Эта новость стала сенсацией в мире шпионажа. 15 августа этого года замглавы национальной разведки США Сью Гордон намерена покинуть свой пост вслед за директором ведомства Дэниелом Коутсом. Об этом на днях сообщил президент США Дональд Трамп в Twitter. Уменьшится ли влияние дам на американские спецслужбы? Нужны ли женщины в руководстве разведок? Об этом обозреватель «АН» расспрашивал полковника в отставке Валерия Сергеевича СМИРНОВА.
Не только для «медовых ловушек»
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» уже в начале разговора не скрывал, что к женщинам-разведчицам раньше относился весьма скептически.
– Знаменитая Мата Хари выведывала тайны и секреты через постель, – начал издалека журналист. – Но ведь у замглавы национальной разведки США Сью Гордон и директора ЦРУ Джины Хаспел внешность абсолютно мужская, никак не подходящая для «медовых ловушек». Как же им удалось достичь таких высоких постов в американских спецслужбах?
– Во всём виноват западный феминизм, – усмехнулся полковник Смирнов. – Борьба за равные права привела к тому, что, как шутят сами американские коллеги, «идеальной кандидатурой на пост главы национальной разведки США должна быть одноногая афро- или латиноамериканка, к тому же лесбиянка, с кучей приёмных детей».
– А как же профессионализм? – перебил собеседника обозреватель «АН». – Ведь о непригодности женщин к ведению серьёзной разведывательной деятельности говорил ещё Рихард Зорге.
Он привлекал женщин-агентов только для вспомогательных целей. При этом утверждал: «Женщины абсолютно не приспособлены для ведения разведывательной работы. Они слабо разбираются в вопросах высокой политики или военных делах. Даже если вы привлечёте их для шпионажа за собственными мужьями, у них не будет реального представления, о чём говорят их мужья. Они слишком эмоциональны, сентиментальны и нереалистичны».
В ответ Валерий Сергеевич привёл цитату из воспоминаний замечательной советской разведчицы-нелегала, более 20 лет проработавшей в особых условиях за границей, Галины Ивановны Фёдоровой: «Некоторые полагают, что разведка – не самая подходящая деятельность для женщины. В противоположность сильному полу она более чувствительна, хрупка, легкоранима, теснее привязана к семье, домашнему очагу, сильнее предрасположена к ностальгии. Самой природой ей предназначено быть матерью, поэтому отсутствие детей или длительная разлука с ними переживаются ей особенно тяжело. Всё это так, но те же маленькие слабости женщины дают ей мощные рычаги воздействия в сфере человеческих взаимоотношений».
– Конечно, женщины в спецслужбах нужны не только для «медовых ловушек», чтобы вербовать мужчин через постель, – вынужден был согласиться со старым разведчиком журналист. – Но даже самые высокопоставленные шпионки, такие как Джина Хаспел и Сью Гордон, мало похожи на Джеймсов Бондов в юбке. А ведь, говорят, именно они стали прототипами героинь Голливуда.
В знаменитом как бы «документально-художественном» («по мотивам реальных событий») фильме о многолетних поисках и уничтожении бен Ладена Zero Dark Thirty (в нашем прокате «Цель №1») есть такой персонаж – Майя, высокопоставленная сотрудница ЦРУ, хладнокровно руководящая пытками пойманных террористов. В фильме ей чуть за тридцать, у неё несгибаемый характер, чудовищный жизненный опыт и воинственный нрав. Это якобы Джина Хаспел.
В пропагандистской книге аналогичного содержания под названием No Easy Day, посвящённой, правда, в основном героизации «морских котиков», аналогичный персонаж – крайне жестокая женщина из национальной разведки США, «Джеймс Бонд в юбке», руководящая допросами, пытками и операцией по уничтожению бен Ладена, выведена под именем Джена.В ней угадываются черты Сью Гордон.
Дамские пытки
О нынешнем директоре ЦРУ Хаспел наша газета уже писала. В ЦРУ Джина успела поучаствовать во многих сферах работы спецслужбы. В 2002 году она возглавляла секретную тюрьму «Кошачий взгляд» в Таиланде, где американцы пытали заключённых. Кроме того, Хаспел занимала важный пост в руководстве антитеррористического центра ЦРУ, была заместителем директора Национальной секретной службы. Теперь под её каблуком всё Центральное разведывательное управление США.
Особой жестокостью отличается и Сью Гордон, а также другие «Джеймсы Бонды в юбках». Вот какие показания о дамских пытках дал бывший сержант армии США Эрик Саар. Он рассказал о методах, применявшихся для выбивания информации у членов террористических организаций, которые содержались в тюрьме Гуантанамо.
