Чем ближе к Новому году, тем тревожнее сообщения с Ближнего Востока. После недавнего убийства отца иранской атомной бомбы физика-ядерщика Мохсена Фахризаде вероятность начала большой войны в Персидском заливе нарастает всё быстрее. Обозреватель «АН» попросил прокомментировать тайную войну разведок в этом районе мира специалиста по Ближнему Востоку, ветерана российских спецслужб подполковника в отставке Александра СОРОКИНА.
Лавры старых побед
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» разговор со старым разведчиком начал с претензий:
– Александр Ефремович! Перед новогодними праздниками так хочется хороших новостей. А из всех щелей пугают ковидом. И вы ничем не радуете. Наоборот, стращаете новой войной на Ближнем Востоке.
– Увы, я не Дед Мороз, чтобы приносить подарки, – усмехнулся Сорокин. – Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Мир в шаге от новой войны.
– Только что затих конфликт в Карабахе, – сказал обозреватель «АН». – И вновь на юге неспокойно. Почему? Опять во всём цены на нефть виноваты?
– Не только, – ответил знаток Ближнего Востока. – Здесь такой клубок сложных проблем, что распутать его, по мнению Запада, может только новая «Буря в пустыне». Трампу не дают покоя лавры старых побед тридцатилетней давности.
– Каковы были итоги той войны? – спросил журналист.
В ответ Ефремов стал сыпать цифрами.
Операция «Буря в пустыне» (англ. Operation Desert Storm, 17 января – 28 февраля 1991 г.) – часть войны в Персидском заливе 1990-1991 годов. За короткое время многонациональными силами во главе с США была разгромлена иракская армия.
Соединённые Штаты потеряли в ходе этой кампании 293 человека убитыми, из которых 145, то есть почти половина, погибли от причин, не связанных с непосредственными боевыми действиями. Среди убитых были и 15 женщин. 467 военнослужащих США получили ранения.
Англичане потеряли 24 человека, причём 9 из них погибли под американскими бомбами и ракетами. Десять британцев были ранены.
Французы похоронили двоих и ещё двадцать пять отправили в госпиталь.
Военнослужащие арабских стран, воевавшие на стороне коалиции, потеряли в общей сложности 39 убитых.
Кроме того, потери многонациональных сил составили 52 самолёта, 37 из которых сбили иракские зенитчики (по утверждению американских СМИ, иракским лётчикам не удалось выиграть у американских ни одной воздушной схватки). Потери собственно США составили 40 машин, 12 из которых разбились по техническим причинам. Кроме того, американцы лишились 23 вертолётов, 18 из которых также потерпели аварии по причинам, не связанным с боевыми действиями.
Урон, понесённый иракской стороной, был куда более значительным, хотя эти данные по объективным причинам куда менее точны и достоверны.
Так, боевые потери иракской армии составили около 100 тыс. человек убитыми и 300 тыс. ранеными. Ещё 150 тыс. солдат дезертировали в ходе боёв, и примерно 60 тыс. были взяты в плен. По данным официального Багдада, помимо солдат погибло ещё около 35 тыс. мирных жителей.
Американские лётчики сбили 36 иракских самолётов и 6 вертолётов. Ещё 68 самолётов и 13 вертолётов были уничтожены на аэродромах. 137 иракских воздушных судов покинули поле боя и нашли убежище в Иране.
Кроме того, войска США и их союзники уничтожили от 3700 до 4280 танков, от 2400 до 2870 других бронированных машин, от 2600 до 3110 артиллерийских орудий, потопили 19 кораблей и ещё 6 существенно повредили.
В общей сложности из строя были выведены 42 иракские дивизии.
Только американские военнослужащие по окончании войны передали под надзор Саудовской Аравии 71 204 пленных иракцев.
– Но Иран – это не Ирак. Хотя американские президенты порой путаются в названиях этих соседних стран, – заметил в конце этой небольшой справки подполковник. – Вряд ли через тридцать лет им удастся повторить прошлый триумф.
Когда грянет «новый шторм»?
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» в ответ на это возразил:
– Но соблазн велик. Трампу, конечно, очень хочется войти в историю этаким триумфатором, победителем Ирана. Тем более, как показывает опыт последних военных конфликтов, в частности в Карабахе, технические предпосылки для этого есть. Вот что по этому поводу пишет западная пресса:
«Беспилотные самолёты, телекамеры с инфракрасным излучением, кибервирусы – Ближний Восток становится ареной конфликта с использованием высоких технологий. Современная война – смертельная и жестокая, как и все войны, но ещё она тихая, хирургически точная. Бомбы, кровь и смерти придут потом».
Сорокин был вынужден согласиться:
– Сейчас без высоких технологий нельзя даже человека убить. Даже убийство Фахризаде осуществлялось дистанционно и управлялось с космического аппарата.
Разведчик особенно отметил, что в ходе «Бури в пустыне» американские генералы впервые широко использовали космические средства: ещё до начала бомбардировок была развёрнута орбитальная группировка космических аппаратов, насчитывавшая более пятисот единиц, пятьдесят из которых относились к классу разведывательных.
Обозреватель «АН» спросил:
– Когда начнётся новая «Буря в пустыне»?
Подполковник пожал плечами:
– В любой момент. Скорее всего, это преподнесут как ответный удар на теракт иранцев. Они ведь обещали отомстить за убийство отца своей ядерной программы.
– Да у аятолл кишка тонка, – недипломатично выразился журналист. – Иран грозился развязать тайную войну разведок после убийства 3 января нынешнего года командующего силами специального назначения «Эль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции генерала Касема Сулеймани. И где результат?
– Были ракетные обстрелы американских военных баз в Ираке, – ответил подполковник. – Правда, от них мало кто пострадал.
– Говорили, что иранцы подложили мину в самолёт с агентами ЦРУ, который взорвался над Ираком. Тогда якобы погибли 15 человек. А недавно в центре Тель-Авива расстреляли высокопоставленного сотрудника Моссада, – стал перечислять последние слухи ведущий рубрики «Мир шпионажа».
Сорокин в ответ сказал:
– Ближний Восток кишит шпионами. Тайная война разведок не затихает ни на минуту. Очередной теракт против американцев и их союзников может состояться в ночь с 24 на 25 декабря – на католическое Рождество. И тогда война в Персидском заливе примет религиозный характер.
Обозреватель «АН» тоже решил поделиться последними данными:
– В арабской прессе пишут, что «акт мщения» будет 3 января – на годовщину убийства руководителя иранской разведки «Эль-Кудс» генерала Сулеймани.
Справка «АН»
«Эль-Кудс» – иранская разведка, которая выполняет тайные операции за рубежом. Она известна как организация «вне границ» (Birun Marzi), или «Управление 9000». Группа была создана в соответствии со статьёй 154 конституции Ирана. Слово «Эль-Кудс» является арабским названием Иерусалима. Это имя подразумевает, что в один прекрасный день «Эль-Кудс» освободит священный город. Группа включает в себя множество управлений, отвечающих за операции в Ираке, на палестинских территориях, в Ливане, Иордании, Турции, Индии, Афганистане, Северной Африке, бывших советских республиках, западных странах, включая Соединённые Штаты Америки, Францию, Германию и Голландию.
Главная цель
Александр Ефремович предложил:
– Давайте не будем гадать на разведгуще, анализируя данные из открытых источников. Вот если бы в прессу проникли конкретные сведения о недавней сверхсекретной встрече в Саудовской Аравии госсекретаря США Помпео, премьера Израиля Нетаньяху и арабских властителей, тогда бы можно было делать прогнозы.
– Неужели арабы не против новой войны на Ближнем Востоке? – удивился журналист. – Ведь удар по Ирану в интересах их злейшего врага – Израиля.
В ответ Сорокин рассказал последние геополитические новости и оценки экспертов. По его словам, на военном ударе по Ирану настаивает не только Израиль, но и Саудовская Аравия. Так, утечка информации из телеграмм Госдепартамента США ясно говорит о том, что саудовский король Абдалла неоднократно призывал Соединённые Штаты «отрезать голову змее» и напасть на Тегеран.
По военно-стратегической оценке первого заместителя президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана I ранга в отставке Константина Сивкова, нападение на Иран состоится уже в новом году:
– Что касается военной операции, то она действительно осуществима. Но не сухопутная, а воздушно-космическая с применением ВВС, авиации флота и стратегической авиации. Наземную операцию против Ирана в настоящее время провести невозможно. Если исходить из численности вооружённых сил этой страны, для победы над ней на земле потребуется формирование группировки войск – не менее 1 миллиона человек – и создание разного рода запасов – около 10 миллионов тонн. При этом потребуется формирование воздушной группировки численностью не менее 300–400 машин аэродромного базирования и плюс 200–300 машин палубной авиации. При таких силах США смогут и решить задачу подавления сил ПВО, и обеспечат надёжное уничтожение комплекса заводов, формирующих ядерную программу Ирана. Но для проведения такой масштабной операции возможности Штатов ограничены настолько, что можно сказать, что их вовсе нет. В первую очередь проблема состоит в отсутствии геостратегического плацдарма, на котором можно будет развернуть такую группировку войск. Если посмотреть на периметр границ Ирана, можно увидеть, что такого места там просто нет.
Поэтому американцам остаётся только проведение очень компактной воздушной наступательной операции силами общей численностью до 300 самолётов: около 250 – палубная авиация, около 50 – стратегические бомбардировщики с более отдалённых баз. Также около 70 самолётов могут выделить израильтяне. Такая операция позволит решить лишь ограниченный объём задач. Полностью разрушить весь комплекс ядерной программы Ирана они не смогут, но нанести ей значительный урон удастся.
– Понятно не только специалистам, что главная цель новой «Бури в пустыне» – ядерная программа Ирана, – сказал в конце разговора подполковник Сорокин. – Но ведь не допустить создания Тегераном атомной бомбы можно не только убийствами физиков-ядерщиков и воздушными ударами по центрифугам и реакторам, но и выполнением уже заключённой «ядерной сделки».