Этой осенью президент Турции Эрдоган разбушевался. На днях он потребовал выслать из страны послов 10 государств, поддержавших турецкого правозащитника Османа Кавалу. Ранее по обвинению в «политическом и военном шпионаже» было арестовано полдюжины иностранцев. Им грозит от 15 до 20 лет тюрьмы.
Почему это происходит? Чего боится Эрдоган? На эти вопросы обозреватель «АН» попросил ответить ветерана советской и российской разведки подполковника в отставке Армена ДАВТЯНА.
Узники тюрьмы Малтепе
Пока в Москве на локдаун ещё не закрыты рестораны и кафе, вечерами в них много народа. Однако Армен Тигранович знает тихое местечко недалеко от своего дома. В малолюдном баре мы и расположились со своими ноутбуками.
– Новый шпионский скандал в Турции! – обозреватель «АН» решил не тянуть резину и попытался сразу взять быка за рога. – По информации местного издания Sabah, шесть арестованных иностранцев заключены в тюрьму Малтепе под Стамбулом. За что?
Подполковник Давтян много лет работал в Анкаре и Стамбуле и, по собственному признанию, знает турецкий чуть хуже русского, но лучше родного армянского. Поэтому без труда переводит сообщения местной прессы.
В Турции арестованы шесть иностранцев, их обвиняют «в политическом и военном шпионаже», сообщает 20 октября газета Hrriyet. По данным издания, четверо из арестованных - россияне, двое других - граждане Украины и Узбекистана.
Как пишет Hrriyet, подозреваемые планировали совершить нападения на представителей чеченской оппозиции. По версии следствия, арестованные «могут быть вовлечены в международную шпионскую деятельность». По статье о военном и политическом шпионаже им может грозить от 15 до 20 лет лишения свободы.
– На наших разведчиков они мало похожи, – сказал, глядя на газетные фотографии арестованных, ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– У этих бородачей кавказской внешности были найдены три пистолета, патроны и документы, в том числе российские паспорта, – ответил старый разведчик. – Мы в Турции никогда не носили оружия.
– Российские паспорта могут быть поддельными, – высказал предположение журналист. – Не зря же пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя эту новость, заявил, что в Кремле не располагают информацией о задержанных в Турции россиянах. По словам Пескова, если бы это были «действительно российские граждане», то мы получили бы об этом «какую-то информацию».
– Пока всё покрыто мраком тайны и секретности, – усмехнулся Давтян. – И всё-таки кое-какая информация просачивается. Так, Hrriyet пишет, что арестованы Абдулла Абдуллаев, Равшан Ахмедов, Беслан Расаев и Асланбек Абдулмуслимов (все, как утверждает издание, - граждане России), Игорь Ефрим (гражданин Украины) и Амир Юсупов (гражданин Узбекистана). Все они теперь узники турецких спецслужб.
Чего боится Эрдоган?
Новые дипломатические и шпионские скандалы в Турции во многом спровоцированы самими Эрдоганом. Он явно нервничает.
– Чего опасается турецкий президент? – напрямик спросил обозреватель «АН».
– Очередного заговора, – ответил подполковник. – Поэтому и раздувает шпиономанию. На самом деле он боится не иностранных агентов, а своих военных и сотрудников спецслужб.
О турецкой армии Армен Тигранович может рассказывать часами.
– Турецкие военные не зря считают себя самыми верными последователями Ататюрка, – начинает свою небольшую лекцию подполковник Давтян. – Они за светское государство и против исламского радикализма. Поэтому их заговора так опасается нынешний президент Турции – ярый исламист Эрдоган.
По словам старого разведчика, турецкие генштаб и спецслужбы традиционно играют большую роль в политической жизни страны. Они не раз устраивали военные перевороты. Однажды даже посадили в тюрьму Эрдогана, который был в то время мэром Стамбула.
Правда, позже, уже на посту премьера, курировавшего спецслужбы, Эрдоган «отомстил» военным, отправив в тюрьму 324 офицера и генерала. Финансирование армии, которая раньше препятствовала росту исламистского влияния, было урезано на треть. В главную турецкую спецслужбу МИТ на пост руководителя был назначен его верный сторонник Хакан Фидан.
– Этот ближайший сподвижник Эрдогана в то время был всего лишь младшим армейским офицером, – подчеркнул подполковник Давтян. – И вдруг стал руководителем главной спецслужбы страны. Конечно, в МИТ это вызвало сильное недовольство. Пришлых «варягов» в любой разведке не любят.
МИТ никогда не руководил «парашютист», человек со стороны. Эрдоган эту традицию нарушил. В последние годы его назначенец Хакан Фидан провёл там большую чистку. К руководству разведки пришли люди, близкие к мусульманским радикалам. В результате резко усилились противоречия между турецким генштабом и спецслужбами. Было арестовано более 300 высокопоставленных офицеров. Как пишут западные СМИ, в ближайшие дни ожидаются новые аресты среди военной верхушки.
– Эрдоган боится очередного военного переворота в Турции? – напрямую спросил обозреватель «АН».
– Да, – кивнул подполковник Давтян. – Эрдоган хочет повязать военных кровью, втянув их в локальный конфликт, а свои спецслужбы отвлечь кампанией шпиономании. В такой обстановке шансы на успешный военный переворот ничтожны.
Под особым подозрением чеченцы
Мы рассматривали на экране ноутбука старые фотографии Давтяна в Стамбуле и Анкаре. На нескольких из них на заднем фоне виднелась одна и та же машина.
– Турецкая наружка, – сказал подполковник. – Наши дипломаты в Анкаре были под особым «колпаком».
– Так это во многих странах так, – не удивился ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Правда, сейчас под особым подозрением турецких спецслужб выходцы из Чечни, – подчеркнул Давтян. – Это произошло после сенсационного заявления Рамзана Кадырова.
Тогда глава Чечни сказал, что давно в ряды будущих боевиков были заброшены «его люди», проходившие в Турции сборы на натовских базах. В итоге Кадыров смог создать «агентурную сеть» из «лучших бойцов республики», которые теперь координируют удары по террористам.
– Говорят, поэтому Эрдоган поставил своей контрразведке задачу: найти агентурную сеть Кадырова. Уже ищут. Арестовали шестерых. «Ведь тут не забыли о длинной руке нынешнего чеченского лидера», – сказал Армен Тигранович и рассказал о нашумевшем убийстве.
Иностранные СМИ много писали о таинственном Джеймсе Бонде, убившем за тридцать секунд одиннадцатью точными выстрелами троих чеченских террористов.
Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев и Берг-Хаж Мусаев были расстреляны на автомобильной парковке в районе Зейтинбурну в европейской части Стамбула. Они были видными полевыми командирами из окружения лидера чеченских боевиков Доку Умарова. Именно их подозревали в организации ряда терактов, в том числе в московском аэропорту Домодедово.
Так, Рустам Альтемиров находился за это преступление, в результате которого погибли 37 человек, в федеральном розыске. Заурбек Амриев обвинялся в пособничестве террористам и убийстве. Но самым опасным среди этой троицы чеченских боевиков был Берг-Хаж Мусаев. По данным российских спецслужб, это не кто иной, как Амир Хамзат – правая рука Доку Умарова. Как считает следствие, именно он с помощью внушения и наркотиков превратил смертника Магомеда Евлоева в живую бомбу, которая рванула в Домодедове.
– Но возмездие свершилось. Работал опытный профи. Одиннадцать пуль на три цели, и ни одного промаха. А ведь стрелял с заднего сиденья движущийся машины, – заметил подполковник. – Турецкая полиция тогда нашла пистолет калибра 9 миллиметров. И это был не армейский макаров, а очень популярный у чеченцев пистолет Стечкина. Ёмкость магазина у макарова – 8 патронов. А у АПБ Стечкина аж двадцать. Стрелок выпустил одиннадцать пуль за полминуты. Перезаряжаться ему было некогда. Одним махом он завалил сразу трёх противников.
И тогда, и сейчас многие уверены, что ликвидация чеченских террористов в Турции – дело рук российских спецслужб. Мол, это месть за погибших в терактах на территории России.
– На войне как на войне, – заявил подполковник Давтян. – В борьбе с террористами границ нет. Американские «котики» прихлопнули бен Ладена в Пакистане, и весь мир им аплодировал. А мы чем хуже?
– Спецслужбы США, Израиля, других стран гордятся операциями по уничтожению террористов, – заметил обозреватель «АН». – А наши стыдливо отнекиваются до последнего: мол, я – не я, и шапка не моя. Но вспомним, как 13 февраля 2004 года в Катаре в собственном автомобиле был взорван экс-президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев. Тогда российские спецслужбы также отрицали свою причастность к этой операции.
Вскоре после этого полиция Катара арестовала двух сотрудников российского посольства: Анатолия Белашкова и Василия Богачёва. По приговору суда они получили пожизненные сроки. Но к концу 2004 года удалось добиться экстрадиции заключённых. 23 декабря 2004 года они прибыли в Россию. Говорят, к этому времени их семьи получили новые квартиры в Москве и солидные денежные компенсации.
Но кто же убил подручных Басаева и Умарова? Судя по данным турецких спецслужб, первый подозреваемый – 55-летний россиянин Александр Жарков. Русский Джеймс Бонд, говорят, успел скрыться за несколько минут до прибытия полицейских.
Турецкие силовики объявили, что Жарков может быть членом так называемой берлинской группы – глубоко законспирированной команды ликвидаторов, которых якобы спонсирует некий видный чеченский политик и курируют спецслужбы РФ. Ячейка занимается убийствами оппозиционных чеченцев в Европе и Турции, её штаб-квартира располагается в Берлине, сообщил сайт «Кавказ-Центр».
– Ликвидация чеченских террористов в Турции – это длинная рука не Москвы, а Грозного, – высказал предположение подполковник Давтян. – Помню, когда 9 мая 2004 года взорвали отца Рамзана Кадырова, то сын публично поклялся отомстить. Кровная месть на Кавказе – дело святое. Она может продолжаться очень долго.