США в ответ на кибератаки других стран могут нанести реальный военный удар
Кто победит в электронной войне разведок?
№ () от 16 марта 2021 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Это только в старых фильмах лихие агенты прокрадываются ночью во вражеские штабы, вскрывают сейфы и похищают секретные карты, другие важные документы. Время киношных Джеймсов Бондов безвозвратно ушло. В XXI веке в мире шпионажа правят бал хакеры, добывающие секреты и тайны из чужих компьютеров.
«Пентагон отныне классифицирует кибератаки со стороны иностранных государств как акт агрессии и предусматривает возможность применения в ответ военной силы», – сообщает американская газета Wall Street Journal. Теперь США считают себя вправе отвечать реальными военными ударами на возможные атаки в киберпространстве. Об этом говорится в докладе «Иностранные шпионы, крадущие экономические секреты США в киберпространстве», который Пентагон подготовил для американского Конгресса.
«Китай и Россия рассматривают себя в качестве стратегических соперников США и наиболее активно занимаются сбором американской экономической и технологической информации», – говорится в нём.
Далее сообщается, что по-настоящему эффективного противодействия ни американцы, ни британцы организовать кибершпионам не могут.
Факт остаётся фактом: можно сколько угодно развивать систему ПРО и наращивать военный контингент, но при этом оставаться незащищёнными от сетевых войн. Причём лишь одна кибератака на секретные информационные массивы может нанести гораздо больший вред, чем деятельность десятков шпионов, работающих старыми методами. Причём обнаружить таких виртуальных разведчиков невероятно сложно. В документе определено, в каких случаях военные должны будут просить у президента разрешения на кибератаки вражеских компьютерных сетей. А для этого у американцев есть все возможности. Тем более теперь.
Эксперты назвали этот 12-страничный документ «наиболее чётким заявлением Вашингтона о политике в области кибербезопасности».
Также обеспокоены сложившейся ситуацией и в Туманном Альбионе. В материале «Китай и Россия перехватили инициативу в битве за киберпространство» в газете Times глава Стратегического командования вооружённых сил Великобритании генерал Патрик Сандерс указал, что Британия «уступает стратегическую инициативу соперникам».
«В то время как мы истощали свои силы в вооружённых интервенциях, таких как Ирак, другие использовали время и пространство, чтобы продвигать свои интересы с более стратегической точки зрения. Китай осуществлял стратегию победы без борьбы, меняя положения мирового порядка; Россия комбинировала военные и невоенные средства, чтобы изменить карту, пытаясь поменять баланс сил и подрывая единство обществ путём распространения дезинформации. Обе страны получают решающее преимущество в военных технологиях информационного века», – написал в своей статье Сандерс.
По его мнению, кибершпионаж приобретает особый смысл в свете бурного развития информационных технологий. Сейчас именно Россия и Китай занимают одни из лидирующих позиций по модернизации программного обеспечения, связанного как с распространением вирусного софта, так и с ликвидацией вирусных угроз.
На Западе уже несколько лет назад создали глобальную систему электронного шпионажа «Эшелон». Она засекает всё: от болтовни по телефону домохозяек и до электронных подписей президента или начальника Генштаба на запуск стратегических ракет. Как утверждается, фактически каждый человек в мире, использующий телефон, факс или электронную почту, ежедневно контролируется «Эшелоном», хотя даже и не догадывается об этом. По сути дела, все мы находимся в мировом электронном концлагере.
На сегодняшний день в эту разведывательную сеть входят шпионские ведомства пяти англоязычных стран: Англии - Правительственный штаб коммуникаций (GCHQ); США - Агентство национальной безопасности (АНБ – NSA); Канады - Учреждение безопасности коммуникаций (CSE); Австралии - Управление защиты связи (DSD); Новой Зеландии - Правительственное бюро безопасности коммуникаций (GCSB)».
Компьютеры местных сетей «Эшелона» ищут в миллионах перехваченных сообщений те, что содержат кодовые слова. Как только суперкомпьютеры отдельной сети обнаруживают ключевое слово – имя, название, номер телефона, телекса, факса, адрес e-mail, «отпечаток» голоса, который у каждого человека индивидуален, как отпечатки пальцев, то данное сообщение особым образом маркируется – шифром из четырёх кодовых цифр – и отправляется в базу.
Впрочем, с лета прошлого года такая база данных на каждого гражданина России формируется и у нас. Принят Закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Речь в нём идёт о создании базы данных на россиян, где будут содержаться сведения о гражданах страны и находящихся на территории России иностранцах. Данные соберут из информационных систем органов госвласти и государственных внебюджетных фондов.
Государство соберёт о гражданах около 30 видов различных сведений, в том числе об уровне образования, семейном положении и т.д.
Оператором регистра назначили Федеральную налоговую службу (ФНС). Закон уже вызвал массу споров в обществе. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что теперь «англосаксонцы будут контролировать каждого из нас… Это электронно-бытовой концлагерь, о котором фашисты даже не мечтали».
Противники создания единой базы данных людей в России прежде всего боятся утечки информации. Многие знают, насколько всё плохо в России с хранением и защитой персональных данных. Новая база данных на граждан станет лакомой приманкой для иностранных разведок. Именно здесь надо ждать обещанную кибератаку Байдена.
Мнение эксперта
Специалист по интернет-разведке Андрей Масалович:
– Сейчас в Штатах есть специальные кибервойска, так называемый «Сайберком». Это подразделение ведёт себя как спецслужба – собственно, это и есть выходцы из спецслужб. Пентагон хочет эту тему отыгрывать значительно шире, там вывели доктрину, что кибератаки должны возглавлять списки приоритетных угроз. Ведь они бьют по самым больным точкам развитых экономик: по финансовым потокам, по управлению транспортом и энергосистемами.