Тревожные сводки поступают с Ближнего Востока. В последние дни до предела накалилась обстановка в Иране. О закулисной стороне ближневосточных событий, интригах иностранных разведок в этом регионе обозреватель «АН» попросил рассказать ветеранов российских спецслужб полковника в отставке Фарида Умаровича ГУСЕЙНОВА и подполковника в отставке Александра Ефремовича СОРОКИНА.
Убийство Тени
К разговору со специалистами по Ближнему Востоку ведущий рубрики «Мир шпионажа» тщательно готовился. Прежде всего собрал в электронном досье самые последние официальные документы, интересные выдержки из иностранной прессы.
Поэтому нашу беседу начал с цитирования заявления министерства обороны США от 3 января 2020 года. В нём говорилось, что поздно ночью по приказу президента США Дональда Трампа размещённое в Ираке Объединённое командование специальных операций США (USSOCOM) ликвидировало командующего силами специального назначения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана генерала Касема Сулеймани.Вместе с ним были убиты ещё 10 человек, включая заместителя главы иракского шиитского ополчения «Аль-хашд аш-шааби» Абу Махди аль-Мухандиса, а также Мухаммада аль-Джабири, отвечавшего в ополчении за внешние связи.
Все они прибыли ночью в иракскую столицу на военном самолёте из Сирии. На выезде из аэропорта они были атакованы американскими беспилотниками MQ-9,которые выпустили ракеты по двум автомобилям. В одной из этих машин и находился Сулеймани.
– Западная пресса называет это убийство блестящей операцией, – заглянул в свой компьютер обозреватель «АН». – А каково ваше мнение?
– Рутинный теракт, осуществлённый с помощью дронов, – первым отозвался подполковник Сорокин. – Так американцы убили на чужой территории более трёх тысяч своих врагов.
– Операция вызывающе дерзкая, – не согласился с ним полковник Гусейнов. – Ликвидация национального героя Ирана может привести к большой войне на Ближнем Востоке.
В связи с такой опасностью журналист обратил внимание своих собеседников на состоявшийся 6 января 2020 года срочный телефонный разговор министра обороны России Сергея Шойгу с начальником генерального штаба вооружённых сил Ирана Мохаммадом Багери и директором национальной разведывательной организации Турецкой Республики Хаканом Фиданом.Как сказано в официальном сообщении Минобороны РФ по этому поводу, военачальники обсудили «практические шаги по недопущению эскалации обстановки в Сирии и в Ближневосточном регионе в связи с убийством под Багдадом командующего спецподразделением «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани».
– Из-за чего такой сыр-бор? – не мог скрыть своего удивления обозреватель «АН». – Генералы ведь нередко гибнут на войне.
– Но это необъявленная война спецслужб, – возразил Александр Ефремович. – И 62-летний Касем Сулеймани возглавлял самое секретное элитное подразделение иранской армии – «Аль-Кудс», что в переводе означает «Иерусалим наш». Сам генерал не зря носил прозвище Тень. Он руководил всеми тайными операциями за пределами Ирана – оказывая поддержку движению «Хезболла» в Ливане и армии Башара Асада в Сирии.
Важным направлением работы Тени был Ирак – с одной стороны, в рамках борьбы с ИГИЛ (запрещённая в России организация), с другой – по линии снижения американского влияния в соседней с Ираном стране. Не зря же на днях иракский парламент единогласно проголосовал за вывод всех иностранных, прежде всего американских, войск из Ирака.
– Дональд Трамп назвал Касема Сулеймани террористом и главным врагом Америки на Ближнем Востоке, – снова обратился к своему электронному досье ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Якобы именно он планировал взрывы в четырёх американских посольствах.
– Генерал действительно считался создателем широкой агентурной сети с опорой на шиитские общины не только на Ближнем Востоке, но и во всём мире, – сказал Фарид Умарович. – Особенно сильны позиции его разведки были в Ираке, Канаде и Великобритании.Взрывы посольств США ему были ни к чему.
– Тогда почему его убили? – продолжал допытываться ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Скорее всего, из-за каких-то особо важных разведданных, – предположил подполковник Сорокин. – Некоторые эксперты утверждают, что к Сулеймани попали сверхсекретные документы о подготовке Израилем и США удара по объектам ядерной программы Ирана.
– Вчера в арабской прессе промелькнуло сообщение, что его убили по наводке предателей, – добавил полковник Гусейнов. – Якобы генерал Тень получил списки прозападной «пятой колонны» в Иране. Не зря же только в элитном Корпусе стражей исламской революции после его гибели арестовали 56 изменников. Всё это были израильские и американские агенты. Один из них сбил украинский самолёт.
Провокации «Ведомства»
– Израильский «Моссад» имеет прочные агентурные позиции на Ближнем Востоке, – заявил подполковник Сорокин. – Больше всего на свете в Тель-Авиве боятся иранской атомной бомбы. Не зря же они ведут настоящую охоту за исламскими учёными-ядерщиками. А Касем Сулеймани через свою агентуру в шиитских общинах Канады, Франции, Великобритании и даже США устраивал на учёбу и работу в западные атомные центры молодых иранских учёных-атомщиков. Таким образом готовил кадры для ядерной программы Ирана.
– В Израиле не зря считают, что иранские учёные даже с иностранными паспортами сотрудничают с КСИР и «Аль-Кудс», – поддержал коллегу Фарид Умарович. – Иначе их просто не выпустили бы за границу.
– Но от соучастия в убийстве главы самой секретной иранской спецслужбы «Моссад» всячески открещивается, – заметил обозреватель «АН». – Вот что заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
По его словам, он категорически против того, чтобы его страна втягивалась в разворачивающиеся боевые действия между Соединёнными Штатами и Ираном. Выступая на заседании своего кабинета министров, Нетаньяху подчеркнул, что убийство иранского генерала Касема Сулеймани было совершено Соединёнными Штатами и Израиль не имеет к нему никакого отношения.
– Свежо предание, да верится с трудом, – усмехнулся подполковник Сорокин. – А кто сообщил американцам о прибытии генерала на аэродром Багдада? Кто наводил беспилотники? Без агентуры «Ведомства» тут не обошлось.
– Почему вы так странно называете израильскую разведку? – спросил Александра Ефремовича ведущий рубрики «Мир шпионажа».
И тот в ответ прочёл небольшую лекцию о самой известной спецслужбе Ближнего Востока. Ведь многих интересует вопрос о том, почему израильская разведка называется «Моссадом». Это не аббревиатура, а сокращение полного названия, которое на иврите звучит как ха-Мосад ле-модиин у-ль-тафкидим меюхадим, что переводится как «Ведомство разведки и специальных задач». Таким образом, дословный перевод слова «Моссад» – «Ведомство».
Ветеран российской разведки вспомнил недавний случай, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху,кстати, бывший офицер спецназа,заявил о сенсации в мире шпионажа. Мол, его любимый «Моссад» захватил «тайный архив ядерной программы Ирана». Она якобы называлась «Амад» и предполагала производство пяти боеголовок в 10 килотонн. Это похищение в Тель-Авиве хвастливо назвали операцией века.
Нетаньяху заявил, что израильской разведке якобы удалось добыть 55 тысяч страниц секретных документов и 183 компакт-диска с очень важной информацией. При этом утверждалось, что «Моссад» похитил не «банку из-под леденцов с микрофильмами», а оригиналы документов.
Поэтому сам действующий глава «Моссад» Йоси Коэн лично доставил похищенные материалы из программы «Амад» в Лэнгли. Там он отдал эти иранские секретные документы тогдашнему главе ЦРУ Майку Помпео, а тот, в свою очередь, передал их Дональду Трампу. Общий вес вывезенных материалов составил полторы тонны.
Тогда в оправдание разрыва соглашения с Ираном американские власти утверждали, что досье «Амад»», переданное Йоси Коэном, «свидетельствует о нарушении Тегераном ядерной сделки». Значит, грандиозная провокация «Моссад» удалась. И вот в 2020 году состоялась новая.
Справка «АН»
«Моссад» – это политическая разведка, по своему назначению и функциям сравнимая с американским ЦРУ. Главный офис организации находится в Тель-Авиве, оперативные подразделения размещаются по всей стране. Деятельность этого израильского «Ведомства» глубоко засекречена. Поэтому численный состав, имена сотрудников, пароли и явки составляют государственную тайну.
Внешняя разведка Израиля избрала своим девизом слова из Книги притчей Соломоновых: «При недостатке попечения (хитроумных методов ведения войны) падает народ, а при многих советниках благоденствует». Эти слова высечены на эмблеме «Моссада».
Охота на учёных-ядерщиков
В ответ на убийство американцами Сулеймани Иран заявил об одностороннем отказе от последнего из остававшихся крупных ограничений на развитие его ядерной программы в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – на количество центрифуг, работающих для обогащения урана. Тем самым Тегеран красноречиво продемонстрировал всему миру стремление буквально за считанные месяцы обзавестись первой собственной атомной бомбой.
Правда, постпред этой страны при ООН Маджид Тахт-Раванчи заявил, что Иран, оказывается, вовсе не добивается обладания ядерным оружием, несмотря на самовольное прекращение выполнения ядерной сделки. Вот цитата из интервью постпреда телеканалу PBS: «Нет, мы не заинтересованы в создании ядерного оружия. У нас есть очень чёткий религиозный запрет на ядерное оружие от нашего верховного лидера».
Но это не останавливает вражеские разведки. Так, аж 29 иранских учёных-ядерщиков погибли от рук израильской агентуры. И в мире по этому поводу особого шума пресса не поднимает.
Уже давно идёт настоящая охота за Мохсен Фахризаде Мохамади, который считается отцом иранского ядерного проекта. Вот и Нетаньяху уделил этому человеку особое внимание. Он заявил: «Запомните это имя – Мохсен Фахризаде»! Израильский премьер разгласил на весь мир личные данные этого учёного-ядерщика. Мол, живёт доктор Фахризаде в Тегеране на улице Шахид Махлалати, прямой домашний телефон 021-2446413.
Израильская разведка утверждает, что располагает схемой расположения камер видеонаблюдения в университетском кампусе в Тегеране, но для Фахризаде организован «специальный вход в здание», потому и фотография мутная.
– Был ли у отца иранской атомной бомбы канадский паспорт на чужое имя? Летел ли он в сбитом предателями из ПВО КСИР украинском боинге? – спросил у своих собеседников в конце разговора обозреватель «АН».
Те лишь молча пожали плечами.