На Олимпиаде в Токио работают спецслужбы
№ () от 3 августа 2021 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Спортивные праздники мирового масштаба нередко пытаются испортить террористы и радикалы всех мастей. Что делается для того, чтобы противостоять различным угрозам и обеспечить безопасность на олимпийских объектах? Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана российских спецслужб полковника в отставке Анатолия НОВИКОВА.
«Англичанка по-прежнему гадит»
Это известное выражение знаменитого русского полководца Александра Васильевича Суворова полковник Новиков привёл в самом начале нашего разговора, прочитав обзор западной прессы. Особенно задела его статья в британской газете The Guardian. Её автор Барни Ронэй пишет:
«Приезд в Токио 335 российских атлетов заставил многих недоумевать, но упрёки и обвинения британцев и американцев вызывают лишь ехидные усмешки.
We will ROC you! Давайте признаем: эхо холодной войны, фоном раздающееся на Играх в Токио, в какой-то момент должно было зазвучать на полную мощность. Эти Игры в определённой мере стали весьма успешными для пиара Российского государства. Пожалуй, в этот момент стоит вспомнить слова Владимира Путина: «К сожалению, сегодня мы наблюдаем политизацию спорта».
– Особенно ярко это проявляется в нападках на российские спецслужбы, – продолжил эту мысль Анатолий Петрович. – Вспомним, как прошлой осенью бесновались в Лондоне английские официальные лица.
Тогда МИД Великобритании выступил с утверждениями о том, что российские спецслужбы с помощью кибератак пытались сорвать Олимпиаду в Токио до её переноса на 2021 год из-за пандемии. Заявление главы ведомства Доминика Рааба было опубликовано на сайте Форин-офиса.
«Действия ГРУ, направленные против Олимпийских и Параолимпийских игр, циничны и безрассудны. Мы осуждаем их в самых сильных выражениях. Соединённое Королевство вместе со своими партнёрами продолжит выявлять подобные злонамеренные атаки», – утверждал британский министр.
МИД и Национальный центр кибербезопасности Великобритании без всяких доказательств тогда заявляли, что российские хакеры из Главного управления (ГУ) Генштаба ВС РФ (бывшее ГРУ) проводили «кибернетическую разведоперацию», целью которой стали организаторы игр, их спонсоры и логистические компании. Это якобы делалось, чтобы вывести из строя компьютерные системы, помешав проведению соревнований.
Официальный Лондон также утверждал, будто в результате действий российских хакеров сотни компьютеров вышли из строя в ходе церемонии открытия ОИ-2018 в южнокорейском Пхёнчхане, помешав трансляции мероприятия. Российские хакеры якобы также пытались замести следы и изменить свой метод с тем, чтобы он напоминал почерк хакеров из Китая и КНДР.
Утверждалось, что за атаками стояли военнослужащие из российской воинской части 74455, которую западные спецслужбы связывают с деятельностью хакеров. Они же будто бы стояли за кибератаками против энергосистем Украины с помощью вируса NotPetya. Минюст США в связи с этими атаками предъявил обвинения шести россиянам. В британском МИД подтверждают, что Лондон и Вашингтон приняли решение одновременно выступить с обвинениями в адрес российских разведслужб.
– Байки про хакеров из ГРУ уже набили оскомину, – усмехнулся журналист. – Они бы в Токио ещё следы неуловимых Петрова и Боширова обнаружили. Ведь те раньше представлялись «специалистами по спортивному питанию»…
– Так это, оказывается, «русские шпионы» кормили разрешённым допингом, снявшуюся с Олимпиады американскую гимнастку? – с иронией спросил старый разведчик. – Или они завербовали врача британской сборной велосипедистов, которого признали виновным в приобретении препаратов с тестостероном? И кстати, как американцы относятся к дисквалификации Альберто Салазара за допинг?
– Им до слёз обидно проигрывать на токийской Олимпиаде русским, – сказал обозреватель «АН». – Вот и снова вспомнили про пресловутый «Новичок» после нашей серебряной медали в академической гребле, не давшей подняться на подиум англичанкам Хелен Гловер и Полли Сванн.
– Мифические Петров и Боширов по популярности в Интернете уже заткнули за пояс знаменитого британского агента 007 Джеймса Бонда, – сказал полковник Новиков. – Но вовсе не их опасаются японские спецслужбы. Главные угрозы – это коронавирус и терроризм.
У шестнадцати спецнянек
Эти Олимпийские игры из-за пандемии и так перенесли на год. Они проходят в необычных условиях и при самых строгих мерах безопасности. Поэтому на только что построенном Японском национальном стадионе не было толп зрителей и громких аплодисментов спортсменам, съехавшимся в Токио со всего мира и присутствовавшим на церемонии открытия. Чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции, введена система «пузырей», когда спортсмены перемещаются между олимпийской деревней и местами состязаний по определённым, строго охраняемым маршрутам. Это беспрецедентный турнир, на котором спортсмены изолированы от местных жителей. Попытки выйти самостоятельно в город сразу наказываются лишением аккредитации. На днях за такую «самоволку» были отправлены домой несколько олимпийцев из Грузии.
– За гостями и участниками Олимпийских игр в Токио следят не в оба глаза, а в десятки, сотни тысяч видеокамер и других приборов наблюдения, – говорит Новиков. – А сколько сотрудников спецслужб задействовано на этом мероприятии, пока никто не знает. Можно лишь судить по мировому опыту.
Вот цифры по московской Олимпиаде 1980 года. В общей сложности только сотрудников милиции и курсантов школ МВД в Москве тогда работало около 50 тыс. человек, а единовременно на улицах и объектах находилось по 12–15 тыс. человек, из них чуть больше половины – в форме. Число сотрудников КГБ СССР, трудившихся на Олимпиаде-80, по некоторым данным, составляло около 15 тыс. человек.
На безопасность Олимпийских игр в Сочи было потрачено около 2 млрд долларов – в 2 раза больше, чем в Ванкувере. Тогда штат одной только сочинской полиции увеличили до 25 тыс. человек. К настоящему моменту на токийские Игры было потрачено более 27 млрд долларов. Немалая часть из них пошла на обеспечение безопасности. В этой работе участвуют все 16 спецслужб Японии. Вот их краткий список:
1. Информационно-исследовательское бюро при кабинете министров (Naikaku Chosashitsu Betsushitsu; сокр. Naicho).
2. Разведывательный отдел Управления государственной обороны (Jouhou Honbu).
3. Штаб разведки Управления государственной обороны.
4. Органы военной контрразведки.
5. Подразделение защиты информации.
6. Радиоразведка (Chosa Besshitsul).
7. Управление разведки и анализа (Intelligence and Analysis Bureau) при Министерстве иностранных дел.
8. Управление расследований общественной безопасности (Koancho) при Министерстве юстиции.
9. Иммиграционное управление при Министерстве юстиции.
10. Подразделение разведки сухопутных сил Японии.
11. Оперативная разведывательная команда (Fleet Intelligence Command) Морских сил.
12. Управление разведки (Intelligence Division) воздушных сил самообороны.
13. Главное полицейское управление (Управление охраной).
14. Бюро безопасности Государственного полицейского агентства (Security Bureau National Police Agency (NPA)).
15. Управление безопасности на море.
16. Японский научно-технологический информационный центр (Japan External Trade Organization; сокр. JETRO).
Большинство олимпийских объектов находятся на побережье Токийского залива. С моря их защищают пограничные катера.
«Риск террористических атак сохраняется, несмотря на то что соревнования решено проводить без зрителей. Мы будем принимать все возможные меры на протяжении всех Олимпийских и Параолимпийских игр», – заявил старший офицер третьего регионального штаба береговой охраны Японии Сасаки Ватару.
