Из-за пандемии коронавируса в обучении детей всё чаще используются дистанционные методы. Активно использует Интернет в подготовке будущих кадров и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США.
О том, как это происходит, обозревателю «АН» рассказал ветеран российских спецслужб майор в отставке Игорь СОРОКИН.
Спросите Молли
Из-за режима самоограничения для лиц старше 65 лет мы общались с Игорем Анатольевичем по скайпу. Речь поначалу шла о наших внуках и внучках. У ведущего рубрики «Мир шпионажа» их девять, а у Сорокина, как говорят в народе, сидят семеро по лавкам. Конечно, нас волнует, кем станут любимые чада, когда вырастут.
– Думаю, этот вопрос интересует не столько детей, сколько взрослых, – сказал старый разведчик. – Причём во всём мире. Вот какой ответ я нашёл на сайте ЦРУ. Там сказано: «Если ваш ребёнок любознателен, хочет изучать языки и работать в интересах Америки за границей, тогда вам – к нам». И это не шутка.
Майор Сорокин рассказал, что 26 июня 2020 года на веб-сайт ЦРУ было отправлено письмо через сервис «Спросите Молли». Он предоставляет людям ресурсы и информацию из самого разведывательного ведомства в Лэнгли.
Письмо под названием «Планирование будущего» было написано пожилым человеком, который хотел выяснить, в знании какого языка больше всего нуждается ЦРУ в течение следующих 20 лет. Он планировал обучать ему своего внука. Ему пришёл ответ: «Выделить язык, который точно следует изучать, довольно сложно. Поскольку мир разведки постоянно развивается, чтобы противостоять новым угрозам, некоторые языки, которые раньше были мало востребованы, теперь пользуются невероятно высоким спросом».
Как утверждает ЦРУ, в настоящее время имеется большой спрос на арабский, мандарин (китайский), персидский и русский языки. Однако это не значит, что ЦРУ не интересуют грамотные специалисты, говорящие на испанском, французском, корейском, немецком и всех остальных языках.
Как утверждает ведомство, мировое будущее очень непредсказуемо, несмотря на все усилия его сотрудников, нацеленные на то, чтобы оставаться на шаг впереди. Поэтому в ответе на запрос дедушки, обеспокоенного будущим внука, был дан совет учить ребёнка любому языку, который ему нравится и преподаётся.
С момента создания управления в 1947 году поиск кандидатов, хорошо владеющих иностранными языками, не прекращается. Это необходимо для выполнения своей «глобальной миссии по познанию мира» – таково высокопарное описание деятельности шпионской организации.
Как утверждает ЦРУ в ответе на письмо, согласно исследованиям, маленькие дети не только более успешны в изучении новых языков, чем взрослые, но и улавливают различия в диалектах, знание которых необходимо для разведчика. Это, разумеется, не значит, что взрослые не могут успешно изучать новые языки, но дети всегда демонстрируют большую способность к свободному владению языками и диалектами. Полученные знания остаются с ними на всю жизнь благодаря регулярной практике.
– А вот с этим со временем возникают сложности, – перебил Игоря Анатольевича обозреватель «АН». – Мой старший внук Ярослав закончил в Москве дипломатический кадетский корпус. Раньше это был лингвистический интернат, где учились дети наших дипломатов и разведчиков, постоянно работавших за границей. Иностранные языки там преподаются на хорошем уровне.
– Когда-то, в советские времена, это считалось лучшим трамплином для карьеры дипломата или разведчика, – заметил Сорокин. – Ваш Ярослав поступил в МГИМО?
– Нет, на ядерную физику в закрытом городе Снежинске, – ответил журналист. – А там общение с иностранцами под строгим запретом, и языки постепенно забываются.
– Плохо, что в нашу разведку можно попасть только с законченным высшим образованием и не моложе 21 года. Таковы условия приёма в Академию внешней разведки и Дипломатическую академию, где готовят кадры для Главного управления Генерального штаба (бывшее ГРУ), – посетовал ветеран. – А в ЦРУ шпионов воспитывают чуть ли не с пелёнок. Для этого и создан интернет-сервис «Спросите Молли».
Лагеря для маленьких шпионов
- Вы смотрели хотя бы один фильм из знаменитой приключенческой серии «Дети-шпионы»? – спросил обозревателя «АН» майор Сорокин. – Первый был снят ещё в 2001 году. Он имел большой коммерческий успех и заслужил высокую оценку кинокритиков.
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» был вынужден признаться, что не довелось, но его всегда интересовало: неужели дети на самом деле участвуют в шпионаже? И как готовят будущих Джеймсов Бондов?
По словам Сорокина, это происходит в специальных скаутских лагерях, где дети обучаются шпионажу. Вот что про них рассказывают сами юные агенты.
