Полковник в отставке Алексей Иванов рассказал, как встречают Новый год российские разведчики
№ () от 27 декабря 2021 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Новогодние праздники – самые любимые. Помешать отметить их не способна даже «чума XXI века» – пандемия коронавируса. Как встречают Новый год наши Штирлицы? По давней традиции об этом обозреватель «АН» беседует с ветераном российских спецслужб полковником в отставке Алексеем ИВАНОВЫМ.
Агент «омикрон», пошёл вон!
В самом начале разговора Алексей Николаевич посетовал:
– Ужас! Что в мире творится?! В Англии и Франции уже более ста тысяч заболевших в сутки. В Италии – пятьдесят… Вот что делает новый штамм коронавируса «омикрон». Какие тут массовые новогодние гулянья! Нынче отмечать праздники надо в семейном кругу.
– Но вы сами в Афганистане говорили: война войной, а обед по распорядку, – вспомнил молодость ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Разве наш народ испугает какой-то «омикрон»? Тем более бесстрашных разведчиков…
– И всё же осторожность сейчас в двойной цене, – сказал старый разведчик. – Не зря президент Путин предупредил, чтобы не забывали о ней после первого тоста.
– А за что бы вы подняли бокал во время пандемии коронавируса? – спросил обозреватель «АН».
– Агент «омикрон», пошёл из России вон! – воскликнул полковник Иванов. – Все штаммы коронавируса уже надоели хуже горькой редьки. От этой заразы каждый день теряем около тысячи россиян. Это намного больше, чем во время самых кровопролитных боёв в Панджшерском ущелье Афганистана.
– Тогда от душманской пули командира разведроты капитана Иванова спас бронежилет, – заметил журналист. – А что поможет уберечься от коронавируса? Может, добрая чарка водки за новогодним столом?
– Боюсь, эта дезинфекция не поможет, – усмехнулся Алексей Николаевич. – Я недавно сделал третью дозу вакцины.
– Я тоже на днях в третий раз укололся «Спутником», – признался ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Но вот поможет ли он уберечься от «омикрона»? Ведь среди привёзших этот новый штамм из ЮАР в Россию были и переболевшие коронавирусом, и привитые.
– Пуля снайпера с близкого расстояния пробивает армейский бронежилет, но теряет смертоносную силу, – ответил полковник. – Так и вакцина ослабляет заразу, уменьшает вероятность самого печального исхода.
– Не зря в Болгарии во время рождественских и новогодних праздников решили прививать даже в барах, – рассказал о недавней новости журналист. – Укололся – и получил за полцены рюмку ракии.
– Медики не рекомендуют употреблять алкоголь за три дня до и три дня после прививки, – неодобрительно покачал головой Иванов. – Иначе антитела плохо вырабатываются. Но на Новый год бокал шампанского не сильно повредит.
Алкогольный допрос
Больше десяти лет обозреватель «АН» допытывается у давно знакомого разведчика, что он пил и чем закусывал в новогоднюю ночь, когда работал за рубежом. Но Иванов только отмахивался:
– Это секретная информация! По выпивке и закуске легко определить страну пребывания. А срок подписки о неразглашении гостайны у меня пока не закончился.
Но вот наконец-то начальство разрешило ему чуть приоткрыть завесу секретности.
– В зарубежных резидентурах всё зависит от местных условий, – пустился в воспоминания Алексей Николаевич. – Например, в Турции мы пили ракию. Закусывали «рыбой в хлебе».
– Это популярный в Стамбуле «балык-экмек»? – решил блеснуть знанием турецкой кухни журналист. – Я тоже ел свежую скумбрию, завёрнутую в горячий лаваш, в ресторанчике на нижнем ярусе Галатского моста. Вкусно, сытно и стоило тогда всего 12 лир. Сейчас, после девальвации турецкой валюты, это меньше доллара.
– Ещё меньше надо заплатить за стакан лучшего в мире напитка от похмелья – турецкого шалгама, – произнёс полковник и пояснил: – Это сок репы, капусты, приправленный острым перцем. По вкусу кисло-солёный, чем-то напоминающий наш рассол. Обычно подаётся холодным вместе с длинными ломтиками чёрной маринованной моркови – тане. Шалгам оживлял даже мертвецки пьяных янычар.
– А чем закусывали в жарких странах? – полюбопытствовал обозреватель «АН». – Какой экзотикой?
– В Сингапуре и в Австралии наши резиденты жаловались, что их уже тошнит от блюд из крокодилов и кенгуру, которые часто подавались там на официальных приёмах, – ответил полковник Иванов. – Мне в Юго-Восточной Азии нередко приходилось есть змей, жареных насекомых и прочую гадость. А в новогоднюю ночь так хотелось сибирских пельменей и солёного огурчика! Впрочем, тут выручал верный тыл разведчика – наши жёны. На праздник даже в самой далёкой стране такую русскую «поляну» накрывали, что пальчики оближешь.
По словам полковника Иванова, правильно пить спиртное для сотрудника спецслужбы – чуть ли не профессиональное качество. Не зря же бывший начальник советской разведки генерал Шебаршин любил говорить, что должность оперативного работника резидентуры пора переименовывать в аперитивного. Столько спиртных напитков, без закуски, в виде аперитива приходилось употреблять для установления нужного контакта разведчику. Но главное – при этом никогда не терять трезвого рассудка и не входить в запойный штопор.
