Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 24(668) от 27.06.2019 13+

Киберугрозы спецслужб

Когда компьютер страшнее атомной бомбы

, 20:57 ,

Третья мировая война начнётся с ошибки компьютера. Так считает специалист по компьютерной безопасности полковник в отставке Андрей Сергеевич НОВИКОВ. Обозреватель «АН» попросил его прокомментировать недавние скандальные разоблачения западной прессы мировых киберугроз.

Глупость или предательство?

Андрей Сергеевич не любит переливать из пустого в порожнее. Поэтому сразу привёл шокирующую цифру:

– Как считают эксперты, только от кибератак потери мировой экономики в 2019 году могут увеличиться до 2, 5 триллиона долларов. Это совокупный ВВП всех стран Африки.

– Россия – не Африка, нас это не коснётся, – попытался отмахнуться от тревожной информации ведущий рубрики «Мир шпионажа».

– Напрасно так думаете, – укорил журналиста полковник. – Недавно директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин сказал, что есть информация о готовящихся против России кибератаках.

– Как же им противостоять? – вырвался вопрос у обозревателя «АН».

– Меры, конечно, предпринимаются, – попытался успокоить собеседника Новиков. – Но проблем всё равно выше крыши. Предать в любой момент может импортная электроника.

– Где гарантия, что и в случае конфликта с Россией американское АНБ не подаст шифрованный сигнал и микропроцессоры в импортных электронных платах не выйдут из строя. Или хуже того, запустят вредоносные программы-шпионы и перенаправят наши ракеты на нас же самих, – спросил обозреватель «АН» специалиста по компьютерной безопасности.

Андрей Сергеевич задумался, потом ответил:

– Гарантией может служить только хорошо развитая собственная электронная промышленность. А у нас она давно развалена с помощью западных агентов влияния.

Новиков вспомнил о серии непонятных катастроф с российскими космическими аппаратами и ракетами. В них использовались чипы иностранного производства.

Например, в записке о расследовании аварии со спутником связи «Экспресс-АМ4» говорится о мифической неисправности комплекса командных приборов разгонного блока ракеты-носителя «Протон-М». Таким же ореолом таинственности окутана авария российской межпланетной станции «Фобос-Грунт», которая просто осталась на опорной орбите, не получив с бортового вычислительного комплекса команды на выход на траекторию полёта к Марсу. Опять непонятная формулировка о причине аварии – «сбой работы из-за воздействия космического излучения». Но неофициально специалисты говорят, что подвела импортная электроника. Своей-то давно нет. Чубайс со своими советниками из ЦРУ её угробили в первую очередь.

По словам Новикова, особую тревогу вызывает оснащение нашей оборонки иностранными чипами, прежде всего американскими и китайскими. К примеру, в системе ГЛОНАСС применяются двухъядерные процессоры APQ8060 и MSM8960 американской компании Qualcomm. Для специалистов не секрет, что обработка ГЛОНАСС-сигнала в наших устройствах обеспечивается чипом MSM8255Turbo, выпускаемым по 45-нанометровой технологии всё той же компанией Qualcomm. Между тем именно система ГЛОНАСС должна обеспечить наведение на цель российских стратегических ракет при отражении удара потенциального агрессора.

Предательства импортной электроники можно ожидать в любой момент. Но российские политики не бьют тревогу. Медведевы, Мантуровы и Погосяны по-прежнему делают ставку на импорт. Что это: глупость или предательство?!

 

Кто потушит свет России?

Полковник Новиков рассказал, как агенты влияния помогают нашим врагам в кибервойне. Особенно его тревожит положение дел в энергетике. В связи с этим вспомнили недавнюю сенсационную статью в американской газете.

15 июня The New York Times сообщила, что американские спецслужбы с помощью своих агентов влияния пытались внедрить вредоносное программное обеспечение в энергосистему России.

Обозреватель «АН» нашёл в своём макбуке реакцию на это Путина.

«Современный мир очень взаимосвязан и взаимозависим, и мы, конечно, слышали и об этой статье в New York Times и видели реакцию президента, что они предатели. Я не понимаю, как это нужно трактовать. Это значит, что они выдали существующую реальную информацию? Или они всё-таки осуществили какой-то вброс? Но в любом случае мы должны как-то реагировать и должны понимать, о чём идёт речь», – сказал Путин на прямой линии в ответ на вопрос, действительно ли можно с территории США отключить свет во всей России, учитывая материал газеты The New York Times об американских кибератаках на российские энергосистемы.

Путин добавил, что Россия пока не получила ответа от США на предложения по совместной борьбе с кибератаками.

«Мы неоднократно предлагали нашим американским партнёрам начать диалог по выработке каких-либо правил в киберпространстве, в том числе и влияющих на критически важную инфраструктуру и на средства массовой информации. Но пока никакого вразумительного ответа мы от них не получили», – сказал Путин.

