Американская разведка бьёт тревогу. Если раньше эксперты в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли полагали, что правительство в Кабуле после ухода американцев продержится год, то сейчас прогнозы куда более мрачные. В новом докладе ЦРУ по Афганистану сказано, что талибы возьмут власть в стране через шесть месяцев. По самому пессимистичному прогнозу это произойдёт уже этой осенью. Чем это угрожает России? Об этом обозреватель «АН» беседует с ветераном российских спецслужб полковником в отставке Леонидом ЯКОВЛЕВЫМ.
Бегство из Баграма
Наш разговор со старым разведчиком начался с афганских воспоминаний:
– Во времена нашей молодости вы доказывали московскому журналисту, что воевать с душманами лучше под Баграмом, чем под Волгоградом. Всё в мире повторяется. Не грозит ли нам сейчас новая афганская война?
В доказательство своих опасений обозреватель «АН» привёл свежую публикацию из американской прессы. Вот что она пишет, ссылаясь на новый доклад ЦРУ по Афганистану.
По мнению американской разведки, афганское правительство во главе президентом Ашрафом Гани может окончательно рухнуть в лучшем случае через год после вывода военных США и НАТО. Причём это хороший вариант, при плохом Кабул не продержится и полгода под натиском боевиков движения «Талибан»*. Есть ещё более мрачный прогноз, где правительственным силам отводят всего три месяца на сопротивление.
– Увы, но действия талибов ломают все прогнозы американских аналитиков, – усмехнулся Леонид Максимович. – Если буквально месяц назад западные аналитики правительству Афганистана пророчили, как минимум, два «спокойных» года после вывода американских сил, то сегодня отводят 3–6 месяцев, а, судя по последним данным, крах может наступить ещё раньше.
– Но после вывода советских войск из Афганистана правительство Наджибуллы продержалось целых три года, – вспомнил историю ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Если бы не предательство Горбачёва, который приказал прекратить любую материальную помощь нашим союзникам в Кабуле, и не переход на сторону исламистов генерала Дустума, то ещё неизвестно, чем бы и когда дело кончилось, – размышлял над фактами бывший аналитик советских и российских спецслужб. – Мы вышли из Афгана достойно. Сейчас же вывод войск США и их союзников всё больше напоминает паническое бегство.
По словам полковника Яковлева, западные оккупанты начали выводить военный контингент из Афганистана 1 мая – до этого их войска находились там ровно двадцать лет. Первыми начали драпать американские союзники. Страну уже покинули подразделения Германии, Италии, Чехии, Австралии, других стран. Последний американский солдат должен уйти из Афганистана к 11 сентября – к двадцатой годовщине терактов в Нью-Йорке. Но, похоже, всё может произойти гораздо раньше и будет как позорное бегство американцев из Вьетнама. Тогда последних забирали с крыши посольства США в Сайгоне вертолётами.
Вьетнамский позор повторяется в Афганистане. Сейчас американцы озабочены, как следует организовать эвакуацию из Кабула тех своих марионеток, которые долгие годы служили оккупационным войскам верой и правдой. Пока речь идёт о том, что хорошо бы попытаться заранее вывезти вместе с войсками хотя бы ещё 20 тыс. граждан Афганистана. По крайней мере, именно эта цифра фигурирует в законопроекте члена палаты представителей от Массачусетса Сета Мултона. «С Афганистаном уже ясно, что эту войну нам не выиграть, но осталась ещё масса способов её позорно проиграть», – заявил он в комментарии The Wall Street Journal.
Ушедший в отставку бывший верховный главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис озабочен той же проблемой. В своей колонке на сайте Bloomberg Opinion он предложил любыми средствами уберечь афганских «партнёров США» от «Талибана»*. В противном случае, по его мнению, «их может ждать судьба союзников американцев во Вьетнаме, попавших в коммунистические «лагеря перевоспитания».
