Разведка WADA
Как спецслужбы управляют спортивными чиновниками
№ () от 17 декабря 2019 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Недавно исполнительный комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) лишил Россию права участия в крупных международных спортивных мероприятиях на четыре года. Российской Федерации запрещено принимать международные турниры и подавать заявки на их проведение. Также лишено полномочий Российское антидопинговое агентство (РУСАДА). Российским госслужащим и руководству Олимпийского и Паралимпийского комитетов РФ запрещено посещать международные спортивные соревнования.
Кто спровоцировал новый спортивный скандал? На этот вопрос обозреватель «АН» попросил ответить ветерана российских спецслужб подполковника в отставке Владимира Александровича ГУСЕВА.
Глаза и уши антидопинговой инквизиции
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» не скрывал своего удивления:
– Знаю, что в мире существует множество спецслужб, но в первый раз слышу о разведке Всемирного антидопингового агентства. Расскажите о ней поподробнее.
Владимир Александрович усмехнулся:
– Как и всякая спецслужба, разведка WADA не любит публичности. Поэтому о ней мало что известно. Даже официальное название в средствах массовой информации путают: то называют отделом разведки Всемирного антидопингового агентства, то департаментом разведки и расследований этой спортивной антидопинговой инквизиции.
– Кто возглавляет эту разведслужбу?
– Это главный «разоблачитель» российских спортсменов. Бывший член независимой комиссии WADA Гюнтер Юнгер – автор того самого отчёта, который привёл к самому первому отстранению легкоатлетов из России от международных соревнований, – с горькой иронией ответил Гусев. – По официальной информации WADA, Юнгер назначен на эту должность 3 октября 2016 года в связи с необходимостью проводить собственные антидопинговые расследования.
– А чем до этого занималась разведка антидопинговой инквизиции и кем был Юнгер? – не отставал от старого разведчика журналист.
– Ещё три года назад Юнгер работал в немецкой полиции и тесно сотрудничал с другими спецслужбами стран НАТО, – посмотрел в свой красный блокнот подполковник Гусев. – А разведка Всемирного антидопингового агентства была и есть всего лишь филиалом ЦРУ и других западных шпионских организаций.
– Но говорят, она в основном черпала сведения для своих расследований из открытых источников. Главным образом – из иностранной прессы. Это правда? – продолжал «пытать» собеседника обозреватель «АН».
– Не будьте наивными, – отмахнулся от вопроса Владимир Александрович. – А кто сливал эти сведения в западную прессу? Кто вербовал предателей в Российском антидопинговом агентстве?
– Недавно прочитал в Интернете, что только первый «русский допинговый скандал» обошёлся ЦРУ США почти в 200 миллионов долларов, – решил блеснуть осведомлённостью ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Интересно, а сколько стоит нынешний?
Справка «АН»
Официально больше всех Всемирному антидопинговому агентству платит Европа – 47, 5%, потом Америка – 29%, далее идут Азия (20, 46%), Океания (2, 54%) и Африка (0, 5%). На самом деле гарантом экономического благополучия этой спортивной антидопинговой инквизиции являются США. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому комиссии и подкомиссии агентства представлены преимущественно англосаксами. То есть США, Канада, Великобритания, Австралия... В цифрах это выглядит так: США – 17 человек, Канада – 12, Италия и Франция – по 11, Швейцария – 8, Англия и Германия – по 7, Австралия – 6. От Китая работает всего два человека, а страна, между прочим, относится к лидерам мирового спорта. Россия там сегодня не представлена вообще.
«Чёрная бухгалтерия» Родченкова
Владимир Александрович снова полез в свой красный блокнот. Он быстро нашёл нужные цифры.
– Официально нам пока предъявляют не самые большие финансовые претензии, – сказал Гусев.
По его словам, сейчас Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» гарантированно заплатит штраф в размере 10% от дохода агентства за 2019 год (но не меньше 100 тысяч долларов). Также было рекомендовано затребовать покрытие всех расходов WADA по этому делу с января 2019 года.
Размер этих «расходов» озвучил генеральный директор Всемирного антидопингового агентства Оливье Ниггли: «Агентство потратило на расследование несколько миллионов долларов. Речь идёт, возможно, о сумме чуть меньше чем пять миллионов».
Причём, если во время четырёхлетнего срока агентству снова придётся предпринимать «некие действия», расходы на них тоже включат в счёт. Каким он будет, неизвестно.
Заместитель генерального директора РУСАДА Маргарита Пахноцкая подтвердила, что счёт будет выставлен РФ: «Нигде не слышала пока, о какой конкретно сумме говорил Оливье Ниггли. В рекомендациях была зафиксирована сумма 100 тысяч долларов. Да, счёт будет выставляться РУСАДА, но там указывается момент, что все штрафы, связанные с санкциями, должны быть покрыты при участии российского правительства».
По словам Пахноцкой, во время расследования WADA расходовало средства на работу IT-специалистов, внешних экспертов-криминалистов, на командировки, логистику: «Был проведён колоссальный объём работы и потрачены огромные ресурсы».
– Но всё это лишь малая часть того, что потратили западные спецслужбы на очередную спортивную диверсию против России, – заключил свою небольшую лекцию Владимир Александрович.
– Интересно, сколько средств было израсходовано на подкуп спортивных чиновников? – напрямую спросил обозреватель «АН». – В какую цену обошлось разведке Всемирного антидопингового агентства приобретение «чёрной бухгалтерии» Родченкова?
– Этого главного спортивного предателя и его подельников с потрохами купило ЦРУ США, – зло бросил подполковник Гусев.
Немного успокоившись, он рассказал о тёмных делишках бывшего руководителя Московской антидопинговой лаборатории. Оказывается, Григорий Родченков в США скрылся не один. С ним сбежали Тимофей Соболевский и Олег Мигачев. Оба имели доступ к электронной базе данных Московской лаборатории даже после того, как уехали в Америку. Видимо, они и передали ЦРУ доступ к этой базе.
В ней хранится история всех когда-либо бравшихся Московской лабораторией проб на допинг. Разведка антидопинговой инквизиции считает, что лаборатория получала одни результаты, а в международные инстанции пересылала совсем другие, скорректированные и подогнанные. Не исключено, что в ряде случаев так и было: не секрет, что у Родченкова был бизнес по «отмазыванию» попавшихся на допинге атлетов. И базу лаборатории не зря назвали «чёрной бухгалтерией» Родченкова.
Она добыта разведкой WADA нелегально. Следственный комитет РФ уже сообщал, что Соболевский и Мигачев после отъезда в США имели удалённый доступ к этим данным и могли вносить туда неконтролируемые изменения. Они же выходили на оставшихся в России бывших коллег с предложением дать им доступ к базе, в обмен на денежное вознаграждение и гражданство США или Канады.
«Установлено, что находящиеся в США и сотрудничающие с профессором Маклареном Родченков и бывший начальник отдела допинг-контроля Тимофей Соболевский неоднократно звонили бывшему директору антидопингового центра Марии Дикунец и предлагали от имени Макларена и WADA в обмен на денежное вознаграждение, убежище в США или Канаде, гражданство одного из этих государств передать им базу данных первичных результатов тестирования спортсменов», – заявлял представитель СК РФ.
– Что это, как не попытка вербовки?! – возмущённо заметил старый разведчик.
Кто заказывает музыку?
На цифрах и фактах Владимир Александрович стал доказывать, как спецслужбы западных стран управляют спортивными чиновниками. Сейчас во Всемирном антидопинговом агентстве верховодят три страны – США, Канада и Великобритания. Именно деньги они используют для завуалированного политического шантажа.
Уходящий в отставку президент WADA Крейг Риди на днях в одном из последних своих интервью вновь посетовал на то, что организации не хватает денег, и в первую очередь на исследования. Глава МОК Томас Бах уже пообещал увеличить свои транши на 2, 5 млн долларов. К тому же в ближайшие годы взносы в бюджет агентства от правительств стран будут увеличиваться на 8% ежегодно.
«Главная наша проблема – это бюджет на исследования. Если раньше, имея меньше денег, мы тратили на эти цели 6 миллионов долларов, то сейчас, имея более внушительные средства, можем выделить на исследования всего 2 миллиона. Так что да, нам нужно больше денег», – сказал президент WADA Крейг Риди в интервью Inside The Games.
Раньше затраты агентства полностью покрывал МОК. Сейчас бюджет WADA лишь наполовину пополняется главной мировой олимпийской структурой, остальные вливания поступают от правительств стран мира. Ежегодные взносы разных стран различаются. Например, больше всех в 2018 году, согласно отчёту WADA (опубликованному в сентябре 2019 года), внесли США (2 327 455 долларов), Япония (1 502 799 долларов) и Канада (1 163 728 долларов). Самые большие взносы из европейских стран платят Россия (в 2018-м – 881 332 доллара, в 2017-м – 815 615), Великобритания, Германия, Италия и Франция.
Общий взнос от правительств, согласно тому же отчёту, в 2018 году составил 17, 6 млн долларов. Примерно столько же поступило от МОК. Не отказывается WADA и от дополнительных так называемых пожертвований. В 2018-м эта экстрасумма равнялась 1, 3 млн, которые в основном поступили от Китая (994 000), Японии (164 000 были направлены в азиатскую региональную антидопинговую организацию) и Австралии (60 000 – в региональную организацию Океании).
Россия платила дополнительные добровольные взносы три года: в 2013-м (393 000 долларов), в 2014-м (409 000), в 2015-м (340 000). И они были самыми крупными по сравнению с другими странами.
Кроме дополнительных взносов в кризисные годы Россия, точнее РУСАДА, оплачивала WADA консультации по созданию эффективной и независимой антидопинговой программы – 1, 6 млн долларов.
– И всё это псу под хвост, – с горечью сказал подполковник Гусев. – Нас бьют за наши же деньги.