Режим ЧС предварительно объявлен до 22 августа. То есть в случае улучшения эпидемиологической обстановки его могут снять прямо перед церемонией открытия Параолимпиады. Однако на решение не пускать зрителей на трибуны это уже никак не повлияет. Строжайшие меры безопасности будут сохраняться до этого срока. Но вот удастся ли уберечь Олимпиаду и не допустить терактов и провокаций 16 японским спецслужбам, пока никто не знает.
– Как гласит русская поговорка: у семи нянек дитя без глазу, а тут аж шестнадцать! – воскликнул ветеран.
Из прошлого опыта
По словам полковника Новикова, в мире до сих пор считают образцовым обеспечение безопасности на сочинской зимней Олимпиаде. Тогда спецслужбы России были переведены на особый режим работы. Отменены все отпуска. Выходные для оперативных сотрудников стали большой редкостью.
– Для оперов этот спортивный праздник – как для лошади престижные скачки: грива украшена цветами, а круп в мыле, – горько пошутил Анатолий Петрович. – Работы – непочатый край. Попробуй уследи за каждым иностранным болельщиком. А ведь среди них могут оказаться террористы и провокаторы. Среди прочих мер помогло и международное сотрудничество спецслужб.
Вот что сказал по этому поводу директор ФСБ РФ Александр Бортников: «При подготовке и проведении Олимпиады 2014 года нам удалось вместе с нашими партнёрами из многих государств мира, прежде всего Франции, Германии, Австрии, США и Грузии, предотвратить ряд террористических атак на олимпийские объекты, которые готовились».
Полковник Новиков рассказал, что спецтехника позволила российским профи проверять документы и вещи всех без исключения, кто заходил на территорию спортивных мероприятий, без всякого дискомфорта для посетителей. Ещё одно важное российское ноу-хау – профилактика пространства силами кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку со своими служебными собаками.
Оправдались надежды профессионалов на «электронный нос». Он называется система Stan-dex. Этот прибор позволил распознавать даже малые количества взрывчатки на поясах смертников. Финансировали этот антитеррористический проект Россия, США, Франция, Германия и Нидерланды. С российской стороны в разработку этого прибора были вовлечены специалисты питерского Радиевого института имени Хлопина (дочернее предприятие госкорпорации «Росатом»).
Полковник Новиков достал из потёртой папки пожелтевший от времени документ:
– Перед сочинской Олимпиадой наши спецслужбы внимательно изучали опыт прошлых крупных спортивных соревнований. Вот выписки из служебной записки в ЦК КПСС за подписью председателя КГБ Юрия Андропова. Называлась она «О замыслах западных спецслужб и зарубежных антисоветских организаций в связи с Олимпиадой-80».
Чего же опасался перед московской Олимпиадой председатель КГБ? В первую очередь того, что в различные национальные олимпийские делегации под видом переводчиков, ремонтников, конюхов, врачей и прочего обслуживающего персонала будут внедрены члены Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) – эмигрантской антисоветской организации. По данным советской разведки, этот вопрос специально обсуждался на заседании совета НТС в ноябре 1977 года.
В те времена советские спецслужбы были озабочены экстремистской деятельностью ряда лидеров крымских татар. В записке Андропова сказано:
«Имеются оперативные данные о том, что эмигрантская организация «Комитет за возвращение высланных крымских татар на их родину» уже начала подготовку группы спортсменов с целью включения их в состав ряда национальных команд для участия в Олимпиаде. По замыслу главарей указанного комитета, на открытии Олимпиады эти спортсмены должны устроить на стадионе публичные выступления в «защиту крымских татар» путём развёртывания лозунгов, выкриков с призывами провокационного характера».
На московской Олимпиаде благодаря оперативной информации разведки провокаций удалось избежать. Будем надеяться, что и токийская пройдёт без сучка, без задоринки.