В Афганистане поспешную эвакуацию кроме военно-транспортной авиации ВВС США сегодня обеспечивают даже российские самолёты-гиганты Ан‑124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» и единственный стратегический украинский Ан‑225 «Мрия».
– С украинцами всё понятно, выслуживаются перед заокеанскими хозяевами, – сказал ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Но зачем в этой операции участвуют наши «Русланы»?
– Кто вам сказал, что они наши? – с иронией переспросил Яковлев. – Эта фирма давно зарегистрирована за бугром. Поэтому присоединилась к западным санкциям и облетает сейчас Белоруссию. Зато вывозит американцев из Афгана.
– Американская пресса пишет, что после вывода войск 4 июля из крупнейшей авиабазы в Баграме в стране останется не более 650 солдат и офицеров армии США, – решил блеснуть последними данными обозреватель «АН». – Они, как всем очевидно, смогут попытаться оборонять в лучшем случае лишь самих себя.
– Их задача: оборонять посольство США в Кабуле и тамошний аэропорт, – не согласился с журналистом полковник. – А 4 июля действительно все американские солдаты и военнослужащие НАТО покинули авиабазу Баграм, расположенную примерно в 60 километрах от афганской столицы.
С шайтаном не договоришься
– Нам не хочется дважды наступать на одни и те же грабли и вновь ввязываться в афганскую войну, – продолжал свой рассказ полковник Яковлев. – Но тучи на юге сгущаются.
– А может быть, всё ещё обойдётся? – высказал робкую надежду журналист.
Кстати, в Москве наши дипломаты не склонны драматизировать ситуацию и советуют не спешить с выводами. Как недавно заявил спецпредставитель российского президента, директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов, говорить о сдаче радикалам всей страны пока рано.
«В Афганистане около 300 уездов, если на то пошло. Поэтому – да, боевой сезон идёт, я ещё весной говорил, что он наступит «по расписанию». Если бы талибы взяли хотя бы один-два центра провинций за это время, можно было бы делать выводы. Однако они не захватили ни одного. Это значит, что у них тоже возможности ограничены», – пояснил дипломат.
Официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова пока тоже настроена позитивно. Она предположила, что по завершении так называемого боевого сезона военная ситуация относительно стабилизируется и «противоборствующие стороны уже на деле, а не на словах будут готовы начать конструктивный мирный диалог».
Впрочем, мирные переговоры между афганским правительством и «Талибаном»* стартовали в столице Катара ещё 12 сентября 2020 года, однако к конструктивным выводам на них пока так и не пришли – власти в Кабуле вынуждены задействовать национальные силы обороны и безопасности в контртеррористических операциях практически на всей территории страны. Но, как видим, безуспешно.
По последним данным, талибы за короткое время захватили порядка 90 уездов, при этом в большинстве случаев даже без серьёзных боестолкновений – деморализованные правительственные войска попросту сбегают от наступающих боевиков в административные центры провинций.
По подсчётам ООН, имеющей в Афганистане специальное представительство, «Талибан»* на данный момент контролирует не менее 50–70% территории дотла разорённой войной страны.
Более того, по данным CNN, с 24 июня талибы начали осаду Мазари-Шарифа – важнейшего транспортного узла между северными провинциями Афганистана и соседними центральноазиатскими странами. В первую очередь – с Узбекистаном и Таджикистаном. При этом нет практически никакой надежды, что деморализованная правительственная армия здесь, как, впрочем, и повсюду, сможет долго сопротивляться натиску исламистов. Потому что афганские солдаты и даже спецназ сегодня массово сдаются в плен талибам. А те за покорность и измену присяге тут же выплачивают добровольно сложившим оружие жалованье, которое правительство в Кабуле своей уставшей воевать армии задерживает уже несколько месяцев.
– Откуда у талибов деньги? – задал вопрос обозреватель «АН».
– Они в основном контролируют горные сельские районы, где растёт опиумный мак, – ответил Леонид Максимович. – А героин – неиссякаемый источник доходов.
– Но в западной прессе в этом году развернулась шумная пропагандистская кампания, что талибов якобы финансирует российская военная разведка, – сказал журналист. – Мол, за каждого убитого американца агенты ГРУ платили боевикам деньги.
– Чушь собачья! – возмутился полковник. – У нас движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией. Её деятельность на территории России запрещена.
– Но это на территории России, а за её пределами? – продолжал стоять на своём обозреватель «АН». – С момента запрета уже столько лет прошло. Может, сейчас талибы уже неплохие ребята и с ними можно договариваться? Ведь ради интересов России можно пойти на сделку хоть с чёртом.
– Иметь дело с террористами запрещает закон, – продолжал стоять на своём ветеран. – И с шайтаном договариваться выйдет себе дороже. Восточный чёрт всегда обманет.
Потянем ли «новую Сирию»?
В последние дни ожесточённые бои идут уже в трёх часах езды от столицы Таджикистана Душанбе. И всего в 70 км от 201‑й военной базы Вооружённых сил РФ. А это крупнейший военный объект России за рубежом.
Поэтому с приближением талибов к Пянджу его боевые возможности решено резко повысить. Так, количество личного состава 201-й базы в Генштабе приказано увеличить с 7, 5 до 9 тыс. солдат и офицеров уже к концу 2021 года. Вероятно, в составе базы, ещё в 2013 г. переведённой на дивизионную структуру, будет развёрнут ещё один мотострелковый полк.
Как на днях заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, до конца 2021 г. отвечающий за южное направление Центральный военный округ (ЦВО) получит 1200 единиц новой и модернизированной боевой техники. Вероятно, значительная часть этого пополнения окажется в боевом составе 201-й российской военной базы в Таджикистане. Потому что новому полку понадобится много боевых бронированных машин, артиллерийских систем и другой техники.
Кроме того, Шойгу заявил: «К концу текущего года командованию ЦВО предстоит осуществить перевооружение на модернизированные истребители-бомбардировщики Су-34М и истребители-перехватчики МиГ-31БМ двух авиационных полков». Это, по словам министра, «значительно увеличит возможности округа по огневому поражению противника и борьбе с крылатыми ракетами на центральноазиатском стратегическом направлении».
– Как и в Сирии, делаем ставку на авиацию? – напрямую спросил обозреватель «АН».
Полковник неопределённо пожал плечами. Но, как сообщает военный эксперт Сергей Ищенко, уже в этом году часть полученных от промышленности Су-34М может приземлиться на 999-й российской авиабазе в Канте (Киргизия). Пока там стоят лишь наши штурмовики Су-25СМ, вертолёты Ми-8 и Ми-17. По опыту боёв в Сирии известно, что Су‑34М куда мощнее и эффективнее стареньких штурмовиков против террористических банд в горах.
По мнению военных экспертов, в Центральной Азии у России стремительно вырисовывается примерно такая же система обороны, которая создана и отлично зарекомендовала себя вокруг авиабазы Хмеймим в Сирии. Тогда основную тяжесть весьма возможных боёв у границ с Афганистаном при поддержке киргизской, узбекской и таджикской армий возьмут на себя наши Воздушно-космические силы, Силы специальных операций и 201‑я военная база.
– Но потянет ли Россия «новую Сирию»? – спросил в конце разговора журналист.
– А нам деваться некуда. Опасность войны идёт с юга, – ответил полковник Яковлев и снова вспомнил свою афганскую присказку: – Лучше воевать у Баграма, чем у Волгограда.
Мнение эксперта
Доктор военных наук Константин Соколов:
«Вывод американских войск из Афганистана – хорошо продуманный акт с целью насолить России. В Вашингтоне прекрасно понимают: процесс пойдёт дальше, на север. США будут незаметно его направлять. России следует ожидать обострения ситуации в республиках Средней Азии – не исключено, что это докатится и до наших окраин».
* Организация, запрещённая на территории РФ.