Военные тайны напоказ
Что могут узнать иностранные агенты на Параде Победы
№ () от 16 июня 2020 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
24 июня состоится перенесённый из-за коронавируса Парад в честь 75‑летия Победы в Великой Отечественной войне. Дата выбрана не случайно. В 1945 году в этот день состоялся исторический парад, на котором к подножию Мавзолея Ленина были брошены штандарты гитлеровского рейха. Каков будет нынешний Парад Победы? Надо ли выставлять военные тайны напоказ? Обозреватель «АН» попросил ответить полковника в отставке Валерия Константиновича МИРОНОВА.
Дорога ли ложка к обеду?
Среди ветеранов об отложенном Параде Победы много споров. Конечно, все едины во мнении, что такое событие нельзя было отменять совсем или переносить на год, как японцы сделали с летней Олимпиадой. Но не перестраховались ли в Кремле с отменой его 9 Мая? И не спешат ли сейчас?
– Дорога ложка к обеду, но человеческая жизнь дороже всего, – заметил Валерий Константинович. – Я бы и сейчас не торопился, а перенёс парадное шествие на 3 сентября – день окончания Второй мировой войны. Ведь победа над коронавирусом до сих пор не одержана. Поэтому запретил бы участие в тренировках к параду детей – суворовцев и нахимовцев.
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» возразил:
– В Минске провели парад 9 Мая, и никакой новой вспышки ковида после него не было. И детям смотреть на это впечатляющее зрелище не запрещали.
– Однако президент Белоруссии Лукашенко своего сына Колю на парад не взял, – ответил Миронов. – И правильно сделал. Безопаснее смотреть на такие массовые мероприятия по телевизору.
– Самая лучшая телевизионная картинка не может передать атмосферы торжества. Много деталей упускается из вида, – продолжил спор обозреватель «АН».
– Поэтому все легальные разведчики – военные атташе, иностранные агенты всегда стараются лично присутствовать на военных парадах, – усмехнулся полковник. – Для профессионала любые детали важны.
Пиршество легальных разведчиков
Валерий Константинович сделал многозначительную паузу и спросил:
– Знаете, кого больше всего любят иностранные шпионы на наших парадах?
Журналист в замешательстве молчал. Полковник ответил сам:
– Диктора Евгения Александровича Хорошевцева, который традиционно озвучивает проведение военных парадов на Красной площади в Москве. Их он комментирует с 2007 года. Представляете, скольких офицеров и генералов он раскрыл за это время, называя каждого из возглавляющих парадные коробки? С воинским званием, фамилией-именем-отчеством, фактическим местом расположения воинской части либо военного учебного заведения и полученными за время прохождении службы наградами.
– Так дикторские тексты наверняка пишутся в Минобороны. Уверен, все сведения строго выверены военными цензорами, согласованы на высшем уровне и военной тайны не представляют, – попытался защитить «голос парадов» обозреватель «АН».
– Конечно, на Евгения Александровича Хорошевцева я наехал зря, – согласился Миронов. – Но если бы вы только знали, сколько важнейших сведений получают разведчики из так называемых открытых источников! Вот хрестоматийная история, которую впервые услышал ещё в разведшколе.
На одной из первых лекций будущим разведчикам рассказали, что добывать сведения военного характера из открытых источников научились давно. Классический пример – гражданин Германии Бертольд Яков, эмигрировавший в середине 1930-х в Великобританию. Вскоре там вышла его книга, в которой были приведены подробные данные о новой структуре немецко-фашистской армии, которые держались в строжайшем секрете. Там же раскрывались биографии высших чинов генерального штаба и 168 генералов уровня командиров дивизий.
В рейхе книга произвела эффект разорвавшейся бомбы, Гитлер решил, что утечка секретной информации произошла из верхних эшелонов власти. Гестапо тщетно искало «крота». В конце концов немецкие агенты выкрали Якова в швейцарском Базеле. На жёстком допросе в берлинском гестапо он показал, что все сведения были получены из... местных газет. Для получения информации он использовал некрологи, колонки светской хроники с перечислением присутствующих высокопоставленных военных, газеты с отчётами промышленных предприятий, военные журналы. Из всего этого Яков буквально по крупицам складывал общую картинку состояния вермахта.
– Это была уникальная кропотливая работа, потребовавшая кучу времени, – продолжил свой рассказ старый разведчик. – Сейчас всё это за считаные минуты анализирует «искусственный интеллект». Современные суперкомпьютеры способны в короткое время обработать огромные массивы информации и добыть «золотые зёрна» военной тайны.
– Официальная информация по своей ценности всегда уступает секретной, полученной нелегальными путями, – попытался спорить ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Сейчас не обязательно проникать тёмной ночью в штабы неприятеля и добывать из запертых сейфов секретные документы, – с иронией сказал Валерий Константинович. – Порой достаточно побывать на параде и сделать нужные снимки.
– Кому нужны фото парадных коробок военных академий? – с улыбкой спросил журналист. – Хотя снимки женских ножек, печатающих шаг на военных парадах, доводилось видеть в дембельских альбомах. Но разве это представляет хоть какой-то интерес для разведки?
– Шпионам всё интересно, – бросил реплику полковник. – На Лубянке это давно поняли и свои тайны охраняют как зеницу ока. Знаете, почему во время парада по телевизору никогда не показывают крупным планом лица курсантов пограничных училищ?
Журналист задумался. Действительно, улыбающихся пехотинцев, десантников, танкистов и других на телеэкране показывают крупным планом, с разных ракурсов, а вот «зелёные фуражки» всегда видны лишь издали либо со спины.
– Погранцы могут не только служить на границе, – пояснил полковник. – Они составляют основу охраны российских посольств, антитеррористических подразделений «Альфа» и «Вымпел», других секретных служб. Например, «Заслона» Службы внешней разведки. Поэтому их лица не должны попасть в «картотеку» иностранных разведок.
Справка «АН»
Военный атташе – это сотрудник дипломатического представительства, представляющий вооружённые силы своей страны. Он официально собирает открытую информацию о вооружённых силах страны пребывания. Например, занимается изучением периодической прессы и открытых изданий, прослушиванием радио- и телепередач, посещением парадов, выставок, публичных лекций.
Военные атташе назначаются, как правило, из опытных разведчиков и используют своё положение для сбора разведывательной информации, применяя как законные, так и незаконные методы.
По секрету всему свету
Полковник Миронов вспомнил свою работу на зарубежных парадах и международных выставках вооружений и боевой техники:
– Казалось бы, нет ничего проще. Легальная разведка, нет никакой опасности. Однако ухо надо было держать востро. Иначе всучат такую дезинформацию… Говорят, и наши кормят вероятных противников парадной «дезой».
Валерий Константинович начал цитировать книгу профессора военных наук британского Королевского колледжа Лоуренса Фридмана «Американское разведывательное сообщество и советская стратегическая угроза», в которой говорится, что для американской разведки советские военные парады всегда были источником сбора разведданных. Отмечалось, что знания, собранные на парадах, помогли американской разведке точно понять, какой тип ракет СССР размещал на Кубе во время Карибского кризиса. В этой книге упоминался известный факт демонстрации на параде 1965 года глобальной трёхступенчатой баллистической ракеты «ГР-1», которая получила название «парадная ракета». В итоге она стимулировала Америку начать строительство противоракетной системы, способной сбивать «ГР-1». Пентагон потратил на это миллиарды долларов, в то время как у нас её производство было остановлено ещё до парада.
– Кто даст гарантии иностранным военным атташе, что и сейчас под видом новинок русские не подсовывают им парадную «дезу»? – сказал полковник Миронов. – По секрету всему свету мало рассказывают ценного.
Один из ведущих военных экспертов – член Общественного совета ВПК полковник запаса Виктор Мураховский также говорит, что при современном развитии космических средств слежения и глобальных информационных сетей снимки и видеозаписи техники, сделанные на Параде Победы, имеют малую ценность для разведок зарубежных стран.
– В 60–70-е годы действительно внешний облик тех или иных единиц можно было узнать, подсмотрев где-то на учениях или на парадах, но сейчас ситуация совершенно другая. Были времена, когда приходилось и самолёты-шпионы на территорию вероятного противника засылать.
Внешний облик и сам факт подготовки выпуска новой военной техники сегодня определяются анализом тех информационных тематических потоков, которые функционируют в Глобальной сети. Космические средства оптико-электронной и радиоэлектронной разведок также носят глобальный характер. Поэтому не было никакой возможности скрыть факт того, что в России ведётся разработка семейств новой военной техники.
Полковник Миронов согласен с этим. В подтверждение этого довода привёл недавнее сенсационное сообщение:
– На днях было объявлено, что у России с большой степенью вероятности появится средство борьбы с гиперзвуковым оружием, когда подобное вооружение получат другие ведущие страны мира. Об этом российский президент Владимир Путин сообщил в интервью Андрею Кондрашову в программе «Вести недели».
– Так для чего сегодня нужны военные парады?
Ветеран рассмеялся:
– Если совсем коротко: чтобы свои гордились, а чужие боялись.
Потом уже серьёзным тоном добавил:
– Наверное, слышали, что парад 24 июня 1945 года предотвратил третью мировую войну. Увидев нашу мощь, британский премьер Черчилль отменил «Немыслимое» – план нападения на Советский Союз с 1 июля.