В сентябре этого года сразу в двух десятках стран вышли мемуары Эдварда Сноудена – бывшего агента ЦРУ и АНБ США, рассказавшего миру о тотальной слежке и злоупотреблениях американских спецслужб. В русском переводе книга называется «Личное дело». Обозреватель «АН» попросил рассказать о самом знаменитом перебежчике ветерана российской разведки полковника в отставке Николая Петровича ЕГОРОВА.
Запретный плод
Этот разговор ведущий рубрики «Мир шпионажа» начал с неожиданного вопроса:
– Вы уже попали в «чёрный список» американских спецслужб?
Николай Петрович усмехнулся:
– Я там давно под самыми разными фамилиями. А вот вы туда попадёте, если купите или скачаете в Интернете мемуары Эдварда Сноудена.
– Это антиреклама сенсационной книги? – спросил журналист.
– Нет, об этом на днях предупредил сам Сноуден, – ответил старый разведчик. – К нему власти США после выхода в свет мемуаров предъявили судебный иск. Ведь он не получил разрешения на публикацию от своих бывших работодателей Центрального разведывательного управления и Агентства национальной безопасности США.
– Что за чепуха?! – возмутился обозреватель «АН». – Это, как говорят сами американцы, всё равно что спрашивать индейку, хочет ли она на рождественский стол.
– Таковы американские законы, – пожал плечами Егоров. – Кстати, все доходы от продажи мемуаров бывшего агента спецслужб по решению суда могут быть конфискованы. А гонорары Сноудена за книгу, говорят, рекордные. Ведь запретный плод сладок.
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» недоверчиво спросил:
– А как же правила свободной торговли? Да и кто у автора мемуаров отнимет деньги в России?
– «Личное дело» Сноудена издаётся во многих странах мира, – ответил Николай Петрович. – Может быть, поэтому он навострил лыжи за рубеж.
Справка "АН"
Сноуден похитил около 1, 7 млн файлов с секретными документами о военно-разведывательных операциях США. Журналистам он передал только чуть более 200 тыс. файлов. Об этом сообщило агентство Associated Press со ссылкой на закрытый доклад американского военного ведомства. Большая часть файлов из досье Сноудена имеет гриф «Совершенно секретно».
Эдвард хочет в Париж
Этой осенью бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден сообщил, что ещё в 2013 г. попросил убежище во Франции. И сейчас он хотел бы, чтобы нынешний французский лидер Эммануэль Макрон его предоставил.
«Я попросил убежище во Франции в 2013 году при президенте Франсуа Олланде. Конечно, я очень бы хотел, чтобы господин Макрон предоставил мне право на убежище», – сказал Сноуден в интервью радиостанции France Inter.
При этом бывший сотрудник спецслужб США отметил, что «самое печальное» в его истории то, что «единственное место, где он может говорить свободно, – это не Европа, а Россия».
– И всё равно «мальчик» хочет не в Тамбов, а в Париж, – с сарказмом прокомментировал это заявление ветеран российских спецслужб. – Впрочем, Эдвард Сноуден давно ищет новые убежища.
Полковник Егоров раскрывает номер аргентинской газеты The Buenos Aires Herald. Она сообщает, что во время визита в Москву президент Аргентины встретилась с Эдвардом Сноуденом. Газета напоминает, что незадолго до визита президента Аргентины в Россию, «выяснилось благодаря информации, которую предоставил Сноуден, что Великобритания в прошлом шпионила за Аргентиной». Теперь в знак благодарности эта южноамериканская страна хотела приютить разоблачителя.
– Сноуден долгое время жил на тёплых Гавайях, – замечает Николай Петрович. – Наш суровый климат, видимо, ему не совсем по нраву.
В своих первых интервью экс-сотрудник американских спецслужб рассказывал, что первое время в России он чувствовал себя одиноким и отрезанным от мира, а также боялся того, что за ним следит американская разведка.
«Я был человеком, с которым хотело разобраться самое могущественное правительство в мире, – говорил Эдвард Сноуден. – Мне никогда не нравились холода, но потом я понял, что шапка и шарф – самый простой и самый неприметный в мире способ сохранить анонимность. Я меняю походку и, вопреки мудрым советам мамы, на переходах всегда отворачиваюсь от транспорта, чтобы не попасться на вездесущие видеорегистраторы».
Теперь, по словам Сноудена, он свободно передвигается по Москве, катается на метро, посещает художественные галереи или балет, встречается с друзьями в кафе и ресторанах. Но планирует ли он своё будущее в России?
В августе 2014 г. Сноуден получил первый трёхлетний вид на жительство в России. В январе 2017 г. вид на жительство Сноудену был продлён до 2020 года. Через несколько месяцев этот срок подойдёт к концу. Продлят ли его снова? Может быть, из-за неуверенности в этом Эдвард так хочет в Париж?
