> Аист улетел - Аргументы Недели

//Шпионаж 13+

Аист улетел

На 104-м году жизни скончался легендарный разведчик, Герой России Алексей Ботян

№  () от 18 февраля 2020 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]

20 декабря этого года исполнится 100 лет Службе внешней разведки (СВР) России. Её ровесников среди ветеранов ведомства практически не осталось. На днях ушёл из жизни самый знаменитый разведчик-долгожитель, Герой России полковник в отставке Алексей Николаевич Ботян.
Обозреватель «АН» попросил рассказать об этом уникальном человеке ветерана российских спецслужб полковника в отставке Александра Григорьевича СТОЛЯРОВА.

Споры о майоре Вихре

Никогда ещё ведущий рубрики «Мир шпионажа» не видел Александра Григорьевича таким опечаленным.

– Навсегда улетел наш Аист,– горестно вздохнул после приветственного рукопожатия полковник Столяров. – Сейчас пытаюсь узнать, когда и на каком кладбище похоронят Лёшу Ботяна.

– При чём тут аист? – не мог скрыть своего недоумения обозреватель «АН».

– Так Алексей Николаевич нередко сам себя называл, – ответил старый разведчик. – Ведь Ботян в переводе на русский с польского и белорусского и есть аист.

– В последнее время часто писали, что он был прототипом легендарного майора Вихря, спасшего польский Краков от уничтожения гитлеровцами, – журналист вспомнил знаменитый роман Юлиана Семёнова и одноимённый фильм, что вышел в далёком 1967 году.

– В связи с последней кампанией русофобии в Польше об операции по спасению Кракова много спорят, – откликнулся Александр Григорьевич. – Вот что пишет польский профессор с красноречивой фамилией Хвальба: «Немцы не собирались взрывать ни Театр имени Юлиуша Словацкого, ни главное здание Ягеллонского университета. Конечно, перед отступлением они планировали уничтожить несколько стратегических объектов, мостов или электростанций. Вот и всё».

– Я тоже читал в западной прессе, что в отличие от Варшавы Краков изображался в немецкой историографии городом, который испокон веков был германским, поэтому здесь не было восстания, – уточнил обозреватель «АН». – Мол, и спасать никого не надо было.

– Но этому противоречат исторические факты, – возразил Столяров. – Как стало известно из недавно рассекреченных документов, в руки разведчиков Ботяна угодил некто Зигмунд Огарек – поляк, который трудился инженером-картографом в немецком штабе тыловых подразделений. Помимо ценных карт оборонительных сооружений фашистов Ботян и его бойцы получили от Огарека важную информацию о крупном складе, где фашисты хранили взрывчатку для подрыва Кракова.

Гитлеровцы планировали взорвать при отступлении Рожновскую плотину, а также мосты через реку Дунаец – это затруднило бы проникновение советских войск в Краков.

Эта информация подтвердилась, когда в начале января 1945 года разведчикам удалось подорвать вражескую машину, в которой находился фашистский обер-лейтенант. В найденном при убитом гитлеровце портфеле лежали секретные документы с планами подрывов.

Чуть позже попала в руки разведчиков Ботяна ещё пара гитлеровских офицеров:

«Два гестаповца пошли на охоту, и мои ребята их выследили. Но те молчат – ни слова не говорят. Тогда одного я приказал вывести за дверь и сымитировать расстрел. Второй услышал выстрел и обмяк – выдал планы своего командования по подрыву города»,-рассказывал сам Алексей Николаевич

Сорвать эти дьявольские намерения помог польский коммунист, который согласился под видом грузчика проникнуть на склад и заминировать его. Ранним утром 18 января 1945 года Краков сотрясся от мощного взрыва Ягеллонского замка – тогда погибло около 100 и было ранено порядка 300 фашистов. На следующий день Краков был освобождён от немецкой оккупации передовыми частями 1-го Украинского фронта нашей армии.

– Кто был прообразом отважного майора Вихря из популярного фильма? – спросил старого разведчика журналист. – На Украине сейчас с пеной у рта доказывают, что это был не Алексей Ботян, а львовянин капитан Березняк.

Полковник Столяров усмехнулся:

– Ещё в 2007 году точку в этом споре поставил сам Алексей Ботян. Вот что он публично заявил: «Майор Вихрь- образ собирательный,в спасении Кракова участвовало несколько групп. И моя, и Евгения Березняка...»

Ведущий рубрики «Мир шпионажа» нашёл в своём макбуке интересную цитату:

– Попытки нынешних украинских пропагандистов сделать из советского разведчика чуть ли не бандеровца обречены на провал. Это был до самой смерти в 2013 году настоящий советский человек. В одном из своих последних интервью для украинской прессы Березняк вспоминал о дискуссии, завязавшейся в Ягеллонском университете. «Я встал и сказал: «Ответьте, на каком основании вы называете меня оккупантом? Почему вы называете оккупантами мою радистку, которой не было 18 лет, и 1800 советских солдат, павших на улицах Кракова? Когда нас послали в тыл врага, мы знали, что 75% из нас погибнет, но мы летели спасать польскую землю. Когда я закончил говорить, зал взорвался аплодисментами».

 

 

Любовь Лео Дворжака

После Победы Алексей Ботян по заданию Центра был вынужден изменить фамилию. Белорусский Аист стал чехом Лео Дворжаком. Ведь руководство советской разведки решило использовать его на нелегальной работе. Ему была поставлена задача в качестве чешского репатрианта «возвратиться» из Западной Украины в Судетскую область. Там советскому разведчику предстояло осесть, чтобы в последующем внедриться в западные спецслужбы, которые проявляли большой интерес к судетским месторождениям урановой руды.

Лео Дворжак вместе с большой группой переселенцев приехал в промышленный город Аш, вскоре поступил в Горный техникум, а потом устроился на урановое месторождение геологом. Там вырос до горного мастера, позже стал инженером участка.

В Аше Лео познакомился с местной красавицей Геленой Винзель, тоже работавшей на урановом месторождении. Молодые страстно полюбили друг друга. Разведчик запросил Центр о разрешении на женитьбу. Ему поначалу запретили. Но он настаивал и своего добился.

В браке у него родилась дочь Ирина. С момента переезда в Чехословакию прошло восемь лет, как в Москве грянули перемены – в августе 1953 года после смерти Сталина был репрессирован непосредственный начальник Алексея Павел Судоплатов.

Изучая биографии его подчинённых, следователи наткнулись на информацию о браке Ботяна с иностранной гражданкой. Разведчика срочно вызвали в Москву, где после грандиозного разноса уволили из органов за… моральное разложение. О возвращении к семье в Чехословакию не шло и речи, и тогда разведчик подключил все связи, чтобы переправить Гелену с дочерью в Москву. Лишь тогда супруга разведчика узнала, кем на самом деле является её муж. По советским документам Гелена Винзель стала Галиной Владимировной Ботян.

Без работы в Москве Ботян не остался: благодаря знанию нескольких иностранных языков его с радостью приняли на должность старшего администратора в ресторан «Прага».

– Кстати, в нём часто бывали иностранцы, которые могли заинтересовать советскую разведку. Это была новая «крыша» для Аиста? – высказал предположение ведущий рубрики «Мир шпионажа».

В ответ полковник лишь молча пожал плечами.

А спустя некоторое время Алексея снова отправили за границу: он сам был не против этого. К тому моменту жена Ботяна прошла краткий курс спецподготовки разведчицы, чтобы стать верной помощницей в работе своего мужа. Вскоре семья Ботянов по старым иностранным паспортам вернулась в Чехословакию.

Операция была продолжена.

 

 

Он служил не ради наград

Этот период деятельности Алексея Ботяна до сих пор находится под грифом «Совершенно секретно». Лишь малые крупицы сведений пока стали известны.

Так, с помощью чешских связей в урановой отрасли Лео Дворжак внедрился в одну из западных спецслужб и стал поставлять ценнейшую информацию. Затем были командировки в другие страны. Наш нелегал успешно работал до 1985 года, выполняя до сих пор не рассекреченные задания в Европе и Северной Америке. А когда осел в СССР, принимал участие в создании легендарного подразделения «Вымпел», передавал спецназовцам свой боевой опыт.

– До глубокой старости Алексей Николаевич был отличным стрелком, – вспоминает Александр Григорьевич. – А уж в вопросах маскировки на чужой территории ему не было равных. Такого нелегала, наверное, нет ни в одной разведке мира.

Почему же Алексея Николаевича долгое время обходили наградами? – задал давно мучивший вопрос обозреватель «АН».

– Сначала мешала служба в польской армии, – ответил полковник. – Излишне бдительные кадровики с недоверием относились к бывшему командиру польского зенитного орудия, сбившего ещё в 1939 году три немецких самолёта. А всего в той войне гитлеровцы потеряли 286 летательных аппаратов.

– Так за три сбитых юнкерса не только наши, но и поляки должны были наградить Ботяна! – воскликнул журналист.

– В неразберихе той поры было не до наград, – заметил Александр Григорьевич. – Потом помешала женитьба на иностранке.

Первый раз к званию Героя Советского Союза Алексея Ботяна представили в январе 1945года. После войны разведчик ещё дважды мог получить это высокое звание – в 1965-м и в 1974 годах, но и тогда награждён не был. Говорили, что не те у него были командиры, в частности, сидевший во Владимирском централе «генерал-террорист» Судоплатов.

Но справедливость в конце концов восторжествовала. Указом Президента РФ №614 от 9 мая 2007 года полковнику в отставке Ботяну Алексею Николаевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В 2013 году семью Ботянов постигло горе: скончалась верная спутница жизни разведчика, его жена Галина. После смерти супруги разведчик сильно сдал – у него стали отказывать ноги. Передвигался на коляске. Однако он вскоре сумел восстановить здоровье и начал ходить. В феврале этого года отметил свой 103-й день рождения.

До последних дней своей жизни легендарный разведчик удивлял друзей своей энергичностью. Алексей Николаевич вёл активный образ жизни: утром – ранний подъём, зарядка. Весной, летом, осенью, когда жил на даче, – велосипедная прогулка, зимой – тренировка на велотренажёре. Стройный и подтянутый, он никогда не придерживался особых диет. Но никогда и не переедал. Не чурался застолий. Но меру всегда знал.

За свою долгую жизнь Алексей Ботян получил множество наград, кроме Золотой Звезды Героя России, у него есть ордена «За заслуги перед Отечеством», Мужества, Отечественной войны и Красного Знамени. Медалей и почётных знаков – не перечесть.

– Но не ради наград и славы служил Родине и народу наш Аист, – закончил разговор полковник Столяров. – Пусть земля ему будет пухом.

 

О легендарных советских разведчиках, о тайных операциях, менявших ход истории ХХ века, вы можете прочитать в серии книг «Мир шпионажа», выпущенной издательством «Аргументы недели». Приобрести книги можно в интернет-магазине издательства.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте