В XXI веке больше всего нужной информации разведки получают из Интернета. Сейчас весь мир находится под электронным колпаком спецслужб. Социальные сети во Всемирной паутине для вербовки также используют террористы. Об опасности новых компьютерных технологий обозреватель «АН» беседует с ветераном российской разведки полковником в отставке Сергеем Валерьевичем НОВИКОВЫМ.
Промывка мозгов по Интернету
Этой весной на свободу вышла Варвара Караулова. Несколько лет назад история студентки философского факультета МГУ наделала много шума не только в нашей стране, но и во всём мире. Молодой девушке террористы так промыли мозги через социальные сети в Интернете, что она отправилась в Сирию воевать на стороне «Исламского государства»*.
– Варвару Караулову вовремя остановили, – говорит полковник Новиков. – Но вербовка в соцсетях продолжается. Сейчас число идейных сторонников исламских экстремистов растёт не только в России и государствах Средней Азии. По данным агентства Eurostat, на сегодняшний день в Европе существует более 2 тыс. сайтов и около 10 тыс. профилей в социальных сетях, которые так или иначе призывают молодых людей – необязательно арабского происхождения – присоединиться к исламским террористам.
Сергей Валерьевич нашёл в своём ноутбуке нужный файл и сказал:
– Послушайте, что пишет известный американский журналист влиятельной газеты The New York Times Рукмини Каллимачи:«Исламскому государству»* удалось многократно увеличить результативность своей вербовки благодаря огромному штату операторов, работающих в социальных сетях. По словам аналитиков, эта террористическая группировка находится в Сети 24 часа в сутки, и её эффективность ещё больше возрастает благодаря широким кругам сочувствующих добровольцев и поклонников, которые передают её сообщения и транслируют её точку зрения, заманивая потенциальных новобранцев».
Как террористы промывают мозги своим жертвам в виртуальной Паутине? Методы, применяемые при этом, подробно проиллюстрированы в статье на примере 23-летней американки Алекс. Будучи преподавательницей христианской воскресной школы, Алекс приняла ислам и была готова бежать из дома с одиннадцатилетним братом, чтобы выйти замуж за незнакомого мусульманина по предложению приобретённых в социальных сетях друзей-исламистов. «Подробные интервью с Алекс и её родственниками, а также просмотр её электронных писем, записей в «Твиттере», личных сообщений и переписки в Skype, доступ к которым она предоставила The New York Times на том условии, что её настоящее имя и название её родного города не будут разглашаться, дают редкую возможность изучить интенсивные усилия, прилагавшиеся для идеологической обработки молодой американки за счёт усиления её чувства изоляции от семьи и общества», – сообщает Каллимачи.
По мнению журналиста The New York Times, действия вербовщиков полностью соответствовали «Курсу по искусству вербовки», экземпляр которого «был захвачен американскими войсками в Ираке.
За всё время вербовки Алекс ни разу не общалась с мусульманами лицом к лицу. Даже её переход в ислам состоялся в «Твиттере». Там же, а также в других социальных сетях происходило её общение с новыми единоверцами, часть из которых она начала считать близкими друзьями. Они присылали ей посылки с исламскими книгами, одеждой, деньгами и шоколадом. По примеру Варвары Карауловой завербованная исламистами Алекс тоже готова была ехать в Сирию воевать за «Исламское государство»*, запрещённое во многих странах мира.
С больной головы на здоровую
Внимательно выслушав специалиста по компьютерной безопасности, ведущий рубрики «Мир шпионажа» тоже поделился сведениями, которые почерпнул в солидном, но не широко известном издании Foreign Affairs.В нёмв мае этого года появилась статья «Шпионы, ложь и алгоритмы».В этой публикации бывшие аналитики разведки США заявляют:
«Американские спецслужбы вынуждены признать горькую правду. Биотехнологии, нанотехнологии, квантовые вычисления, искусственный интеллект и прочие стремительные технологические перемены дают врагам Америки новые возможности и лишают американские спецслужбы их традиционных преимуществ. Американское разведывательное сообщество должно приспособиться к этим изменениям, так как иначе оно рискует потерпеть поражение на первом рубеже обороны страны».
– ЦРУ никак не может победить исламских террористов не только в Афганистане или на Ближнем Востоке, но и в виртуальном пространстве, – заметил Новиков. – Но по-прежнему считает главным врагом Россию.
Обозреватель «АН» тут же нашёл в обширной статье теоретиков из Лэнгли этому подтверждение: «Однако разведывательные ведомства США упустили из виду самый важный инструмент, который взяла на вооружение Россия. Она воспользовалась социальными сетями как средством воздействия на умы людей. Исследования, проведённые по указанию сенатского комитета по разведке, а также обвинение спецпрокурора Роберта Мюллера, предъявленное российской «фабрике троллей», показывают, что операция в соцсетях, призванная подорвать избирательный процесс в США, могла начаться ещё в 2012 году, а к 2014 году уже шла полным ходом. Но хотя руководство американских спецслужб знало, что Россия использует социальные сети в качестве средства пропаганды против своих собственных граждан и соседей, особенно против Украины, у него ушло, как минимум, два года на осознание того, что такие же действия предпринимаются и на территории США. Это упущение лишило президента ценного запаса времени, необходимого для того, чтобы в полной мере понять намерения Москвы и разработать меры противодействия до начала выборов».
– Опять по привычке везде ищут «пресловутую руку Москвы», – с досадой сказал старый разведчик. – И валят с больной головы на здоровую.
В ответ журналист продолжил цитирование статьи: «В октябре 2016 года, когда до выборов оставался месяц, директор национальной разведки Джеймс Клэппер и министр внутренней безопасности Джей Джонсон пошли на необычный шаг, сделав публичное заявление о российском вмешательстве в выборы. Но даже тогда американская разведка не осознавала в полной степени, с каким размахом действуют русские. В их заявлении социальные сети вообще не были упомянуты. Позднее Джонсон заявил, что российская операция в соцсетях «была чем-то таким… что мы только начинали понимать». Клэппер написал в своих мемуарах: «Летом 2015 года мы даже представить себе не могли, что рядовые сотрудники российской разведки работают под видом американцев в социальных сетях».
– Святая простота! – усмехнулся ветеран. – И признание полного фиаско. А ведь, как написал недавно бывший заместитель директора Агентства национальной безопасности (АНБ) США Крис Инглис, электронная разведка является «важнейшим условием эффективных действий».
Под колпаком у электронных Мюллеров
Сегодня более половины населения земного шара подключено к Интернету. По некоторым оценкам, в будущем году в мире станет больше людей, у которых есть сотовый телефон, чем тех, у кого имеется водопровод. Это превращает обычных граждан в вольных и невольных виртуальных агентов – сборщиков разведывательной информации.
На сотовый телефон можно записывать происходящие события и даже фиксировать в режиме реального времени сейсмическую активность, такую как подземные ядерные взрывы. Камеры видеонаблюдения фиксируют многое из того, что происходит в разных городах мира. Социальные сети, поисковики и торговые онлайн-платформы дают немало информации о пользователях. Для аналитика разведки – это настоящее информационное сокровище.
Сведения из открытых источников дают доступ даже в те области, куда трудно проникнуть тайным агентам. Социальные сети стали настолько ценным ресурсом, что на компьютерах американского Стратегического командования в подземных бункерах сегодня можно увидеть не только секретные информационные ленты, но и значки «Твиттера».
В современной спецслужбе, накапливающей компромат на любого пользователя Интернета, есть различные системы электронной слежки. Они составляют целую паутину.
Например, существует карта нахождения 700 серверов глобальной системы тотальной слежки за любыми пользователями Интернета под названием XKeyscore. Эти серверы расположены в 150 странах мира, в том числе в Москве. Они отсутствуют лишь в государствах, где нет американских посольств, но к которым американская разведка проявляет пристальный интерес, например в Иране или КНДР.
XKeyscore позволяет получить информацию об электронной переписке, загруженных или отправленных через Интернет файлах. Сведения о просмотренных страницах в Интернете, списки друзей. А также данные из телефонной книги мобильных пользователей.
Система позволяет следить за всем трафиком пользователя после того, как его идентифицировали в Интернете. С помощью XKeyscore удалось обезвредить 300 террористов, утверждают руководители американских спецслужб. Впрочем, системы электронной слежки можно использовать не только для выявления террористов, но и для сбора компромата на любого пользователя Интернета.
* Организация, запрещённая в РФ.
Справка «АН»Опрос, проведённый Росстатом, показал, что чаще всего россияне используют Интернет для общения в социальных сетях. Так ответили 62% опрошенных, большинство из которых – граждане России в возрасте от 15 до 19 лет.
Половина респондентов читают в Интернете новости и статьи, 36% – скачивают фильмы, музыку и игры. Всего им пользуются 72% россиян старше 15 лет.
– Штирлиц был под колпаком у Мюллера, президент Трамп – у американского спецпрокурора с той же фамилией, а все мы находимся под электронным колпаком различных спецслужб, – сказал в конце беседы полковник Новиков.