«Я изучала методы и приёмы шпионажа», – признаётся 10-летняя Изабелла немецкой радиостанции Deutsche Welle. Девочка побывала в лагере при Международном музее шпионажа в Вашингтоне и считает, что это место даёт намного больше, чем большинство традиционных детских лагерей, где дети обычно играют исключительно на планшетах, а также выезжают на привычные развлекательные и другие мероприятия.
Другой ребёнок в огромных чёрных солнцезащитных очках в фильме «Дети-шпионы» не может скрыть энтузиазма: «Это наша последняя миссия по нахождению агента X, и мы думаем, что его похитили враги, а враги – это иностранная разведка».
Это всё происходит в недельном шпионском лагере для детей от 10 до 13 лет при Международном музее шпионажа в Вашингтоне, округ Колумбия, в котором хранится крупнейшая в мире коллекция экспонатов, посвящённых шпионской деятельности.
«Такой энтузиазм со стороны детей – обычное явление, – считает директор музея по вопросам образования молодёжи Джеки Элль. – В шпионаже есть то, что всегда привлекало детей с раннего возраста. Они все любят шпионить, например, подслушивать разговоры родителей или заглядывать в дневник сестры».
Игры в этом лагере отнюдь не простые, как в других подобных местах, и они дают возможность развить эти навыки. «Мы говорим о настоящем шпионаже, и поэтому дети учатся шпионским навыкам с раннего возраста под эгидой Международного музея шпионажа в Соединённых Штатах», – признаётся Элль.
«Мы хотим, чтобы они критически относились к окружающему миру. Мы хотим, чтобы они могли решать проблемы. Мы хотим, чтобы они преуспевали в командной работе. Мы хотим, чтобы они могли общаться с самыми разными людьми. Речь идёт об умении оценивать угрозы, слабые места и возможности. С этими детьми мы узнаем, как человек может работать, демонстрируя максимально высокий уровень навыков, – говорит директор. – Это далеко не первый сезон работы лагеря – впервые он был запущен в 2006 году. Некоторые дети, посещавшие лагерь, позже нашли работу в разведывательной области».
Чему учит киберплатформа?
- Будущих разведчиков надо готовить с раннего детства, – говорит майор Сорокин. – И в этом есть чему поучиться у ЦРУ. Вот как они готовят юные кадры с помощью новейших компьютерных технологий.
«Многие люди считают, что сотрудники ЦРУ ходят в пальто, отправляют закодированные сообщения и используют в ходе своей работы необычное оборудование, например скрытые камеры и секретные телефоны. Всё, что вы видите в фильмах или читаете в шпионских романах, на самом деле мало соответствует действительности. Это только часть истории» – таким вступлением ЦРУ презентует свою киберплатформу для «детей-шпионов».
Эта платформа обучает детей шпионажу и знакомит их с тем, как устроена жизнь разведчика. Представленный на сайте текст пробуждает интерес не только у детей, но и у взрослых: «Очки ночного видения – лишь одно из множества удивительных изобретений, которые сотрудники ЦРУ используют в ходе выполнения своих миссий. В нашем распоряжении действительно очень продвинутые секретные устройства».
Чтобы сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка, сайт использует самые разные инструменты. Среди них можно выделить рассказы о неких шпионах, окружённых аурой героизма, так что детям становится ясно, кем они могут стать в будущем. Затем, когда ребёнок уже «готов к своей секретной миссии», на сайте открывается доступ к разделу игр, в котором представлены некоторые упражнения, помогающие взламывать коды и находить «ключи к головоломкам», как говорится на сайте.
Киберплатформа ЦРУ также имеет специальный раздел для родителей и учителей. В нём можно найти уроки и темы для изучения тактики работы шпиона, например методов сбора информации и взлома шифров, а также информационные разделы, посвящённые роли разведки в войнах. Данная платформа представляет собой полноценный учебный портал, знакомящий с наукой о разведке, как если бы это была академия для тех, кто готовится пополнить ряды шпионов.
Кроме Интернета ЦРУ использует и старый опыт. Так, в этом шпионском ведомстве есть свой большой музей. В нём имеются такие экспонаты, как одежда, оборудование и другие предметы, связанные с деятельностью в прошлом.
То, что широкой публике мало известно об этом музее, неудивительно, поскольку он закрыт для свободного посещения. Но для некоторых школьников и студентов делают исключения. Кроме того, фотографии почти всех экспонатов доступны на сайте учреждения. Они сопровождаются краткими пояснениями касательно роли и места экспоната в истории ЦРУ.
Недавно американская разведка создала свой канал на YouTube, который содержит вводные видеоролики о некоторых устройствах для шпионажа, используемых агентами ведомства и разработанных его инженерами. Также на канале можно найти несколько видеороликов, объясняющих, что необходимо сделать для получения работы в ЦРУ.
– У нас тоже в Интернете есть официальный сайт Службы внешней разведки, – заметил в конце разговора ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Его профессионально ведёт пресс-бюро СВР. А вот Главное управление Генштаба, несмотря на все нападки на него, предпочитает работать по старинке и прячется за завесой секретности.