Там допрос задержанных исламистов проводили женщины-агенты, одетые при этом в лёгкие майки, шорты или прозрачные платья, демонстрирующие отсутствие нижнего белья. Для правоверного «шахида», готовящегося предстать перед Аллахом, один только взгляд на наготу мог считаться грехом. Потому допрашиваемые пытались закрывать глаза, но это не помогало – агентессы подходили ближе, начиная прижиматься к ним грудью и интимными частями тела.
Некоторых при этом раздевали догола. Как описывал Саар, работавший в Гуантанамо переводчиком и хорошо знавший восточные традиции, всё это давало невиданный эффект. Как известно, ортодоксальным мусульманам запрещено прикасаться к женщинам, которые не являются их жёнами. Также унизительно и оказываться голым перед чужой женщиной.Потому угроза попадания души в ад пугала фанатиков больше любых физических пыток. Некоторые в результате доходили почти до безумия, соглашаясь давать любые показания в обмен на прекращение «приставания проституток».
Для самых же стойких имелся ещё более хитрый способ. Саар вспоминал о допросе 21-летнего выходца из Саудовской Аравии, которого подозревали в причастности к совершению терактов 11 сентября. «Интимный массаж» на него не подействовал – саудовец крепко сжал глаза и начал молиться. Тогда женщина-агент вымазала ему лоб красной краской, сказав, что это её менструальная кровь.
«Он заплакал, как ребёнок», – вспоминал Саар, объясняя, что для восточных мужчин даже простое прикосновение к женщине во время месячных является недопустимым. Когда же было сказано, что в камере нет воды, допрашиваемый впал в прострацию – это означало, что он не сможет помыться, чтобы очиститься и начать молитву.
Признания Саара вызвали скандал. Однако официальные власти заявили, что не видят в описываемом ничего страшного, поскольку формально подобные действия пытками считаться не могут.
Агентши 007
Полковник Смирнов привёл ещё одну выдержку из своего досье на женщин агентов спецслужб. Так, в книге «Разведчики и шпионы» приводятся следующие сведения, посвящённые «дамской агентуре» английских спецслужб: «Более 40% сотрудников разведки МИ-6 и контрразведки МИ-5 Великобритании – женщины. Помимо Стеллы Римингтон, одно время возглавлявшей службу МИ-5, руководителями четырёх из 12 отделов контрразведки также являются женщины. В беседе с членами британского парламента Стелла Римингтон заявила, что «в сложных ситуациях женщины зачастую оказываются более решительными и при выполнении спецзаданий в меньшей степени подвержены сомнениям и угрызениям совести за содеянное по сравнению с мужчинами».
– Видимо, поэтому президент Украины Зеленский недавно назначил женщину новым заместителем главы внешней разведки, – сказал обозреватель «АН». – Эту должность заняла Екатерина Сляднева. Теперь она первая женщина-руководитель в истории украинской разведки.
– Поставить бывшего природоохранного прокурора Бердянска руководить украинскими разведчиками – это из области анекдотов, – отозвался Валерий Сергеевич. – Правда, функции, которые очертил перед Слядневой Зеленский, очень сильно ограничены. Говорят, она не будет лезть в оперативные вопросы, а будет выполнять полномочия этакого статс-секретаря – это связи с государственными органами и все тому подобные представительские дела. Также утверждают, что Сляднева, как дипломированный юрист,отвечает за разработку нового закона о разведке Украины.
– Как видим, у иностранных разведок – женское лицо, – закончил разговор со старым разведчиком ведущий рубрики «Мир шпионажа». – А почему в наших спецслужбах маловато дам на руководящих постах?
– Наши агентши 007, как правило, не работают в одиночку, – попытался уйти от прямого ответа полковник Смирнов. – Мужчины стараются не давать их в обиду. Вспомните такие знаменитые разведывательные тандемы, как Леонтина и Моррис Коэн, Гоар и Геворк Вартанян, Анна и Михаил Филоненко, Галина и Михаил Фёдоровы и многие другие.
– Но все они никогда не были в руководстве советских и российских спецслужб, – продолжал стоять на своём журналист. – Есть ли сейчас у директора СВР или главы ФСБ заместители в юбках?
Смирнов лишь неопределённо пожал плечами и с насмешкой спросил:
– У вас есть достойные кандидатуры?
Обозреватель «АН» не стал тянуть с ответом:
– Почему бы не направить на Лубянку наводить порядок в ФСБ бывшего крымского прокурора, генерала юстиции, заместителя председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Наталью Поклонскую? В отличие от Джины Хаспел и Сью Гордон у неё симпатичное лицо.
– Наверное, для кремлёвских кадровиков – это не самое главное, – закончил беседу Смирнов.
Мнение эксперта
Один из ведущих американских контрразведчиков Чарльз Рассел считал:
– Женщины-разведчики являются самым опасным противником, причём их труднее всего изобличить. При встрече с подобными женщинами вы не должны позволять симпатиям или антипатиям влиять на ваше решение.