Конечно, западным спецслужбам крайне важно поддерживать стереотип, согласно которому разоблачители вроде Сноудена обрекают себя на жалкое существование. На этом посыле основана попытка американских властей предотвратить нежеланное обнародование информации: «всякий, кто так поступит, пустит свою жизнь под откос», передаёт The Intercept.
Не секрет, что в жизни перебежчика немало трудностей и опасностей. За ним по-прежнему идёт охота. В заговор против Сноудена американцы вовлекли своих ближайших союзников – англичан. Мы уже писали, что британская разведка МИ-6 могла получить задание по похищению из России Эдварда Сноудена. Об этом сообщил Уйэн Мэдсон, ранее работавший на Агентство национальной безопасности США (АНБ), а затем ставший журналистом, расследующим деятельность спецслужб.
Бывший агент выдаёт сенсационные подробности: «Задание по поиску Сноудена имеет наивысший приоритет для посольства, затмив наметившуюся «оттепель» в отношениях между британскими и российскими органами разведки и безопасности. Известно, что в операции участвует офицер МИ-6 номер один в посольстве, работающий под дипломатическим прикрытием как «директор по региональной безопасности», – утверждает господин Мэдсон. По его мнению, МИ-6 и АНБ с помощью электронного шпионажа уже могли узнать распорядок дня Эдварда Сноудена, перехватив личные данные его друзей. Автор расследования не исключает, что бывшего сотрудника АНБ могут попытаться выкрасть и доставить в Британию или США.
– Но если в Москве западным спецслужбам не даёт разгуляться Лубянка, то в Париже за жизнь Сноудена я не дал бы и ломаного гроша, – сделал вывод полковник Егоров.
Вербовка с наскока
– Охраняют ли Сноудена в России? – напрямик спросил старого разведчика ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Стал ли он нашим агентом?
Тот лишь неопределённо пожал плечами. Потом пересказал эпизод из мемуаров перебежчика.
В своих мемуарах Permanent Record («Личное дело») Сноуден описывает, что этот разговор состоялся в бизнес-зале аэропорта в присутствии сопровождавшей его представительницы WikiLeaks Сары Харрисон. Собеседником Сноудена, как утверждается в книге, стал мужчина, сидевший в окружении сотрудников ФСБ.
Как пишет Эдвард Сноуден, «он на приличном английском языке попытался провести в отношении меня, как называют в ЦРУ, «вербовку с наскока» – что является, по сути, предложением иностранной разведывательной службы, которое можно сформулировать как «приезжай и работай для нас».
По словам бывшего сотрудника АНБ, он сразу отказался от этого предложения. После этого собеседник Сноудена сообщил, что американские власти, пока тот летел на самолёте из Гонконга, аннулировали его паспорт, в связи с чем ни одна авиакомпания не пустит его на свой борт. «Я надеюсь, что вы не пожалеете о вашем решении»,– сказал мужчина, перед тем как покинуть бизнес-зал Шереметьево.
Для Сноудена и Харрисон началось то, что бывший сотрудник АНБ описал как «библейские 40 дней и 40 ночей» в аэропорту.
В США Сноудену инкриминируется нарушение двух статей закона о шпионаже. По каждому из этих пунктов ему грозит до 10 лет тюремного заключения. Представители администрации США неоднократно заявляли, что считают Сноудена предателем и не собираются прощать его, поскольку он нанёс серьёзный ущерб интересам национальной безопасности.
О том, что разведка России пыталась завербовать бывшего агента АНБ США Эдварда Сноудена, подтвердил и его адвокат Анатолий Кучерена.
По его словам, когда Сноуден прилетел в Россию, то в разговоре с юристом поведал о том, что ФСБ пыталась завербовать его. Эдвард переживал, что из-за этого у него будут проблемы с получением убежища в нашей стране.
Были ли потом попытки завербовать Сноудена, Кучерена не знает. Но он считает Сноудена откровенным человеком, который рассказывал ему многое и ничего не утаивал.
Сноуден находился в транзитной зоне Шереметьево три недели, в случае вербовки он покинул бы её через два-три дня, считает Кучерена. При этом американец приехал в Россию с пустой сумкой, все имеющиеся у него ценные документы он отдал журналистам в Гонконге.
Впрочем, в американском разведывательном сообществе бытует мнение, что Эдвард Сноуден, как минимум, является невольным агентом российской разведки – если не её непосредственным инструментом.
Сам Сноуден категорически отвергает утверждения, что раскрытие им секретных данных о деятельности АНБ является предательством и дезертирством. «Пусть заявляют что хотят. Если я от кого-нибудь и переметнулся, так это от правительства, и перешёл на сторону рядовых граждан... Нет никаких доказательств того, что я работаю на Россию, Китай или любую другую страну»,– подчеркнул перебежчик.
В своих мемуарах Сноуден также рассказал о своей жизни в России. Он не стал сотрудничать с российскими спецслужбами, хотя те предлагали. «Если бы я был в игре, то уехал бы в первый же день на лимузине, жил бы во дворце, и вы видели бы, как они устраивают мне парады на Красной площади»,– заявил Эдвард Сноуден.