Директор ФСБ Александр Бортников бьёт тревогу. На совещании, которое этой осенью прошло в Сочи, он заявил о новой опасности. Это широкое применение международными террористами беспилотников. Обозреватель «АН» попросил рассказать об этой проблеме ветерана российских спецслужб подполковника в отставке Игоря Григорьевича КУЗНЕЦОВА.
Из пушки по воробьям
В компьютере Игоря Григорьевича множество данных о так называемых дронах – беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) или коротко – беспилотниках.
– Для всего мира стала сенсацией их успешная атака на один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов Saudi Aramco в Саудовской Аравии, – начал свою небольшую лекцию подполковник Кузнецов. – Но на Западе закрывают глаза на то, что террористы периодически атакуют с помощью беспилотников российскую авиабазу Хмеймим в Сирии.– Своя рубашка ближе к телу, – усмехнулся ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Тем более что наша ПВО в Сирии успешно отражает атаки дронов, а хвалёные пиндосовские «Патриоты», которые за бешеные деньги купили у США саудиты, их проморгали.
В ответ подполковник включил компьютер и нашёл нужный файл.
– В этом нет ничего удивительного, – сказал старый разведчик. – Ведь нижняя граница обнаружения комплекса ПВО «Патриот» – 60 метров. Но беспилотники могут летать на гораздо меньшей высоте. Для сравнения: у нашей системы С-400 нижняя граница обнаружения – всего лишь 5 метров. Вот Путин и предложил саудитам вместо бесполезных американских ракет покупать российские изделия.
– Но стрелять по копеечным дронам ракетами, что стоят миллионы долларов, – это всё равно что палить из пушки по воробьям, – не согласился обозреватель «АН».
– У нас есть и куда более дешёвые средства ПВО, – продолжал гнуть свою линию Кузнецов.
Он рассказал, что оборону нашей базы ВКС Хмеймим в Сирии наряду с С-400 осуществляет зенитный ракетно-пушечный комплекс малой дальности «Панцирь-С1». За два года он отразил множество воздушных атак террористов, перехватив больше двух десятков беспилотников и свыше шести десятков реактивных боеприпасов – самодельных ракет, газовых баллонов, снарядов «Град».
Кстати, перехваченные беспилотники были самыми продвинутыми в технологическом отношении. Они были оснащены системами управления и связи американского заводского производства.
Причём плотность атак порой достигала высокого уровня. Так, 19 мая этого года было перехвачено 8 ракет и 12 беспилотников.
Боекомплект «Панциря-С1» включает в себя 12 ракет с радиокомандным наведением и дальностью до 20 км, а также 1400 снарядов калибра 30 мм.
Время реакции – 4 секунды. Цели, в том числе и малоразмерные, перехватываются на высотах от 5 м до 15 км.
Скорострельность артиллерийского спаренного автомата – 5000 выстр./мин. Интервал между пусками ракет – 1, 5 секунды. Одновременно обстреливаются 4 цели.
– Так что из пушки по воробьям палить не надо, – сказал Игорь Григорьевич. – А дроны лучше всего сбивать из «Панциря».
Справка «АН»
Дрон (англ. drone – «трутень», «бездельник»; «гудеть», «жужжать») – беспилотный летательный аппарат (БПЛА) военного назначения, разновидность военного робота. Первый беспилотник был разработан в 1933 году инженерами из Великобритании. Затем перед началом Второй мировой войны проектированием БПЛА занялись Германия и США.
На сегодняшний день самыми распространёнными с точки зрения применения являются ударные БПЛА – это MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.
Разведки ищут доказательства
О том, что беспилотники в ближайшем будущем могут стать главным оружием международных террористов, говорилось и на недавнем совещании руководителей спецслужб в Сочи. Так, директор ФСБ Александр Бортников видит реальную опасность, которую несут используемые террористами дроны, в том, что эти летательные аппараты способны доставлять различные средства поражения, в том числе и химические, и отравляющие, а также действовать автономным роем.
– Такую атаку крайне трудно отразить, – заметил подполковник Кузнецов. – Тем более что дроны быстро усовершенствуются.
На совещании в Сочи руководитель ФСБ также подчеркнул, что боевики значительно активизировали свои усилия по приобретению новейших систем связи, геолокации и последних разработок военной техники.
Это подтверждает и Министерство обороны РФ. «Беспилотные летательные аппараты, с помощью которых в Сирии атаковали российскую авиабазу Хмеймим, – достаточно сложные устройства, собранные при участии людей с серьёзным техническим образованием». Об этом заявил на недавнем брифинге официальный представитель военного ведомства России генерал-майор Игорь Конашенков.
Он рассказал, что, несмотря на невзрачность этих самодельных устройств, в их создании применяли сложные технические решения. Высота полёта одного из дронов может достигать четырёх километров, а дальность составляет примерно 150 километров.
«Мы понимаем, что сборка проходит по каким-то схемам и лекалам. И кто-то, кто владеет этими технологиями, помогает террористическим группировкам», – подчеркнул генерал.
– Но кто покровительствует международным террористам и делает дроны? – спросил подполковника журналист. – Неужели этого не знает наша разведка?
Кузнецов лишь пожал плечами, а затем открыл другой файл и стал цитировать заявление главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина.
«Мы собираем эти данные, но окончательные выводы пока не делаем. Мне представляется, что нельзя делать выводов, не имея каких-то твёрдых доказательств», – сказал Нарышкин, отвечая на вопрос об обвинениях в адрес Ирана.
– До сих пор конкретных доказательств не представила ни одна разведка, – поддержал главу СВР Игорь Григорьевич. – Ведь атака на саудовский нефтяной завод могла бы состояться и со стороны Ирака или даже с территории Израиля.
Воздушный антитеррор
По словам подполковника Кузнецова, в разработке современных беспилотников наряду с американцами лидирует маленький Израиль.
– Почему же отстаёт Россия? – вырвался вопрос у обозревателя «АН».
– Наша страна основные усилия сосредоточивает на средствах борьбы с БПЛА, – ответил Игорь Григорьевич и рассказал о новых разработках в этой области.
Скоро российский разработчик антивирусного ПО «Лаборатория Касперского» начнёт продавать так называемые антидроны. Об этом на днях сообщил руководитель проекта Kaspersky Antidrone Владимир Туров.
По его словам, антидроном в компании называют программно-аппаратный комплекс, способный предотвращать проникновение беспилотников на охраняемые территории, включая военные и промышленные объекты, массовые мероприятия.
Система Kaspersky Antidrone способна засечь движущийся объект, определить его координаты, передать их на сервер и начать отслеживание. Если при анализе данных нейронная сеть определит, что система засекла дрон, то программа заблокирует связь беспилотника с пультом управления. В этом случае дрон либо вернётся к точке старта, либо совершит посадку в районе, где был заблокирован сигнал.
Туров сказал, что стоимость готового комплекса составит от 100 тыс. до 1 млн долларов и будет зависеть от модели дронов, с которыми нужно будет бороться, а также от конфигурации системы, которая может быть стационарной или передвижной (такую модификацию можно будет установить на автомобиль).
В Минобороны РФ заявили, что разработка «Лаборатории Касперского» может быть принята на вооружение, если успешно пройдёт испытания и проверку на соответствие ряду требований военного ведомства. При этом военные отметили, что свои решения в сфере воздушного антитеррора уже предлагают десятки компаний.
Впрочем, не всё так гладко, как кажется на первый взгляд. По мнению главного редактора портала «Беспилотная авиация» Дениса Федутинова,хотя рынок систем борьбы с беспилотниками является «многообещающим», но многие такие системы зачастую оказываются узкопрофильными и могут воздействовать лишь на определённые модели дронов. А их появляется с каждым днём всё больше и больше.
Поэтому в конце сентября этого года в России вступили в силу требования о постановке на учёт беспилотников массой от 250 граммов до 30 килограммов, произведённых в РФ или ввезённых на её территорию. Чтобы поставить дрон на учёт, его владельцу нужно направить соответствующую заявку в Росавиацию. В заявлении необходимо указать личные данные, сведения о производителе и некоторые технические характеристики аппарата. Также к нему нужно приложить фотографию дрона.
Госдума уже приняла в первом чтении поправки в законодательство, которые касаются предотвращения незаконного использования беспилотных летательных аппаратов. Для обеспечения безопасности граждан и объектов инфраструктуры законопроектом предлагается внести изменения в ст. 18 Воздушного кодекса. Это позволит чётко определить полномочия силовиков в противоправных ситуациях, связанных с дронами. ФСБ, ФСО, МВД, СВР и Росгвардия получат «полномочия по пресечению нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в установленных законом целях, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления, а также повреждения или уничтожения беспилотников».
– Поможет ли всё это борьбе с новой опасностью? – спросил ведущий рубрики «Мир шпионажа» ветерана российских спецслужб.
– На мой взгляд, этих мер недостаточно, – ответил подполковник Кузнецов. – Ведь угроза воздушного терроризма очень велика.