Бывший разведчик Сергей Антонов рассказал о «русских кротах» в западных спецслужбах
№ () от 9 ноября 2021 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Жажда наживы – главная причина предательства. В погоне за деньгами агент разведки нередко становится «кротом», слугой двух господ, работая на свою и чужую спецслужбы. О том, как действуют шпионы-«двойники», обозреватель «АН» расспрашивал ветерана российской разведки полковника в отставке Сергея АНТОНОВА.
Австрийская сенсация
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» не стал тянуть резину и сразу попросил прокомментировать новость о разоблачении «русского крота» в Австрии:
– Сотрудник австрийского ведомства по защите конституции подозревается в передаче секретной информации России. Причём, возможно, включающей документы немецких спецслужб. На чём его завербовали?
Старый разведчик усмехнулся и ответил любимой цитатой из книги бывшего агента Моссада Виктора Островского: «Человека, который не пьёт, не нуждается в деньгах и женщинах, не страдает от политических проблем, – такого человека не завербуешь».
В ответ обозреватель «АН» начал переводить материал из немецкой газеты:
«В это солнечное воскресное утро мужчина ещё сидел в пижаме в кресле на кухне, когда в его квартиру ворвались полицейские, – повествуют авторы статьи. – Как только мужчина увидел полицейских, он схватил свой мобильный телефон, лежавший на кухонном столе, и попытался его разбить. Сотрудники полиции попытались выхватить у него iPhone, завязалась борьба, но подозреваемому, по-видимому, удалось повредить мобильный телефон до такой степени, что номера телефонов и текстовые сообщения не сохранились. Позже во время допроса он сказал, что оказывал сопротивление, потому что подумал, что это были не полицейские, а грабители. Он также сказал, что не пытался уничтожить свой мобильный телефон».
Человек, оказавший столь яростное сопротивление при аресте, – это не просто подозреваемый мелкий преступник. В течение многих лет он был влиятельным следователем BVT, Федерального управления по защите конституции и борьбе с терроризмом – австрийской спецслужбы. Его полное имя в соответствии с австрийским законом не разглашается. В статье он назван Эджисто О.
Во время обыска следователи нашли различные документы, многие из которых были секретными. И вот сенсация! «Что, возможно, связано с формулой «Новичка», – отмечает газета.
На прошлой неделе в Вене отстранили от должности посла Австрии в Джакарте. До 2020 года Йоханнес П. был генеральным секретарём министерства иностранных дел и, таким образом, самым высокопоставленным дипломатом Австрии. Теперь же его подозревают в злоупотреблении служебным положением и разглашении государственной тайны, поскольку он, вероятно, передал строго конфиденциальное досье Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). В документе содержится анализ ядовитого коктейля, которым хотели отравить Скрипаля, и точный состав нервно-паралитического вещества.
По данным прокуратуры Вены, П. получил строго конфиденциальный документ ОЗХО в своём ведомстве в начале октября 2018 года. Два дня спустя, 5 октября, он встретился с О. На восстановленном мобильном телефоне О. следователи обнаружили видеозаписи секретного досье ОЗХО, сделанные в этот день.
Так сотрудник ведомства по защите конституции попал под прицел следственных органов Австрии. Сообщается, что в январе 2017 года тогдашний глава BVT Петер Гридлинг был впервые проинформирован американской разведывательной службой ЦРУ о том, что из его ведомства произошла утечка информации к россиянам. В ноябре американцы якобы снова предупредили Гридлинга: О. отправлял секретные документы со своего служебного адреса электронной почты на личный аккаунт в Gmail. Тогда глава BVT написал заявление на своего сотрудника О. Его освободили от должности и перевели в академию безопасности.
Теперь во время обыска австрийские следователи обнаружили в его доме в Каринтии щекотливые документы. Они нашли множество секретных документов дружественных спецслужб. Правда, пока нет доказательств того, что секретные документы из этого досье передавались России. Однако венские следователи полагают, что в Москву было отправлено «множество данных».
Поэтому члены так называемого Бернского клуба, неформального объединения европейских спецслужб, выставили Австрию за дверь. Произошло это из-за предполагаемой передачи О. данных в Россию.
– Но в Австрии так называемый «русский крот» пока отделался лёгким испугом, – закончил пересказ публикации в немецкой газете ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Он уже снова находится на свободе и отрицает, что передавал документы российским спецслужбам.
– Не пойман – не вор, – снова усмехнулся полковник Антонов. – А как он сумел выкрутиться?
Журналист снова стал переводить иностранные источники. По их данным, судьи поверили, что он якобы отправлял конфиденциальные документы на свой личный адрес электронной почты «в учебных целях». Мол, это были исключительно старые документы, которые не были засекречены. Ведь отправлять электронные письма в Россию – это «безумие», сказал подозреваемый в интервью австрийскому интернет-изданию Zack-Zack. «Никто бы не стал этого делать», – пишет и Sddeutsche Zeitung.
Подозреваются все
– Судя по иностранной печати, российская разведка – лучшая в мире? Раз стольких «кротов» сумели завести в чужих спецслужбах, – с подковыркой спросил полковника обозреватель «АН».
– Об успешных вербовках широко известно становится только после провалов, – сказал Антонов. – Впрочем, нашу разведку западная пресса пытается обвинить без всяких доказательств во всех смертных грехах. Причём не только в вербовке мелких клерков западных спецслужб, но и самых высоких персон.
– Вы имеете в виду бывшего советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна? – уточнил журналист.
– Да. Тучи над ним до сих пор не рассеялись, – ответил Сергей Александрович. – А ведь всё началось вроде бы с пустяка.
Он рассказал, что, как и положено госслужащему, Флинн подал декларацию о доходах, однако в ней не указывался ряд компаний, связанных с Россией. Экс-советник объяснил это тем, что документ был «черновым вариантом».
Потом бывший советник президента США по национальной безопасности Майкл Флинн раскрыл информацию об 1, 3 млн долларов своих доходов, полученных им за работу на технологические компании, политические группы, а также за выступления, пишет New York Times. Всего от русских бывший начальник американской военной разведки получил более 50 тыс. долларов.
– Согласитесь, для такого ценного агента – весьма скромный гонорар, – встал на защиту бывшего коллеги по разведремеслу полковник Антонов.
– Понятное дело, ни одна разведка в мире никогда не признается, что тот или иной агент работает на неё, – продолжал настаивать обозреватель «АН». – Но ведь вспомним знаменитые вербовки Филби и Эймса… Мы ведь тоже не лыком шиты.
– Да, самый ценный сотрудник нашей разведки – это англичанин Ким Филби, – согласился Антонов. – Ни один наш агент не достигал таких карьерных высот в иностранной разведке. Кандидатура молодого Филби даже рассматривалась для назначения на пост руководителя SIS.
По словам ветерана, Филби знал почти все секреты западных спецслужб. Когда были преданы гласности сведения о его истинной роли, бывший сотрудник ЦРУ Коуплэнд, знавший Кима лично, заявил: «Деятельность Филби в качестве офицера связи между SIS и ЦРУ привела к тому, что все чрезвычайно обширные усилия западных разведок долгое время были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали».
В Англии он удостоен высшей награды Британии, которую в Букингемском дворце ему вручала сама королева.
– Ким Филби из принципа не принимал никаких ценных подарков от нашей разведки, – продолжил разговор полковник Антонов. – Отказался даже от сувенирного глобуса, украшенного бриллиантами. А вот Эймс работал не за идею…
Оплеуха Америке
Арест Эймса и приговор ему вызвали политический скандал в Америке. После такой оплеухи ЦРУ начало скрупулёзный подсчёт своих потерь. По окончании следствия было официально объявлено, что Эймс выдал 12 агентов ЦРУ и раскрыл более 50 операций ЦРУ против СССР и России. За это Эймс получил от КГБ, а затем и от СВР РФ 2, 7 млн долларов.
Перебежчик Олег Гордиевский рассказал «Голосу Америки» (выполняет функции иностранного агента. – Прим. «АН»), что Олдрич Эймс был для КГБ одним из самых ценных агентов в американских спецслужбах за всю их историю.
Ему вторит другой предатель – Виктор Суворов: «Дело Эймса показало Америке её уязвимость – человек, который находился на таком посту и имел доступ к такой информации, как оказалось, может быть завербован разведкой другого государства, не вполне дружественного. Это было оплеухой Америке».
– Как же наши завербовали такого важного источника информации? – не удержался от вопроса обозреватель «АН».
– Эймса никто не вербовал, – ответил полковник Антонов. – Он сам предложил нам свои услуги. Вот что Олдрич написал в своей первой записке, адресованной резиденту нашей разведки в США.
«Я, Олдрич Х. Эймс, работаю начальником контрразведывательного подразделения в отделе СВЕ ЦРУ. Я служил в Нью-Йорке под псевдонимом Энди Робинсон. Мне нужно 50 тысяч долларов в обмен на информацию о трёх агентах, которых мы в настоящее время вербуем в Советском Союзе».
– Эймс девять лет работал на нашу разведку. Почему так долго американцы не могли его разоблачить? – спросил старого разведчика журналист.
Антонов сказал:
– Эймс был настоящим профессионалом. Он сделал блестящую карьеру в ЦРУ. Как писал потом в своём докладе по «делу Эймса» генеральный инспектор ЦРУ Фредерик Хитц, «ему были присущи гибкость ума и интеллектуальная любознательность, желание заниматься самообразованием, причём в областях, выходивших за рамки его прямых служебных обязанностей».
– Почему же он провалился? Говорят, наш «крот» в конце сделал немало промахов, – напрямик спросил журналист.
– От провала ни один разведчик не застрахован, – ответил полковник и добавил: – Так, известный советский и российский разведчик Борис Соломатин считает: «Есть Эймсу в чём винить и себя – им было допущено немало ошибок. Его легенда об источнике денег легко проверялась, он прекратил докладывать об официальных встречах со связником, на которых происходили передачи денег и документов, делал вклады в банк сразу на следующий день после встречи со связником, хранил дома секретные документы, вёл телефонные разговоры с женой по оперативным вопросам, купил дорогостоящий дом и машину не в рассрочку, как это обычно делается; он излишне шиковал, и это бросалось в глаза окружающим».
Впрочем, двойная жизнь и алкоголизм постепенно стали накладывать на Эймса свой отпечаток. Поэтому и в его семейной жизни появились серьёзные проблемы. «Рик становился всё более равнодушным, – вспоминала впоследствии его вторая жена Мария Росарио. – Он проявлял всё меньший интерес ко мне и, так сказать, к сексуальной части наших отношений, что было для меня очень болезненно… Я решила, что Олдрич просто стал импотентом».
– Кабаки и бабы даже «крота» доведут до цугундера, – закончил разговор журналист.