Не зря Данте в своей «Божественной комедии» поместил изменников в самом страшном, последнем, девятом круге ада. В разведке нет ничего хуже предательства. С ним пришлось столкнуться и нынешнему директору Службы внешней разведки России Сергею Нарышкину. О феномене предательства, судьбах изменников родины обозреватель «АН» поговорил с ветераном российских спецслужб полковником в отставке Николаем АФАНАСЬЕВЫМ.
Иуда Калугин?
Первым делом ведущий рубрики «Мир шпионажа» поинтересовался у старого разведчика:
– Видели недавнее интервью директора СВР Сергея Евгеньевича Нарышкина?
– Конечно, смотрел, – ответил Николай Егорович. – И даже по старой привычке кое-что законспектировал. Вот что он говорил об изменнике, который его выдал: «Мне, к сожалению, пришлось работать вместе с человеком, который впоследствии оказался предателем».
– Но фамилию этого подлеца так и не назвал, – посетовал обозреватель «АН».
– Ещё год назад в эфире телеканала Минобороны «Звезда» Нарышкин по этому поводу сказал: «Предатель и есть предатель. Ну что о нём рассказывать? Он недостоин этого. Одно успокаивает – эти предатели или уже сгорели в огне ада, или обязательно сгорят. Я думаю, вот тот человек, с которым я работал, который перешёл на сторону врага, ему сейчас очень плохо», – снова процитировал главу СВР полковник Афанасьев.
– И всё-таки страна должна знать не только своих героев, но и антигероев, достойных ненависти и презрения, – продолжал настаивать на своём журналист. – Раньше Сергей Нарышкин называл предателем бывшего начальника Управления КГБ СССР по Ленинграду Олега Калугина, который был заочно приговорён к 15 годам лишения свободы за измену Родине.
– В 1980 году Нарышкин познакомился в Ленинградском управлении не только с Владимиром Путиным, но и с Олегом Калугиным, которого Андропов перевёл туда из московского Центрального аппарата, – подтвердил сведения обозревателя «АН» ветеран. – О своём тогдашнем начальнике он остался не лучшего мнения. По словам Нарышкина, Калугин был эгоистичным и самовлюблённым человеком. Уже в то время наш резидент в Нью-Йорке Юрий Дроздов подозревал его в предательстве. Как впоследствии выяснилось, изменник сдал многих наших разведчиков в США, Франции и даже в Австралии. В этот «чёрный список» мог попасть и нынешний глава СВР.
– Но в те времена Нарышкин ещё не работал за кордоном, – возразил ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Но готовился к заграничной командировке, – ответил полковник. – Под псевдонимом Наумов он сначала закончил 101‑ю разведшколу (ныне Академия внешней разведки), а позднее Сергей Нарышкин проходил специальную подготовку в здании бывшего жандармского управления в Большом Кисельном переулке в районе Лубянки, где тогда располагалась часть 8-го факультета Высшей школы КГБ. Он изучал французский язык. В 1988 году молодой разведчик был направлен «под крышу» советского посольства в Бельгии. И об этом мог знать предатель Калугин.
Афанасьева всегда страшно раздражало, когда при Ельцине изменников пытались выставить чуть ли не «диссидентами от разведки», «борцами с советским режимом», «светочами демократии». Взять того же генерала Калугина. После увольнения со службы он был и депутатом, и помощником тогдашнего председателя КГБ Бакатина.
А потом, как гражданин США, Олег Калугин клянётся на Библии и выступает с разоблачениями российской агентуры на шпионских процессах. По этому поводу Борис Соломатин, бывший заместитель начальника ПГУ, имея в виду Калугина, саркастически заметил: «Вот и у нас появилась новая категория людей – «предатель в законе». Ещё резче выразился о нём бывший начальник внешней разведки Леонид Шебаршин: «…Калугин, на мой взгляд, давно переиграл свою роль и вместо эксперта по борьбе с коммунизмом превратился в эксперта по борьбе с Россией».
Перебежчик Черпинский?
По другой версии, выдал Сергея Нарышкина его сослуживец по посольству в Брюсселе Игорь Черпинский. Он прибыл в Бельгию на должность атташе по культуре, но работал в резидентуре Первого главного управления КГБ СССР. И сразу выделился небывалыми успехами по линии разведки.
Молодому сотруднику в короткие сроки удалось организовать несколько важных вербовок. Правда, впоследствии выяснилось, что все его агенты оказались подставными «утками» и находились на связи у резидента ЦРУ в Брюсселе. Но он продолжал блефовать и обманывать не только КГБ, но и американскую разведку.
Чтобы набить себе цену, Черпинский передал ЦРУ целый список из нескольких десятков бельгийцев, которых определил как «советских агентов». Среди них были политики, дипломаты, журналисты, бизнесмены, а также один католический священник и отставной генерал авиации. Американцы передали часть этих данных бельгийской контрразведке, те начали собственное расследование и даже арестовали одного государственного чиновника, но через десять дней выпустили его за «недоказанностью обвинения».
Конечно, американцы были недовольны, но на первый раз простили «фантазёра», тем более он с потрохами сдал всех оперативников советской резидентуры в Брюсселе. Услуги предателя неплохо оплачивались. Жена молодого дипломата, которая раньше всё время занимала деньги до получки мужа, теперь хвасталась обновками и золотыми украшениями. На это обратил внимание офицер безопасности посольства из внешней контрразведки КГБ. Тучи над семейством Черпинских сгущались. И тогда он решился на побег.
