Разведки двух стран доставляют больше всего головной боли ФСБ РФ. Наиболее активно в России шпионят американцы и китайцы. Причём ЦРУ больше занято политической разведкой. Оно вербует агентов влияния в высших эшелонах власти и бизнеса. Наследники Мао сосредоточились на научном шпионаже. Китайская разведка по всему миру охотится за военно-техническими секретами. Порой в её сети попадают и наши учёные. О скандальных уголовных делах в этой сфере обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана советских и российских спецслужб подполковника в отставке Александра Владимировича ТИХОНОВА.
Домашний арест арктического президента
Старый контрразведчик долго не соглашался разговаривать на эту тему.
– Дела по госизмене очень щекотливые! – Даже по телефону было слышно, как он печально вздыхает. – Сейчас китайцы - наши союзники. Поделиться с ними информацией вроде бы и не грех. Но секреты есть секреты. За их разглашение раньше ставили к стенке. Теперь дают длительный тюремный срок. Приведу лишь несколько примеров.
Громкое дело о государственной измене возбуждено в Санкт-Петербурге местным управлением ФСБ. По печально знаменитой 275-й статье УК РФ до 20 лет лишения свободы грозит 78-летнему доктору технических наук, члену-корреспонденту Санкт-Петербургской инженерной академии, президенту Арктической академии наук Валерию Митько. Его обвиняют в передаче китайским спецслужбам статьи, в которой говорится о методах обнаружения подводных лодок.
Сам Митько обвинение в госизмене отрицает. Однако в рамках уголовного дела, возбуждённого ещё 11 февраля 2020 года, Дзержинский суд Санкт-Петербурга отправил Митько под домашний арест. 5 июня ему продлили меру пресечения до 10 октября.
Валерий Брониславович лишь с виду крепок. На самом деле учёный, переживший три инфаркта, с пятью стентами в сердце, с полиартритом, гипертонией, ишемической болезнью сердца, тремя операциями по удалению грыж, сильным переломом левого голеностопа, не выдержит условий СИЗО.
– Конечно, домашний арест – это не тюремные застенки, – отреагировал на рассказ чекиста ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Но всё равно удар по старому заслуженному человеку. Зачем ему продавать секретные сведения китайской разведке? В гроб ведь агентские юани не положишь…
– И мне это непонятно, – ответил Александр Владимирович. – Арктический президент, доктор технических наук, капитан I ранга в отставке – в средствах он явно не нуждался. К тому же, будучи человеком старой «советской закалки», считался патриотом и государственником, был одним из разработчиков Арктической доктрины России. А тут какие-то жалкие гонорары в юанях за чтение лекций в китайском университете.
– Так что же в этом противозаконного? – удивился журналист. – Я за свои статьи тоже получаю гонорары. Правда, не в юанях, а в рублях.
– Вы не допущены к гостайне, – возразил Тихонов. – А вот у Митько во время службы на атомной подводной лодке был третий допуск к секретной информации. Правда, Валерий Брониславович уволился в запас ещё в 1994 году и, казалось бы, в тайны гидроакустики с тех пор посвящён не был. Однако впоследствии Митько являлся членом редколлегии журнала «Техническая акустика» и членом редакционного совета издательства «Судостроение». А в них появлялись научные статьи, которые, скорее всего, и привлекли внимание китайской разведки.
По словам отставного контрразведчика, нашего учёного попытались завербовать ещё в 2016 году, когда ему предложили преподавать в Даляньском морском университете в Китае в качестве приглашённого профессора. В КНР он ездил с лекциями по гидрофизике дважды в году.
Как утверждает адвокат учёного Иван Павлов, в марте 2018 года сотрудники ФСБ негласно вскрыли в аэропорту багаж Митько и скопировали находившиеся там бумаги. Один из документов и был впоследствии признан экспертами содержащим государственную тайну, связанную с вопросами гидроакустики. Сам учёный уверяет, что взял его из открытых источников и собирался использовать во время лекций.
Валерий Брониславович Митько является действительным членом Российской академии естественных наук, председателем Санкт-Петербургского отделения секции геополитики и безопасности, действительным членом и президентом общественной Арктической академии наук, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской инженерной академии.
Награждён 24 медалями, включая две серебряные медали им. П. Капицы за научные достижения, имеет медаль Вернадского, медаль Правительства Республики Саха (Якутия), Правительства Санкт-Петербурга. На его счету более 400 научных трудов, известных как в России, так и за рубежом, также он является автором двух учебников.
– И как можно в погоне за новыми звёздами на погонах делать из такого человека изменника, агента Поднебесной? – удивился обозреватель «АН».
– Контрразведчики ловят шпионов не ради новых звёзд на погонах, – отверг инсинуацию журналиста подполковник. – Митько вменяется в вину, что, будучи в России одним из ведущих специалистов по гидроакустике, он вывез в своём чемодане документ с характеристиками иностранных подводных лодок, среди которых была и российская модель. Она и подвела его под статью о госизмене.
Следователю арктический президент заявил следующее: «Считаю себя патриотом своей страны. Всю жизнь посвятил служению интересам СССР и России. Никаких преступлений, тем более государственной измены, я не совершал. Более мне добавить нечего».
Срок за ракетные секреты
У Митько было немало предшественников, которых обвиняли в связях с китайской разведкой. Их судьба была печальной.
Так, в мае 2015 года по обвинению в госизмене был арестован сотрудник головного института «Роскосмоса» 74-летний Владимир Лапыгин. Его судили за передачу Китаю программы для расчёта прохождения через атмосферу спускаемого аппарата корабля «Союз». Лапыгин, признавая факт передачи программы, свою вину отрицал, заявляя, что она не была секретной, тем не менее получил по 275-й статье 7 лет колонии строго режима (сейчас вышел на свободу по УДО).
В июне 2019 года один за другим отправились под арест по обвинению в госизмене ещё два сотрудника Центра теплообмена и аэрогазодинамики (ЦТА) ЦНИИмаш – Роман Ковалёв и Сергей Мещеряков.
Федеральная служба безопасности направила в суд уголовное дело против двух профессоров Балтийского государственного технического университета им. Д.Ф. Устинова (Военмех) Евгения Афанасьева и Святослава Бобышева. Как установило следствие, учёные во время служебной командировки в Китай вывезли туда некие секретные документы по ракетной тематике, в которых, согласно материалам уголовного дела под №287813, были «составляющие государственную тайну секретные сведения», и «передали их за денежное вознаграждение представителям китайской военной разведки».
– Оба являлись профессорами кафедры стартовых и технических комплексов ракет и летательных аппаратов БГТУ «Военмех» (Петербург). Им был оформлен допуск к секретным документам, – пояснил подполковник.
Не распугаем ли научную элиту?
– Не напоминает ли нынешнее «дело учёных» печально знаменитое «дело врачей»? Так ведь можно всю научную элиту распугать? – выразил сомнение журналист.
– Не надо приплетать времена репрессий. – Полковник достал ещё одну бумагу. – Уголовное дело против профессоров Военмеха не нарушило научные контакты.
К сожалению, уголовное дело на профессоров, судимых за шпионаж в пользу Китая, далеко не первое. И самое громкое было против академика, генерального директора компании «ЦНИИмаш-Экспорт» Игоря Решетина. Он был арестован и осуждён на 11, 5 лет заключения за передачу Китаю технологий двойного назначения. Его заместитель по безопасности Александр Рожкин, главный экономист Сергей Визири, замначальника Центра системных исследований, начальник одного из отделов ФГУП ЦНИИмаш Михаил Иванов получили от 5 до 11 лет лишения свободы.
По мнению суда, Решетин и его сообщники передавали китайской стороне секретную информацию. За переданные данные, установило следствие, сотрудники института получили около двух миллионов долларов. По данным ФСБ, академик передал Всекитайской импортно-экспортной компании точного машиностроения контролируемые технологии, которые могут быть использованы при создании ракетных средств доставки оружия массового поражения.
Решетину также инкриминировалось нанесение ущерба в размере 110 млн рублей. Также по версии следствия он обвинён в «контрабанде товаров – результатов интеллектуальной деятельности в виде научно-технических отчётов на сумму около 60 млн рублей, а также хищении в форме растраты свыше 50 млн рублей, вверенных ему акционером».
Сам Решетин своей вины не признал. Он утверждал, что переданные китайцам технические отчёты не включены в ограничительные списки экспортного контроля.
Коллеги арестованных учёных расценивают их арест как ошибочный. Они говорят, что всё это жертвы очередной шпионской кампании. Мол, им вменяется в вину разглашение «секретов», давно уже опубликованных в открытой печати и выложенных в сети Интернет.
Подполковник Тихонов вновь обратился к уголовному делу:
– Вот данные экспертиз. Их проводили специалисты-ракетчики. Сведения, проданные профессорами китайской военной разведке, нигде не публиковались. Да и стали бы экономные китайцы платить большие деньги за то, что можно бесплатно скачать из Интернета?
Справка «АН»
В статье 275 УК РФ так говорится о государственной измене. Это «совершённые гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учёбе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».