О чём свидетельствуют новые факты из доклада комитета по разведке Сената США? Поспешное бегство американцев из Афганистана вызвало панику у их марионеток. Ведь талибы жестоко мстят за пытки, которым подвергались их соратники в тайных тюрьмах нынешнего кабульского режима. О преступных методах работы мастеров заплечных дел различных стран, а также их американских учителей обозревателю «АН» рассказал ветеран российской разведки подполковник в отставке Эрнест НОВИКОВ.
Умывают окровавленные руки
Мы смотрели репортаж «Аль-Джазиры». На экране монитора отряды «Талибана» (запрещённая в России террористическая организация) победно занимали крупнейшие города страны. Они уже контролировали более 90% территории Афганистана. До Кабула исламским боевикам оставалось – рукой подать.
– Почему талибы первым делом захватывают не военные штабы и учреждения местной власти, а полицейские участки и тюрьмы? – спросил Эрнеста Валерьевича ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Хотят освободить своих арестованных сподвижников, пока их не уничтожили тюремщики, – ответил старый разведчик. – Ведь те сейчас стараются скрыть следы преступных пыток, которым их научили советники из ЦРУ.
– Но и талибы отнюдь не смирные овечки, – возразил обозреватель «АН». – Посмотрите, что они вытворяют в захваченных городах.
Журналист нашёл в своём макбуке сцены публичных казней. Пособникам американцев отрубали головы, забрасывали камнями, до смерти секли плетьми.
– Откуда такая запредельная жестокость? – ужаснулся этим кадрам ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Восток – дело тонкое. Тут свои нравы и порядки, – заметил подполковник Новиков. – Впрочем, как аукнется, так и откликнется. Местные палачи тоже не церемонились со своими пленниками. Правда, делали всё тайно, а не на городских площадях. Этому их учили американские наставники.
– Откуда это вам известно? – выразил сомнение обозреватель «АН».
– Недавно в западной прессе появились новые «утечки» из доклада сенатского комитета по разведке, – сказал ветеран. – Хотите расскажу?
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» утвердительно кивнул. И Новиков открыл своё досье.
ЦРУ назвало новую программу RDI, что означает Renditions, Detentions and Interrogations («выдачи, задержания и допросы»). «Выдачи» – это пытки, переданные на аутсорсинг: ЦРУ похищает кого-то и отправляет его на жестокое обращение либо аппаратом безопасности их родной страны, либо, в варианте «экстраординарной выдачи», аппаратом безопасности третьей страны. «Задержания» – это обслуживание, логистика и прямые операции в тайных тюрьмах, где ЦРУ, а не союзная разведывательная служба, содержало людей в заключении. «Допросы» – изощрённые пытки.
Официально американскому сенату удалось установить по меньшей мере 119 человек, которых ЦРУ держало в тайных тюрьмах. Однако следователи утверждают: «У нас с агентством была переписка о том, кто был задержан ЦРУ, а кто нет. Комитет по разведке, озвучивая число «119», ведёт себя крайне консервативно. Все, кто принимал участие в этом расследовании, считают, что ЦРУ задерживало более 119 человек».
Вот что говорится в докладе о выдачах. «ЦРУ снимало обнажённые тела связанных заключённых в момент их передачи. Это было документированием выдачи. Предположительно, это делалось для того, чтобы доказать, что кто-то, кто в конечном итоге мог умереть в иностранной камере пыток, был жив, когда он был в руках ЦРУ».
А вот что говорится в докладе о допросах «повышенной интенсивности». Как утверждал заключённый Абу Хамза аль-Табуки, «с первого дня они начали допрашивать меня, используя методы террора и страха, пыток и избиений, оскорблений, угрожая обнажить мои интимные части тела и изнасиловать меня. Меня неоднократно избивали и оскорбляли вместе с моими родителями и семьёй».
– Сейчас идёт эвакуация американского посольства из Кабула, – говорит подполковник Новиков. – Для её прикрытия в дипломатический район и зону местного аэропорта перебрасываются 5 тысяч морских пехотинцев и спецназовцев. Агенты ЦРУ умывают окровавленные руки, бросая на произвол судьбы своих марионеток.
Справка «АН»
Пытки официально запрещены Конвенцией ООН, конституциями и другими законами почти во всех странах мира. В 127 из них за истязания на допросах существует уголовное наказание. Например, в Канаде за пытки виновный может сесть в тюрьму на 14 лет, во Франции – на 15, в США – на 20, а в Великобритании даже получить пожизненный срок. Несмотря на это, допросы с пристрастием широко практикуются.
Учителя афганских палачей
Новые факты из доклада комитета по разведке Сената США свидетельствуют о двуличии ЦРУ. Прикрываясь набившими оскомину громкими фразами о «демократии и свободе», агенты американских спецслужб не гнушались преступлений.
Ещё раньше Новиков рассказывал обозревателю «АН» о скандале с психологами американской разведки, которые разработали методику «усиленного допроса». Впервые на практике её применила Джина Хаспел – в недавнем прошлом бывший глава ЦРУ, прославившаяся как лучший специалист по пыткам. Одно время она руководила секретной тюрьмой в Таиланде «Кошачий взгляд». Там к заключённым применялись самые жестокие и самые изощрённые методы «усиленного допроса»: лишение сна, пытка холодом, закапывание в ров, сексуальное насилие, сверление дрелью черепа и зубов, имитация утопления и другие.
Некоторые за это сравнивали Джину Хаспел с печально знаменитой Эльзой Кох – прозванной Бухенвальдской Ведьмой. За пытки начальницу секретной тюрьмы ЦРУ прозвали Кровавой Джиной.
– Вот что говорит о ней экс-сотрудник АНБ Эдвард Сноуден, – раскрывает в своём ноутбуке новый файл подполковник Новиков: «Если бы президент начал расследование по делу о пытках ЦРУ, такие люди, как Хаспел, могли бы попасть в тюрьму». В подтверждение этого мнения Эрнест Валерьевич привёл несколько выдержек из иностранной прессы. Так, американская газета The Washington Post опубликовала свидетельства бывшего сотрудника ЦРУ по борьбе с терроризмом Джона Кириаку об участии в пытках Джины Хаспел.
«Сотрудники ЦРУ и психологи, работавшие по контракту, начали пытать Абу Зубейду. Предполагалось, что используемые ими техники должны носить нарастающий характер и начинаться с удара открытой ладонью по животу или лицу. Но работавшие с ним оперативники решили начать с самого жёсткого метода. Они 83 раза применяли в отношении Абу Зубейды пытку, имитирующую утопление. Позднее пытали его лишением сна; неделями держали запертым в большой клетке для собак; помещали его в ящик размером с гроб и, зная об иррациональном страхе, который он испытывал перед насекомыми, запускали туда мелкую живность».
Жертвы американского гестапо
Секретные застенки спецслужб на профессиональном сленге не зря называют «чёрными дырами». Нередко люди там исчезают бесследно. На тайные тюрьмы американского гестапо, как установили следователи сенатского комитета по разведке, было потрачено свыше 300 млн долларов.
Такие пыточные ЦРУ есть не только в Афганистане, но были и в Египте, Марокко, Турции, Катаре, Саудовской Аравии, Иордании, Пакистане, Ираке и Таиланде. В Европе обнародованы данные о секретном изоляторе «Старе-Кейкуты» в Польше, «фиолетовой тюрьме» в Литве, а также изоляторе ЦРУ в окрестностях Бухареста в Румынии.
Специальные операции в рамках данной программы проходили на территориях Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Ирландии, Чехии, Дании, Боснии и Герцеговины, Македонии и Кипра.
По словам подполковника Новикова, в секретных застенках использовали так называемую расширенную технику ведения допроса. Её разработали американские психологи Джон Брюс Йессен и Джеймс Митчелл. Он написал «руководство по технике интенсивного допроса». В нём к узникам предлагалось применять такие меры воздействия, как голодание, лишение света, нескончаемая громкая музыка, многочасовые приковывания наручниками в неудобной позе, лишение сна, обливание ледяной водой и имитация утопления.
Целью этих издевательств было воспитание в заключённом «выученной беспомощности». Этот термин Йессен позаимствовал из работы психолога Мартина Зелигмана. Тот провёл серию опытов над собаками и заметил, что регулярные удары электротоком подавляют у животных волю к сопротивлению настолько, что они даже не пытаются спастись. Йессен решил применить эту садистскую практику не к собакам, а к людям.
– Сколько жертв американского гестапо в Афганистане и других странах? – спросил в конце разговора ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Этого не знает никто, – ответил подполковник Новиков. – Ведь ЦРУ сейчас предпочитает пытать чужими руками.