Зато американская пресса пишет:

«Соединённые Штаты наращивают темпы и масштабы цифровых атак на электроэнергетическую систему России… Сторонники более агрессивной стратегии заявили, что эти меры назрели уже давно… Такие действия чреваты серьёзной эскалацией повседневной цифровой холодной войны между Вашингтоном и Москвой». Эта американская стратегия осуществляется как минимум с 2012 года, но сейчас она «приобретает более наступательный характер… США внедряют в российскую систему разрушительные вредоносные коды, делая это так глубоко и агрессивно, как никогда прежде». Здесь репортёры «Нью-Йорк таймс» добавляют прямо-таки оруэлловские штрихи. Начальник кибернетического командования США даёт характеристику нападению на российскую энергосистему, заявляя, что оно отразится на всём, включая водоснабжение, медицинские услуги, транспорт, контроль над ядерным оружием. А ещё он говорит о «необходимости атакующей обороны», потому что «они нас не боятся».

Авторов статьи совершенно не тревожат опасности такой «атакующей обороны», а точнее, нападения на инфраструктуру второй ядерной сверхдержавы. Они даже задаются вопросом: «Удастся ли Америке погрузить Россию в темноту?» А в конце, чтобы успокоить читателя, они жизнерадостно цитируют американского юриста и бывшего чиновника Обамы, чья компетентность в этом вопросе неизвестна: «Возможно, нам придётся рискнуть поломать собственные кости в ходе контрудара… Иногда лучше разбить нос в кровь, чтобы потом не получить пулю в голову». «Поломанные кости», «разбитый нос» и «пуля» – это, конечно, метафоры, указывающие на потенциальные последствия ядерной войны.

Чем важна эта статья, если не считать того, что в ней повествуется о серьёзных опасностях новой российско-американской холодной войны, составной частью которой, как нас оповещают, сейчас является чрезвычайно серьёзная «цифровая холодная война»? Ещё недавно журналисты «Нью-Йорк таймс» пришли бы в ярость, узнав о том, что руководство военного ведомства и спецслужб осуществляет столь опасные действия за спиной президента. Но сейчас всё иначе. Не было протестов ни со стороны либералов, ни со стороны демократов, да и со стороны прочего мейнстрима тоже. Вместо этого зазвучали характерные для юристов оправдания этой совместной операции военных и спецслужб, которая проводится без ведома президента.

Политическое значение всего этого вроде бы достаточно ясно. Утечка информации в «Нью-Йорк таймс» и публикация статьи случились в преддверии встречи между президентом Трампом и российским президентом Владимиром Путиным, которая должна состояться в Японии на саммите G-20, запланированном на 28–29 июня. Оба лидера открыто выражают надежду на улучшение отношений между двумя странами. 4 мая Трамп в очередной раз сообщил в «Твиттере» о своём давнем стремлении к «хорошим/великолепным отношениям с Россией», а Путин в этом месяце пожаловался, что отношения становятся всё хуже, однако выразил надежду, что ему с Трампом удастся вывести свои страны из тех «игр, в которые играют спецслужбы».

 

Интернет: польза или вред?

В конце беседы мы немного поспорили. Так ли страшен киберчёрт, как его малюют специалисты по компьютерной безопасности? Может ли кибервойна перерасти в ядерную?

Честно сказать, обозреватель «АН» сомневался в этом. Тогда полковник Новиков достал 12-страничный документ на английском языке и перевёл несколько строчек: «Пентагон отныне классифицирует кибератаки со стороны иностранных государств как акт агрессии и предусматривает возможность применения в ответ военной силы». Об этом говорится в докладе, который военное ведомство подготовило для американского Конгресса.

– Не зря специалисты считают, что одна кибератака на секретные информационные массивы может нанести гораздо больший вред, чем деятельность десятков шпионов, работающих старыми методами, – сказал бывший разведчик.

– С профессионалами не поспоришь, – вынужден был согласиться ведущий рубрики «Мир шпионажа».

Сообща мы пришли к общему выводу, что Всемирная паутина – палка о двух концах. Сегодня без неё трудно представить жизнь современного человека. Но она не оставляет камня на камне от представлений о тайне частной жизни.

Владимир Путин по этому поводу заявил: «Интернет – это только инструмент для решения важных народно-хозяйственных задач, социальных проблем, это возможность общения, самовыражения, это инструмент повышения качества жизни. Правда, основные ресурсы находятся не в наших руках – за бугром, вернее, за океаном. Именно это вызывает озабоченность некоторых спецслужб, имею в виду возможность использования этих ресурсов в интересах, противоречащих интересам общества».

 

Справка «АН»

Кибератаками против России в основном занимается американское Агентство национальной безопасности (АНБ). В его штаб-квартире работают около 40 тыс. сотрудников. В других точках планеты – ещё более 100 тыс. агентов. Бюджет АНБ превысил в этом году 20 млрд долларов. Эта спецслужба является самой затратной в мире.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram