О том, что российская контрразведка сработала в высшей степени профессионально, свидетельствует видеозапись задержания японского дипломата. На ней отчётливо видно, как он встречается во владивостокском ресторане с миловидной особой. Но совсем не с целью романтического ухаживания. Разговор идёт вовсе не о любви, а о получении секретной информации за солидные деньги.
Как сказано в официальном документе, руководитель политического отдела японского консульства Мотоки Тацунори был задержан после того, как получил на руки материалы, «имеющие ограниченное распространение», об отношениях России с одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также о влиянии западных и японских санкций на экономическую обстановку в Приморье. За эти материалы он хорошо заплатил, то есть совершил акт шпионажа, несовместимый с дипломатическим статусом. На видеозаписи ФСБ видно, как Мотоки сидит за одним столиком с девушкой. Вот она достаёт из принесённой папки какие-то документы и передаёт их японскому консулу. Он незаметно пододвигает их к себе, внимательно читает и прячет в свой портфель. Потом передаёт деньги.
На этом видеозапись для публичного просмотра обрывается. Лицо девушки, которая передала секретные документы японскому шпиону, тщательно заретушировано. Из этого можно сделать вывод, что она действовала по заданию и под контролем российских спецслужб. И Тацунори попал как кур в ощип в заранее подготовленную ловушку ФСБ России.
Охотник за секретами
Что же интересовало японского дипломата-шпиона? За какую секретную информацию он платил солидные деньги?
В официальном сообщении говорится, что Мотоки Тацунори интересовался тем, какой эффект оказали западные и японские санкции на экономику Приморья. Но ведь он руководитель политического, а не экономического отдела. Неужели шпионил не по профилю?
– В отличие от своих западных коллег японская разведка всеядна, – утверждает ветеран российских спецслужб. – Нынешние самураи не брезгуют любой секретной информацией. Они охотно делятся ей со своими американскими партнёрами, а точнее сказать, хозяевами. А у тех сейчас санкции – главное оружие. Вот и хотел проверить их эффективность в Приморском регионе японский шпион.
Впрочем, ещё больший интерес он проявлял к закрытым сторонам сотрудничества России и Китая. Мотоки Тацунори нужны были данные не только о том, как Поднебесная помогает Москве обходить американские и японские санкции, но и о взаимодействии военных флотов КНР и РФ в Тайваньском проливе.
Не брезговал японский консул и закрытой информацией о взаимодействии России и КНДР. После заявления зампреда российского правительства Марата Хуснуллина о том, что северокорейские строители могут помочь в восстановлении Мариуполя, на Западе раздувают панические слухи. Мол, под видом мирных работяг Ким Чен Ын пошлёт на Украину свой знаменитый подземный спецназ. И уж он-то задаст бандерам жару!
Но основные усилия японской разведки сейчас направлены на получение данных о военной инфраструктуре на так называемых северных территориях. Прежде всего их интересуют российские объекты на Курилах и Сахалине. Ведь самураи спят и видят, что вернутся на отошедшие к Советскому Союзу после Второй мировой войны земли.
Пользуясь тем, что основные силы российской армии сейчас сосредоточены на Украине, японская военщина готовится нанести нам удар в спину. Токио надеется, что кроме бригады морской пехоты Тихоокеанского флота Москва перебросит на Донбасс и другие воинские части из Приморья, тем самым оголив дальневосточный участок нашей обороны.
Японская резидентура во Владивостоке действует нагло и нахраписто. Дипломаты-шпионы идут на любой риск, лишь бы получить нужную секретную информацию. Их не смущает, что порой они попадают в хитроумно расставленные ловушки ФСБ России, как это и случилось с консулом Тацунори. По сути дела, само владивостокское представительство Страны восходящего солнца сейчас превратилось в шпионскую лавочку, которой руководит господин Ёсида Кэнсукэ в ранге генерального консула. Говорят, что именно его должны были задержать с секретными материалами во время встречи в ресторане с важным источником информации. Но в последний момент, видимо, почуяв неладное, он отправил на опасное задание своего подчинённого. Он и попал в феерический шпионский скандал! Так закончилась в России карьера очередного охотника за секретами.
Японское вероломство
Официально правительство Японии заявляет, что внешняя разведка нужна прежде всего для противодействия террористическим угрозам. Потом основными противниками назывались Китай и Северная Корея. Однако с учётом последних событий вполне очевидно, что объектом первостепенных устремлений самураев становится Россия.
Полковник Семёнов напомнил, как самураи вероломно напали во время Второй мировой войны на американский флот на Гавайях. Теперь эту атаку они не прочь повторить на российском Дальнем Востоке. И важную роль в подготовке этой агрессии играет шпионское ведомство.
Что у них не отнимешь, самураи умеют хранить свои секреты. После войны мир долгое время не знал о создании японской службы внешней разведки. Но для профессионалов – это секрет Полишинеля. Ведь решение о создании современной службы внешней разведки было принято ещё правительством Ясуо Фукуды, который возглавлял кабинет министров Японии в 2007–2008 гг., а затем было поддержано правительством под руководством Таро Асо.
Японская разведслужба была создана не на пустом месте, а в рамках Исследовательского бюро при канцелярии премьер-министра («Найте»). Но эксперты утверждают, что японская разведка берёт своё начало приблизительно с 1860 г., с того момента, как Япония стала открытой для иностранцев.
Японские разведчики всегда были сильны национальными традициями, знаменитым самурайским духом. Мало кто знал даже в самой Японии, что «Найте» до сих пор как раз и выполняло функции главного разведывательного органа, занимаясь концентрацией и анализом информации, готовя материалы для правительства. Основными источниками данных являлись сведения, получаемые с помощью технических средств. Радиоэлектронная разведка Японии уступает только США и России. Но, как видим на примере недавно высланного из России консула Мотоки Тацунори, и японские дипломаты не гнушаются шпионажем.
В рамках сил самообороны Японии есть свои разведывательные структуры. Но они занимаются сбором сугубо специфической информации военного характера. В «Найте» также поступала информация, предоставляемая национальными корпорациями, – практически во всех крупных японских компаниях, имеющих представительства за рубежом, есть свои исследовательские центры, которые занимаются сбором и анализом различных сведений о странах пребывания.
Раньше слабым местом «Найте» специалисты считали то, что японская разведка плохо опиралась на главный инструмент шпионажа – агентуру. В опубликованной WikiLeaks депеше Хидэси Митани глава японской службы секретных исследований признаётся представителю Госдепартамента США в том, что долгое время сведения о лидере КНДР в Японии получали далеко не из секретных источников. Про ныне покойного Ким Чен Ира официальный Токио узнавал из мемуаров его японского повара, писавшего под псевдонимом Кенди Фуджимото.
А ведь раньше самураи славились как непревзойдённые мастера нелегальной разведки. Взяв за основу доктрину всеобъемлющего шпионажа, японская разведка насаждала в соседних странах массовую агентуру. Кадры она черпала из созданных ещё в конце XIX в. патриотических обществ, которые вели разведывательную и подрывную деятельность против главных на тот момент противников Японии – России и Китая. Теперь Япония хочет использовать на всю катушку этот исторический опыт. Самураи снова, как поётся в известной песне, готовятся на Дальнем Востоке перейти границу у реки.
Справка «АН»
Систему разведывательной службы японцы позаимствовали у немцев. В 1875 г. японские эмиссары обратились к руководителю прусских спецслужб В. Штиберу с просьбой помочь создать разведку. Некоторое время спустя германская миссия, руководимая генералом Меккелем, отправилась в Японию, чтобы приступить к реорганизации и модернизации армии Микадо. И в 1878 г. была создана разведслужба императорского штаба Кансейкеку. Но сейчас её структура формируется по образцу американского ЦРУ и британской MИ-6.