Аргументы Недели → Шпионаж № 2(746) 20 – 26 января 2021 г. 13+

Кого президент США Джо Байден планирует назначить на пост директора ЦРУ

, 19:39 ,

Врага нужно знать в лицо. Вот почему аналитики российских спецслужб сейчас внимательно изучают кандидатуру Уильяма Бёрнса, который в ближайшее время может стать главой американской разведки.

Рассказать о будущем главном шпионе США обозреватель «АН» попросил старого разведчика полковника в отставке Владимира МАКАРОВА.

Тайны из компьютерных сетей

Первым делом ведущий рубрики «Мир шпионажа» попросил ветерана прокомментировать вот эту информацию:

«Я прошу посла Билла Бёрнса возглавить Центральное разведывательное управление, потому что он занимался многими острейшими глобальными вызовами, перед лицом которых мы стоим, – написал Байден в Twitter. – Билл Бёрнс – образцовый дипломат с многолетним опытом работы на мировой арене, обеспечивающий безопасность наших людей и нашей страны», – отметил избранный президент США.

Он также подчеркнул, что Бёрнс разделяет его убеждённость в том, что разведка должна быть аполитичной. Байден выразил уверенность, что новый глава ЦРУ привнесёт «факты и независимость», которые необходимы национальной безопасности США.

«Будь то кибератаки, исходящие из Москвы, вызовы со стороны Китая или угроза, с которой мы сталкиваемся со стороны террористов и других негосударственных субъектов, у него есть опыт и навыки для того, чтобы мобилизовать усилия в правительстве и во всём мире, чтобы гарантировать, что ЦРУ способно защитить американцев», – заявил Байден.

– Новый президент США совсем по-старому наводит русофобскую тень на разведплетень, – усмехнулся полковник Макаров. – Обратите внимание, как он расставляет приоритеты. На первом месте среди опасностей для безопасности США – «кибератаки, исходящие из Москвы» и лишь потом «вызовы со стороны Китая или угроза со стороны террористов».

– Меня позабавила мысль Байдена, что разведка должна быть аполитичной, – поддержал разговор обозреватель «АН». – Но история свидетельствует, что шпионаж всегда являлся острейшим инструментом внешней политики. Не зря ещё в Наполеоновскую эпоху впереди больших батальонов обычно шли лазутчики.

– В XXI веке их заменили хакеры, взламывающие компьютерные сети и ворующие чужие тайны, – заметил Владимир Васильевич. – Кое-что потом появляется и в открытом доступе. Вот какие сведения я нашёл о будущем директоре ЦРУ Уильяме Бёрнсе.

Генеральский сынок

Он родился на знаменитой военной базе в Форт-Брэгге, штат Северная Каролина, в семье офицера, дослужившегося потом до генерал-майора.

– Как и все мальчишки этого военного гарнизона, наверное, мечтал стать «зелёным беретом». Ведь именно там дислоцируется этот американский спецназ, – решил блеснуть осведомлённостью ведущий рубрики «Мир шпионажа».

– Генеральского сынка Билла лавры Рэмбо не прельщали, – ответил Макаров. – Он с детства был этакий «книжный червь». С юных лет увлёкся историей. Стал бакалавром. Потом его всерьёз заинтересовала политика. Докторскую степень по международным отношениям защитил в Оксфорде. Хорошо знает арабский и русский языки.

По словам Макарова, Бёрнс прослужил в американском дипломатическом корпусе 33 года. Достиг там немалых званий и постов. Так, был послом США в Иордании с 1998 по 2001 год, а с 2005 по 2008 год – в России.

Также Бёрнс был исполнительным секретарём Госдепа и специальным помощником госсекретарей Уоррена Кристофера и Мадлен Олбрайт. С 2008 по 2011 год работал заместителем госсекретаря по политическим вопросам (третья по старшинству должность после главы ведомства и его заместителя), затем перешёл на пост замгоссекретаря. Он успел поработать при пяти президентах США, а также при десяти госсекретарях.

В 2009-м он даже месяц исполнял обязанности главы Госдепа после отставки Кондолизы Райс и до вступления в должность Хиллари Клинтон.

– Генеральский сынок стал маршалом от дипломатии, – сказал журналист. – Казалось бы, это вершина карьеры. Но нет…

В 2014 году Бёрнс покинул должность первого заместителя государственного секретаря США. Он ушёл на пенсию, продолжая работать над мемуарами и в Фонде Карнеги. И вот новое назначение – в главные шпионы Америки. Его возвращение, тем более не в Госдепартамент, а на позицию главы ЦРУ является нестандартным, так как впервые карьерный дипломат возглавит разведывательное ведомство.

- Я внимательно изучил его книгу «Невидимая сила: как работает американская дипломатия» и сделал для себя кое-какие выводы, – продолжил свой рассказ Владимир Васильевич. – Конечно, Бёрнса нельзя назвать оголтелым русофобом, в его заявлениях о России отсутствует какая-то немотивированная ненависть к русским. Он чётко определяет Россию в качестве американского оппонента, но не исключает контактов и сотрудничества между странами. Его работа в качестве посла в России сопровождалась многочисленными поездками по стране, многочисленными встречами с самыми разными людьми.

Лично вербовал будущих агентов влияния? – с некоторым сарказмом спросил ведущий рубрики «Мир шпионажа».

– Не посольское это дело, – улыбнулся старый разведчик. – Но именно в это время стал наиболее активно осуществляться план по подготовке новых цветных революций и подрыву России изнутри.

– Но официально этот кадровый дипломат напрямую никогда не был связан со шпионским ведомством. Зачем же Байден решил отправить его руководить в Лэнгли? – спросил обозреватель «АН». – Чем его не устраивает нынешняя руководительница штаб-квартиры ЦРУ, многолетняя кадровая разведчица Джина Хаспел?

«Кровавая Джина», в частности, известна тем, что в начале нулевых курировала секретную тюрьму ЦРУ в Таиланде и сама принимала участие в пытках заключённых. Генеральский сынок Бёрнс предпочитает действовать в белых перчатках, – ответил полковник Макаров.

Американский Примаков?

Владимир Васильевич продолжил свой рассказ о новом будущем директоре ЦРУ. Он стал приводить оценки этого человека различными людьми. Вот несколько примеров.

«Я встречался с Бёрнсом в бытность его послом и в качестве руководителя Фонда Карнеги, и впечатление сложилось самое благоприятное. Человек широких взглядов, большой эрудиции, благожелательный, спокойный, умный. На этом посту он внёс немалый вклад в улучшение российско-американских отношений, – утверждает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН академик Алексей Арбатов. – Проведённые в Москве годы помогут Бёрнсу разобраться в этом вале информации. Чтобы понимать развитие нашей внутренней и внешней политики, мало просто знать про неё, её нужно чувствовать. То, что Бёрнс приобрёл здесь широкие связи, позволит ему видеть Россию под политическим, а не шпионским углом зрения», – полагает академик.

По мнению Арбатова, схожую роль политического руководителя в отношении СВР в 90-е годы сыграл Евгений Примаков. «Возможно, и Бёрнсу удастся так же управлять ЦРУ», – отметил эксперт.

Раньше для Трампа главным врагом был Китай, Россия стояла на втором месте. «Для Байдена всё наоборот», – уверен Арбатов.

Схожее мнение высказал и председатель «Совета по внешней и оборонной политике» Фёдор Лукьянов. «Бёрнс, несомненно, был одним из самых профессиональных и уместных послов США в России, запомнился как человек взвешенный и выдержанный, хотя на его долю выпали сложные годы ухудшения отношений при Буше (2005–2008)... Едва ли его назначение как-то повлияет на ЦРУ, институт есть институт, но всё равно стоит отметить солидность нового директора», – говорит российский политолог.

– Лично я придерживаюсь другого мнения, – комментирует эти высказывания российских политических деятелей старый разведчик. – Бёрнс, на мой взгляд, является полной противоположностью Примакова. И не только потому, что лишён примаковских харизмы и обаяния, но и его опыта работы в разведке.

– Но, как и Примаков, Бёрнс много лет проработал на Ближнем Востоке, тоже завёл там личные связи среди самых различных людей, – возразил ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Он возглавлял делегацию США во время секретных переговоров по «ядерной сделке» с Ираном.

– Не путайте божий дар с яичницей, а дипломатию с разведкой, – отмахнулся полковник. – Впрочем, мне ближе всего вот эта точка зрения: «Бёрнс забудет, что он дипломат. Станет частью машины штаб-квартиры в Лэнгли и будет проводить линию Байдена, – предсказывает полковник внешней разведки в отставке, писатель Михаил Любимов. – При этом надо понимать, что к оперативной работе директор ЦРУ отношения не имеет, для этого есть замы. А директор указывает общее направление работы».

«Назначение Бёрнса – чёткий сигнал того, что российское направление для Вашингтона остаётся главным, – считает российский сенатор Олег Морозов. – Ведь не зря тот же Байден в ходе своей предвыборной кампании называл Россию «главным противником», а Китай всё же помягче – «главным конкурентом». Логично, что на площадку главного противника приходит специалист по России, при этом с хорошо известными политическими взглядами – жёсткого противника курса Москвы».

– Даже чисто внешне высокомерный сухарь Уильям Бёрнс в отличие от улыбчивого Евгения Максимовича Примакова производит неприятное впечатление, – заметил в конце разговора обозреватель «АН».

– С лица воду не пить, – не согласился с мнением журналиста ветеран российской разведки. – Против нас в ЦРУ будет работать не чеховский «человек в футляре», серый, замкнутый, боящийся новшеств чиновник, а умный и коварный враг, у которого за душой много секретов. И надо их узнать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram