Это станет летней сенсацией в мире шпионажа. Как сообщают источники западной прессы в американских спецслужбах, уже в июле может состояться обмен заключёнными между США и Россией. Кого освободят из тюрем?
Об этом обозреватель «АН» беседует с ветераном российских спецслужб полковником в отставке Альбертом НОВИКОВЫМ.
«Альфа» готова выполнить приказ
Журналист не скрывал своих сомнений:
– Я не очень верю американской прессе. В погоне за сенсацией мои западные коллеги наплетут что угодно. Уже сообщают, что обмен шпионами состоится в начале июля в аэропорту Вены. Это правда или пустая болтовня?
– Поживём – увидим, – старый разведчик, как всегда был осторожен в высказываниях. – Но нет дыма без огня. По моей информации, у нас тоже есть признаки готовящегося обмена.
– Какие? – вырвался вопрос у ведущего рубрики «Мир шпионажа». – Осуждённого в России на длительный срок американского шпиона Пола Уилана уже доставили из мордовской колонии в Москву?
– Экий вы прыткий! – усмехнулся Альберт Семёнович. – Думаю, пока идёт рутинная бюрократическая работа дипломатических ведомств. Не зря на днях в Москву и Вашингтон вернулись послы США и России. Наверняка привезли конкретные предложения Госдепартамента и нашего МИДа.
– А разве обменом занимаются не спецслужбы? – выразил удивление обозреватель «АН».
– Как я знаю из собственного опыта, мы подключаемся к этой операции уже на последнем этапе, – поясняет ветеран российских спецслужб. – Офицеры группы «Альфа» сопровождают предназначенных для обмена заключённых из тюрьмы в аэропорт, летят с ними в самолёте, следят за точностью выполнения всех условий секретных договорённостей. Они готовы выполнить любой приказ.
– Но зачем для обмена снова привлекать самый знаменитый спецназ России? Ведь шпионы – это не террористы, а люди интеллигентные и вряд ли они станут буянить при перелёте, когда освобождение так близко, – продолжал сомневаться журналист.
– Бойцы «Альфы» сопровождают обмены у нас по традиции, – заметил полковник Новиков. – Хотя эта предосторожность вовсе не лишняя. Скажем, тот же Пол Уилан вовсе не тщедушный «ботаник», а крепко сложенный мужчина, бывший морской пехотинец. Кстати, и другой американец, которого по данным западной прессы готовят к обмену, тоже морпех. Он получил в России девять лет тюрьмы за то, что, выпив две бутылки водки, сильно буянил и при задержании покалечил нашего полицейского. Так что без «Альфы» тут не обойтись.
Не менять шило на мыло
Мы не раз спорили с Альбертом Семёновичем о равноценности обменов осуждёнными гражданами США и России.
– Почему они так редко происходят? – в который раз недоумевал обозреватель «АН». – Нам некого предложить американцам для обмена? Кроме Пола Уилана разве нет больше осуждённых за шпионаж?
Новиков стал возражать:
– У нас сейчас немалый «обменный фонд». В российских тюрьмах в настоящее время отбывают наказание 73 гражданина США. Конечно, все они рвутся на свободу.
– Ну так что мешает обменять их на наших, томящихся в тюрьмах США?! – горячился обозреватель «АН».
– Законы. Судебные формальности. Любой обмен – это туман и обман. Дело архисложное. Наших, конечно, вызволять из американской тюряги надо, и переговоры по этому поводу, думаю после Женевы, уже начались, – ответил полковник Новиков. – Весь вопрос: на кого менять?
– Мал «обменный фонд»? – с подковыркой спросил журналист.
– Не в этом дело, – поморщился Альберт Семёнович. – Но есть вещи, когда спецслужбы не хотят переступать определённые рамки. Есть фигуры, запретные для обмена.
– Какие?
Полковник Новиков на минуту задумался:
– Например, предателей Потеева или Калугина не захотят отдавать сами американцы. Потому что если они сдадут их, то никто и никогда больше не станет сотрудничать с американскими спецслужбами. По этой же причине и нам нельзя ни в коем случае отдавать на расправу американского перебежчика Эдварда Сноудена. Тогда не жди «инициативников» или новых перебежчиков к нам. Без доверия со стороны агентуры разведку можно прикрывать, как разорившуюся артель «Рога и копыта».
– Но был же случай, когда американцы выдали нам предателя, – обозреватель «АН» вспомнил эпизод из книги о знаменитой «Красной капелле». Тогда агент этой группы Р. Барт (Бек) в 1942 году был арестован гестапо и перевербован. Работал на немцев на оккупированной территории Западной Европы. Приговорён заочно к расстрелу. Весной 1945 года он попал к американцам, а те передали его НКВД. В 1945 году Бек был расстрелян.
– Это единственный случай, – ответил полковник. – Тогда мы были союзниками, а теперь…
Впрочем, обмены уже давно вошли в практику спецслужб. Их было множество: удачных и неудачных. Из самых громких, но несостоявшихся – это переговоры об обмене фельдмаршала Паулюса на сына Сталина Якова.
«Солдата на фельдмаршала не меняю» – эти слова приписывают Сталину. Но, как утверждают историки разведки, это всего лишь выдумка советских киношников, которая стала историческим мифом. На самом деле переговоры, которые велись в нейтральной Швеции с немцами, уже в самом начале закончились провалом.
А вот китайскому лидеру Чан Кайши удалось выручить своего сына из застенок Лубянки. В конце 30-х годов прошлого века в Шанхае был арестован резидент советской военной разведки Яков Бронин. В Москве тут же взяли под арест китайского агента Цзяин Цзинго. Это был сын самого вождя Гоминьдана Чан Кайши. Цзяин Цзинго обвинили в том, что он собирал секретные сведения о Красной армии. Торг был недолгим. Прошло немного времени, и Бронин вернулся в Москву. А обменянный на него Цзинго вскоре попал в отцовские объятия.
Самый неравноценный с количественной стороны обмен состоялся в 1982 году. Тогда нашего разведчика полковника Алексея Козлова, арестованного в ЮАР, обменяли с помощью разведки ГДР аж на одиннадцать человек! За будущего Героя России пришлось отдать десять немцев и одного офицера армии ЮАР, в своё время попавшего в плен в Анголе во время рейда туда южноафриканской армии. Сам Козлов потом вспоминал: «В Берлине мне товарищи стол хороший приготовили: икорочка, сёмга. Но я смолотил всю отварную картошку и всю селёдку. Мне потом сказали: «Ты, Лёшка, сожрал у нас весь представительский запас селёдки».
Бута – на Уилана и Навального?
По словам полковника Новикова, из США сейчас поступают разные предложения по обмену заключёнными. Самые сенсационные – это обменять Виктора Бута, осуждённого в США в 2012 году на 25 лет, на Уилана или Навального.
По приговору после 13 лет заключения ему ещё нужно отбыть 12 лет.
Американцы считают, что Виктор Бут – лучший агент Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Вооружённых сил России. Но в Таиланде его почему-то заманило в ловушку не ЦРУ, не ФБР и даже не всемогущее Агентство национальной безопасности США, а довольно скромная по американским меркам спецслужба – Агентство по борьбе с наркотиками. От имени колумбийских партизан оно предложило продать такие типы вооружения, как 700–800 ракет «земля-воздух», 25 тыс. автоматов АК-47. Бута попросили доставить в Колумбию миллионы боевых патронов и боеприпасов, противопехотные мины и взрывчатку С-4, оборудование для прицелов ночного видения. Американские агенты заказали также «сверхлёгкие» самолёты, которые могут быть оборудованы гранатомётами и ракетами.
Западные спецслужбы утверждают, что знаток восьми иностранных языков был не только переводчиком, но и агентом ГРУ. До ареста он носил звание майора. А перед судом в США ему специальным указом президента России присвоили звание полковника. Но наши источники в российской разведке быстро опровергли это сенсационное сообщение. Мол, даже за самые геройские подвиги звание через ступень теперь не присваивают. Это в «смутные ельцинские времена» бывало такое. Например, ныне известный адвокат Дмитрий Якубовский в 28 лет стал генералом спецслужбы (ФАПСИ), перешагнув сразу несколько воинских званий подряд.
Сам Бут утверждает:
– Я уволился из Вооружённых сил в звании лейтенанта – у меня никогда не было звания майора, как об этом любят писать журналисты, и в ГРУ я не служил.
После секретных договорённостей в Женеве появилась надежда, что президенты Путин и Байден услышали мольбы 85-летней матери Виктора Бута. Обмен для неё может быть единственным шансом увидеть сына ещё раз. Именно поэтому она перед женевским саммитом обращалась с письмом к обоим президентам. И это принесло свои результаты. На встрече президентов в узком составе речь шла об обмене заключёнными. Об этом заявил недавно Дмитрий Песков.
«Естественно, сверкой списков никто не занимался. Президенты ведут, как правило, рамочный разговор, концептуальный. Тема эта затрагивалась. Президент Путин это подтвердил на пресс-конференции, сказал, что можно поработать в этом направлении. Тема эта, безусловно, не любит публичности и должна дальше прорабатываться в полной тишине», – отметил пресс-секретарь.
По словам Пескова, есть «рамочные обсуждения этого вопроса на уровне государств, а дальше начнётся весьма и весьма непростая работа». «Фамилии какие-то известны, но речь не идёт только об упомянутых персонажах (Бут и Уилан – Прим. «АН»). Со списками, как минимум, надо разобраться. Нужно на рабочем уровне садиться и разговаривать. Собственно, как и по другим вопросам».
– В последнее время появляется много спекуляций, что американцы могут обменять Виктора Бута на Алексея Навального, – сказал в конце разговора обозреватель «АН». – Возможно ли это?
– Нет, – отрезал Новиков. – Вот что заявил на днях тот же Дмитрий Песков: «Москва передаст Вашингтону оппозиционера, если выяснится наличие у него американского гражданства или связь со спецслужбами». А на такое политическое самоубийство сам Навальный никогда не пойдёт.