– Мой первый резидент любил повторять: не следуй завету Хрущёва Никиты, который завещал пить досыта, а вот Джавахарлал Неру советовал пить в меру, – учил журналиста разведчик.
– Как говорил Жванецкий, алкоголь в малых дозах полезен в любых количествах, – попытался пошутить обозреватель «АН». – Я вот люблю чилийское красное сухое вино. Его и буду пить в новогоднюю ночь.
– Вольному воля, – пожал плечами полковник Иванов. – Но главный специалист – психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн советует отдать предпочтение белому сухому. В нём меньше сивушных примесей, и оно нанесёт наименьший вред организму.
Как победить коварного врага
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» продолжал доставать расспросами ветерана российских спецслужб. Особенно журналиста интересовало, как выжить после новогодних праздников и победить самого коварного врага – похмелье. Поэтому попросил рассказать о знаменитой «таблетке КГБ».
На Западе одно время много писали, что сотрудники советской разведки от опьянения принимали препарат RU-21. Поэтому сами оставались трезвыми и могли до такой степени напоить своих собеседников, что те выбалтывали любые секреты. Чудо-средство, мол, прекращает выработку в организме фермента, превращающего алкоголь в ацетальдегид – ядовитое химическое вещество. И наутро у русских шпионов якобы не было никакого похмелья.
– Брехня! – отмахнулся полковник Иванов. – О таком препарате никогда не слышал. Но, чтобы выжить после праздника, кое-какие медикаменты мы иногда применяли.
– Какие?
– Помочь бороться с похмельем могут любые средства от отравлений, – начал рассказывать Алексей Николаевич. – В аптеках их десятки. Начиная с простейшего активированного угля и заканчивая современными препаратами, такими как полисорб и энтеросгель. Лично мне помогает янтарная кислота.
– Как утверждают иностранные эксперты, так называемые «таблетки КГБ» – это лошадиные дозы витаминов, – решил блеснуть познаниями в секретной фармакологии ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Слышал, что такие препараты были редкими и весьма дорогими. Поэтому и давали их далеко не всем агентам.
– Я никогда не пользовался «таблетками КГБ», – сказал ветеран. – Избегал и другой группы лекарств – амфетаминов. Это препараты возбуждающего действия. Суть в том, что они резко стимулируют психическую деятельность и действительно способны как бы перебить состояние опьянения. Правда, потом наступает «ломка». На мой взгляд, заменять алкоголь искусственной наркотой – себя не жалеть.
Слухи о том, что русские пьют больше всех в мире, дали новое название похмелью. За границей эту мужскую беду кличут «русской болезнью». Но в каждой стране наши разведчики её лечат по-разному.
Так, гурман из резидентуры российской разведки в Париже снимает похмелье с помощью чесночного или лукового супа. В большую тарелку он крошит побольше чеснока, заливает кипятком и кладёт кусок французской булки, предварительно добавив туда сырое яйцо.
В Лондоне наши разведчики опохмеляются, как истинные аристократы. Тамошний резидент предпочитает влить в себя традиционный стакан смеси под названием «ойстер». Это коктейль из подсолнечного масла, двух столовых ложек томатного сока, чайной ложки коньяка и яичного желтка, которые перед употреблением взбалтывают, предварительно посолив и поперчив. Заесть можно тостом. Если не помогает, тогда в ход идёт знаменитая овсянка, которую заливают чем-нибудь кисломолочным. Алкогольные напитки для опохмела называют «собачья шерсть» (hair of the dog).
В Германии давняя традиция похмельным утром запивать йогуртом маринованную рыбу, густо сдобренную луком. Никто не знает, пользовался ли этим рецептом Владимир Путин, когда работал в Дрездене.
В резидентуре нашей разведки в Норвегии после новогоднего пьянства возвращаются к жизни с помощью ведра холодной воды, которое выливают себе на голову. При этом важно, чтобы вода обязательно стекала по спине!
А вот в Финляндии наши разведчики не мудрствуют лукаво и надеются только на сухую сауну. Этот способ опохмела в Финляндии почему-то называют русским. Сауну «с бодуна» устраивают нежаркую – 80 градусов вполне достаточно. Считается, что именно при этой температуре токсины покидают организм через кожу наиболее активно: 2–3 захода по 5–7 минут способны полностью вывести алкоголь.
В Китае офицеры нашей разведки, чтобы избежать похмелья, перед застольем выпивают несколько сырых перепелиных яиц. После этого они пьют водку или виски исключительно с зелёным чаем. Манера смешивать виски с богатым антиоксидантами зелёным чаем необычна, но в результате напиток не вызывает похмелья.
Сотрудники нашей разведки в Мексике лучшим лекарством от похмелья считают густой острый суп из телячьих ножек, требухи, зелёного перца чили, кукурузной муки и приправ. Именно эти компоненты содержат массу витаминов и глицин.
Но наиболее неординарные способы борьбы с похмельем используют наши разведчики в странах Южной Америки и Африки. Там втирают лимон в подмышечную область и едят без меры бананы. Говорят, помогает.
– А у меня на даче в русской бане стоит бочка из кедра, – сказал на прощание полковник Иванов. – Лучше всего выводит токсины, повышает иммунитет и оберегает от коронавируса. После Нового года приглашаю попариться.