На войне с ковидом главным оружием стали вакцины. В тайной борьбе за них заметную роль играют спецслужбы. Как это происходит в Израиле? Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана российской разведки подполковника в отставке Александра СОРОКИНА.
Секреты мирового лидера
Александр Ефремович долгое время работал на Ближнем Востоке. Он хорошо знает Израиль. И сейчас по открытым источникам внимательно следит за информацией из этой страны.
– Вот последние данные о вакцинации на Земле обетованной, – с едва заметной усмешкой говорит старый разведчик. – Уже к 7 февраля этого года вторую прививку от коронавируса сделали 2 006 963 человека, а первую – 3 416 613. Население страны составляет немногим более 9 миллионов.
По проценту привитого от коронавируса населения Израиль является сейчас мировым лидером.
– Как же им это удалось? Ведь своей вакцины Израиль не производит… – удивился обозреватель «АН».
– Говорят, во многом это заслуга их спецслужб, – ответил подполковник Сорокин. – И в первую очередь главы Моссада Йоси Коэна.
Массовая вакцинация стартовала в Израиле в середине декабря. Прививают израильтян американской вакциной Pfizer, разработанной совместно с немецкой компанией BioNTech. Ещё в ноябре премьер Биньямин Нетаньяху подписал соглашение с США о приоритетной поставке доз, необходимых для вакцинирования 4 миллионов человек, то есть почти половины всего населения Израиля.
В этом соглашении есть тайные пункты. Они дают Израилю приоритет в поставках вакцины перед другими союзниками США. Впрочем, евреи утёрли нос в спецоперации «Вакцинация» даже самим американцам. По количеству сделанных прививок на 100 человек США заметно уступают Израилю (7, 11 на сотню у США против 49, 13 у Израиля).
Казалось бы, парадокс. Ведь в условиях когда экономика США сильнее прочих пострадала от COVID-19, американцам куда важнее сначала остановить эпидемию у себя, нежели отдавать жизненно важные вакцины куда-то за океан, пусть даже и такому верному союзнику, как Израиль.
– Но свою решающую роль сыграло влиятельное еврейское лобби в Вашингтоне, – открыл секрет этой сделки Александр Ефремович. – И конечно, не обошлось без тайных усилий Моссада.
– Однако мне непонятно, почему в этой сделке был задействован именно Моссад, а не МИД и Минздрав Израиля? – не мог скрыть удивления ведущий рубрики «Мир шпионажа».
Сорокин пояснил:
– Израильская разведка – главная в спецоперации «Вакцинация».
По словам Александра Ефремовича, ещё с февраля до конца мая прошлого года директор Моссада Йоси Коэн официально руководил международными усилиями страны по приобретению масок, наборов для тестирования, аппаратов искусственной вентиляции лёгких и другого медицинского оборудования для борьбы с коронавирусом. Поэтому в мае 2020 года премьер-министр Нетаньяху публично благодарил Коэна за руководство совместным командным центром по борьбе с эпидемией.
Во время своего руководства командным центром Коэн активно закупал большое количество медикаментов и средств индивидуальной защиты, когда они были в дефиците. Тогда между странами шла жёсткая конкуренция за то, чтобы иметь средства для борьбы с коронавирусом раньше других. И тут очень пригодились тайные приёмы разведки.
Для этого в ход шли секретные операции. Когда встал вопрос о закупке иностранной вакцины, сначала хотели обратиться к Китаю – стране, первой столкнувшейся с коронавирусом. Но это могло осложнить ситуацию с США. Ведь в то время при Трампе Вашингтон и Пекин находились в разгаре торговой и словесной войн. И тогда дело поручили шпионам.
В скором времени агенты Моссада привезли китайскую антикоронавирусную вакцину в Израиль для того, чтобы её изучить. Она не устроила израильских медиков, сообщил местный 12-й канал. Этим секретом с телевизионщиками поделились не в Моссаде, а в правительстве. Разразился громкий скандал! Ведь это случилось в то время, когда страны и компании по всему миру участвуют в гонке по разработке вакцины от коронавируса. В погоне за первенством не брезгуют кибератаками и шпионажем. И даже рискуют здоровьем собственных граждан.
В роли подопытных кроликов
Скомпрометировав китайскую вакцину, Израиль сделал ставку на американцев. И хотя детали соглашения с фармкомпаниями США официально не раскрываются, некоторые израильские сайты писали, будто 8 млн доз двухкомпонентной вакцины обойдутся бюджету Израиля в 235 млн долларов, или 30 долларов за одну дозу. Это намного больше, чем платят за вакцину другие страны, – например, та же самая вакцина Pfizer-BioNTech для ЕС будет стоить 18, 34 доллара за дозу (данные Reuters).
Но дело даже не в завышенной цене. Главный пункт секретной сделки – то, что израильские власти будут обмениваться данными о вакцинации с фармацевтическим гигантом, чтобы, как заявил Нетаньяху, «помочь разработать стратегию для победы над вирусом».