7 марта 1990 г. Черпинский с женой неожиданно ушли с праздничного концерта в посольстве, посвящённого Международному женскому дню. На вопрос: «Куда вы?» Черпинские ответили, что спешат к больному ребёнку, который остался один дома.
Сыну Черпинских тогда было три года, и он был очень тяжело болен. Всё посольство знало, что ребёнок родился в 1986 году в Киеве сразу после Чернобыльской катастрофы и предположительно имел болезни онкологического характера, которые напрямую связывали с последствиями аварии на атомной станции. Об этой беде семьи Черпинских знали не только в советском посольстве, но и в резидентуре ЦРУ. На этом и сыграли в ходе его вербовки.
Молодому советскому дипломату предложили не только солидное материальное вознаграждение, но и якобы новейшее американское лекарство от лейкемии, которое спасёт его сына. Под давлением жены Игорь согласился сначала на сотрудничество с ЦРУ, а потом стал настаивать на побеге. Видимо, надеялся вылечить в Америке больного сына.
Когда после праздников Черпинский на работу в посольство не явился, его квартиру вскрыли. Но никого там не обнаружили. Позже его машину бельгийская полиция нашла на окраине Брюсселя. Через некоторое время сначала бельгийские, а затем и американские газеты сообщили, что советский дипломат Черпинский «выбрал свободу» и был эвакуирован в ФРГ на американскую военную базу «Рамштайн», а позднее на военном самолёте вылетел в США.
– После этого побега американцы подняли очередной шпионский скандал, – сказал полковник Афанасьев. – В результате троим советским дипломатам пришлось срочно покинуть Бельгию.
Наши разведчики оказались полностью засвечены предателем. К сожалению, их дальнейшее использование на оперативной работе за рубежом стало невозможным. Среди них был и Сергей Нарышкин. Он увольняется из КГБ и возглавляет отдел по экономическому развитию мэрии Санкт-Петербурга. В дальнейшем работает бок о бок с Путиным.
Дальнейшая судьба Игоря Черпинского и его семьи, по некоторым сведениям, сложилась трагично. Сейчас он проживает под чужой фамилией в американском захолустье. Увы, его сына не вылечили. Возможно, поэтому он сильно запил. Развёлся с женой. Поэтому Сергей Евгеньевич Нарышкин не зря говорит, что «сейчас изменнику очень плохо».
Трясутся от страха
– Сейчас не только Черпинский, но и многие другие перебежчики осиновыми листами трясутся за свою продажную шкуру, – сказал обозреватель «АН» и показал Афанасьеву в своём макбуке статью из газеты The Sunday Times.
В ней рассказывается о визите их корреспондентов к Виктору Макарову, который служил в КГБ, шпионил на Великобританию, после разоблачения провёл пять лет за решёткой, а затем тайно перебрался на Запад. Журналисты навестили его в «крохотной муниципальной квартире в отдалённом городке на севере».
«Его тапочки протёрлись на носках, а в холодной квартире, где он живёт один, пахнет плесенью. После того как он два года занимался шпионажем в сердце российской разведки, MI-6 в 1992 году тайно переправила его в Британию. По утверждениям Макарова, первое время он получал наличные деньги и чеки от сотрудников разведслужб. Но, после того как в 2001 году ему было единовременно вручено 58 тысяч фунтов, с ним, по его словам, порвали связи. Теперь Макаров живёт в вечном страхе, что путинские киллеры попытаются отомстить ему за измену России-матушке», – говорится в статье.
«У меня ощущение, что меня предали, – сказал Макаров в интервью. – Я доверял Британии, думал, что она обо мне позаботится. Я рисковал своей жизнью, чтобы шпионить в пользу этой страны. А теперь посмотрите на меня».
Макаров заявил: «Я сделал нечто намного хуже, чем Сергей Скрипаль. Я рассказал MI-6 о планах, которые Россия составила, чтобы вторгнуться в Польшу. Я рассказал им очень много вещей, которых они не знали. Я испугался, когда они добрались до Литвиненко. А теперь Скрипаль. Следующим могу стать я. Всякий раз, когда российская пресса делает материалы о предателях, я в их списке. Журналист из Russia Today звонил мне насчёт интервью. Они не забыли. Когда я служил в КГБ, они искали людей, которые предали их в 40‑е годы – тридцатью годами раньше. КГБ никогда не забывает».
Английское издание сообщает, что теперь Макаров живёт на пособие, составляющее менее 200 фунтов в неделю. Впрочем, не живёт, а существует, дрожа от страха.
О таких мерзавцах Владимир Путин заявил: «Предатели всегда плохо кончают, они кончают, как правило, либо от пьянки, либо от наркотиков под забором. Вот недавно один примерно так закончил своё существование. И непонятно, ради чего».
Разведчики не любят говорить на тему предательства. Ведь цена измены особенно высока. На карту у них поставлена не только свобода, но и порой сама жизнь. Поэтому предателей настоящие разведчики называют душепродавцами.
Феномен предательства пытались исследовать многие. Например, бывшие директора Центрального разведывательного управления США Уильям Колби и Ричард Хелмс пришли к одинаковому выводу: в основе предательства прежде всего лежат деньги, распутный образ жизни, некоторые психические отклонения. В измене прежде всего проявляются ущербность личности и целый конгломерат комплексов.
– Именно такими душепродавцами являются предатели Калугин и Черпинский, которые могли выдать Сергея Нарышкина, – закончил беседу полковник Афанасьев.