Получается, жители Израиля благодаря Моссаду просто-напросто стали подопытными кроликами для американского фармацевтического гиганта. Такая спецоперация многим в стране не нравится.
Например, в одном из небольших израильских городков неизвестные расписали мусорные контейнеры словами «Прививка=Гитлер», якобы американские фармкомпании хотят уничтожить еврейский народ, устроив «вакцинный холокост».
Паники добавляют и свежие данные о вакцине от американской компании. После десятков летальных случаев в Европе, в частности в Норвегии, представители Pfizer заявили, что временно сократят поставки вакцин – «до выяснения всех обстоятельств». В самом Израиле у 13 человек после введения вакцины развился паралич мышц лица, один человек потерял сознание. Всё больше сомнений появляется и в эффективности вакцины как таковой – якобы заявленных производителем 90% эффективности на практике не наблюдается. Да и длительность иммунитета после прививок всего лишь четыре месяца.
Поэтому власти Израиля хоть и отдали предпочтение Pfizer, но планируют прививать население препаратами и от других производителей. В частности, речь идёт о ещё одной американской вакцине – Moderna. А вот российский «Спутник V» пока, увы, под запретом. По словам израильского политического эксперта Якова Кедми, виной всему политика. Вашингтону не понравилась эта сделка. И он оказывал сильное давление на Тель-Авив, чтобы не допустить конкурентов из России на израильский рынок. В этом американцам активно помогал Моссад.
Коронавирус обошёлся Израилю очень дорого. Сейчас в разгаре третий тотальный карантин: вновь закрыты школы и детсады, все магазины, кроме продуктовых и аптек, уровень безработицы и бюджетного дефицита зашкаливает, каждый день приносит убытки в миллиард долларов. Постоянные локдауны истощили экономику страны. Долги государства составили почти половину ВВП, расплачиваться придётся внукам сегодняшних молодых.
Поскольку израильтяне не самый послушный народ, за время пандемии полиция выписала полмиллиона штрафов за нарушение карантинного режима, выйдя по этому показателю на 1-е место в мире на душу населения. И вакцинация под руководством Моссада там происходит с помощью некоторого шантажа.
Недавно сотрудникам ядерного центра в Димоне и работникам других атомных предприятий были вручены предписания от спецслужб. В них говорилось, что после убийства «отца иранской атомной бомбы» Мохсена Фахризаде в качестве мести объявлена охота на израильских ядерщиков. Их могут специально заражать коронавирусом. Чтобы обезопасить себя, предлагается сделать прививку.
– Моссад, наверное, берёт пример с московских властей, – с иронией сказал Сорокин. – Ведь наш мэр тоже подталкивает пожилых горожан к прививкам кнутом и пряником, обещая разблокировать их социальные карты через три недели после второго укола вакцинации.
Почему Коэн вышел из-за кулис?
К концу марта в Израиле хотят привить 70% взрослого населения и победить коронавирус. Ведь на носу очередные выборы. На них будет решаться судьба нынешнего лидера страны Нетаньяху. С этим бывшим спецназовцем тесно связан и главный шпион Израиля.
Коэн является одним из ближайших доверенных лиц Нетаньяху. Прежде чем опытный агент возглавил Моссад, он 2, 5 года был советником Нетаньяху по национальной безопасности. Их объединяют не только схожие семейные и социальные обстоятельства, они также разделяют одинаковый взгляд на мир. Оба считают, что Израиль превыше всего и руководить им должны бывшие военные и выходцы из разведки.
Коэн начал свою работу в спецслужбе в 1982 году, повествует швейцарское издание, и «за годы заработал там репутацию бесстрашного агента и прозвище Модель, потому что любил носить элегантные костюмы». Под руководством Коэна операции Моссада стали гораздо более смелыми и дерзкими. В Тунисе и Малайзии были убиты двое известных инженеров «Хамас», разрабатывавших новые дроны и мини-субмарины. Также были осуществлены крупные кибератаки на Иран и дерзкое ночное нападение на склад в Тегеране, в ходе которого удалось похитить секретные документы о ядерной программе Ирана.
Впрочем, критики считают крайне проблематичным то, что Нетаньяху и Коэн самостоятельно принимают путеводные решения во внешней политике и в политике безопасности, не консультируясь с соответствующими министерствами, парламентскими комиссиями или армией. Для Моссада такое привилегированное положение окупается сторицей в прямом смысле этого слова. В последние годы бюджет спецслужбы сильно вырос. Говорят, сегодня он составляет 3 млрд долларов. На Моссад работают более 7 тыс. человек. Таким образом, он является второй по величине западной спецслужбой в мире после американского ЦРУ.
В результате борьбы с пандемией коронавируса 59-летний Коэн стал самым видным главой Моссада. Его предшественники действовали преимущественно за кулисами. Едва ли кто знал, как их зовут. Коэн же считает себя публичной личностью. Он даёт интервью, выступает с докладами и охотно сидит в первом ряду на важных дипломатических мероприятиях. Его прочат в преемники Биньямина Нетаньяху.