Аргументы Недели → Шпионаж № 14(658) от 11.04.19 г. 13+

Наследники Гагарина

Кто и как встречает День космонавтики?

, 22:11 ,

12 апреля 1961 года. Первый человек в космосе. Юрий Гагарин тогда поднял авторитет нашей страны на небывалую орбиту. Как хранят гагаринское наследство офицеры космической разведки, обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана ГРУ подполковника в отставке Игоря Тимофеевича СМИРНОВА.

Без праздничной шумихи

У нас с Игорем Тимофеевичем Смирновым уже сложилась традиция. Нет, мы не ходим с ним в баню, как герои знаменитого рязановского фильма. Не выпиваем на кухне «фронтовые наркомовские сто грамм» – оба соблюдаем пост. Но перед главным космическим праздником обязательно выходим на связь по скайпу. И первым делом вспоминаем 5 апреля 2011 года: тогда в 4 утра на космодроме Байконур на знаменитом гагаринском старте за 18 минут до запуска космического корабля «Союз ТМА-21» мы и познакомились.

У обозревателя «АН» на самом почётном месте висит красочный сертификат о запуске экипажа в составе командира корабля Самокутяева Александра Михайловича, бортинженера-1 Борисенко Андрея Ивановича и бортинженера-2 американца Рональда Джона Гарана.

Тогда, восемь лет назад, на знаменитом гагаринском старте собралось много известных людей, так или иначе причастных к космосу. Но лучшим «экскурсоводом» для журналиста оказался скромный подполковник – офицер космической разведки ГРУ. С тех пор нечасто, но встречаемся. А по современным средствам связи регулярно обмениваемся новостями, информацией, мнениями.

В этот раз Игорь Тимофеевич не скрывал своего возмущения:

– Слышали новость?! Глава корпорации «Роскосмос» Рогозин потратит 22 миллиона рублей на празднование Дня космонавтики 12 апреля 2019 года. Это следует из данных портала госзакупок.

Смирнов пояснил, что тендер на организацию мероприятия был размещён 5 апреля. Праздник должны провести в Кремлёвском дворце. На День космонавтики будут приглашены представители власти, топ-менеджмент «Роскосмоса», космонавты и ветераны ракетно-космической отрасли. Всего ожидается от трёх до пяти тысяч гостей. Предполагается, что в праздничном концерте задействуют не менее тысячи артистов, в том числе звёзд российской эстрады.

– Как же так? – удивился журналист. – Ведь ещё в марте этого года генеральный директор «Роскосмоса» публично жаловался на недостаток государственного финансирования. По его словам, бюджет госкорпорации «почти в 20 раз меньше» бюджета НАСА, из-за чего компании сложно поддерживать перспективные проекты: нового корабля, что хотели назвать «Федерация», сверхтяжёлой ракеты «Ангара»…

– Зато части и подразделения Управления космической разведки, что базируются не только на космодромах Байконур, Плесецк, Восточный, будут отмечать День космонавтики без праздничной шумихи, – сказал ветеран ГРУ. – Конечно, в штаб-квартире космической разведки, что расположена на Волоколамском шоссе Москвы,пройдёт торжественное собрание. Но грандиозного концерта и фуршета, как в Кремле, понятное дело, не будет.

– Это обусловлено особым режимом секретности? – спросил ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Слышал, что даже в служебной переписке штаб вашего ведомства обозначен как объект «К-500». А система «Дозор», обрабатывающая информацию, поступающую со спутников-разведчиков, находится в новом здании ГРУ на столичной улице Зорге и названа объект «К-200»

Во время службы подполковника Смирнова Управление космической разведки имело шестой порядковый номер в Главном разведывательном управлении (ГРУ) Генштаба ВС РФ. На деле сверхзасекреченная «шестёрка» была на первых местах по своему значению и средствам, на неё выделяемым. Но в отличие от «Роскосмоса» она никогда не шиковала. И профессиональные праздники космическая разведка отмечала без помпы и шумихи.

Тайны космической войны

– Праздничным фанфарам звучать рано, – считает подполковник Смирнов. – Ведь в космосе того и гляди разразится настоящая война. Пока идёт только разведка. Читали недавние сообщения с внеземного фронта?

Игорь Тимофеевич стал рассказывать о том, что американские военные спутники-шпионы GSSAP в тени Земли многократно приближались к российским и китайским космическим аппаратам на близкое расстояние. Об этом сообщается в отчёте американского фонда «За безопасный мир» (Secure World Foundation), что информирует о мировых системах противокосмической обороны.

В частности, в документе указывается, что спутники GSSAP приближались к российским гражданским аппаратам на расстояние от 10 до 15 км, в том числе «Экспресс-АМ8» (в июле 2017 года) и «Луч»
(в сентябре 2017 года).

Кроме того, шпионы подлетали к российским военным космическим аппаратам «Благовест» (в октябре 2017 года), «Радуга-1М» номер 3 (в ноябре 2017 года) и «Радуга-1М» номер 2 (в мае 2018 года).

Спутники GSSAP также сближались с китайским военным спутником TJS-1 в сентябре 2016 года, а также с пакистанским аппаратом Paksat-1R и нигерийским Nigcomsat-1R, изготовленными в Китае, – в сентябре 2017 года.

«Хотя американские военные не предоставляют никаких публичных данных о местоположении или манёврах спутников GSSAP, другие источники данных слежения показывают, что они (спутники) очень активны в районе геостационарной орбиты. Данные, собранные Сетью наблюдения за космическим пространством ISON, управляемой Российской академией наук, указывают, что спутники GSSAP провели сотни манёвров с 2014 года и близкие подходы или операции по сближению с более чем дюжиной рабочих спутников на геостационарной орбите», – говорится в отчёте.

– Для чего это делают американские спутники-шпионы? – спросил ветерана ГРУ обозреватель «АН». – Уж не собираются ли они перевербовать наших и китайских космических разведчиков?

– Пока это только попытки так называемых «инспекций», – ответил Смирнов. – А дальше чем чёрт не шутит, пока Бог спит, а с Земли ничего не видно.

В отчёте со ссылкой на российские данные сообщается, что во время таких близких подходов один из спутников GSSAP осуществлял множество небольших манёвров в течение короткого промежутка времени или совершал сближение с другим спутником. Загадочные манёвры происходили в то время, когда оба аппарата находились в тени Земли, что делало невозможным отслеживание этих операций наземными оптическими телескопами.

– Недавно президент Трамп распорядился возобновить лунную программу, – решил поделиться последними новостями журналист. – Правда ли, что американцы собираются создать на Луне постоянную шпионскую базу для наблюдения из космоса за Россией и Китаем?

– На мой взгляд, овчинка выделки не стоит, – усмехнулся Игорь Тимофеевич. – Меня больше тревожит другое сообщение.

Он рассказал, что многоразовый космический шпион шаттл-разведчик X‑37B Orbital Test Vehicle ВВС США длиной 8, 8 м – приземлился на полосу Центра им. Джона Кеннеди во Флориде после миссии, которая длилась 718 дней.

Пентагон держит в секрете цель полёта X-37B, однако эксперты называют егосамым современным и технологичным беспилотным космическим кораблём многоразового использования. Некоторые западные специалисты предполагают, что на X-37B испытывали электромагнитные двигатели EMDrive. Это может быть космической сенсацией.

Из-за секретности проекта многие эксперты говорят, что Пентагон разрабатывает этот космолёт с целью шпионажа за объектами в космосе и, если придётся, их уничтожения. Словом, подготовка к войне в космосе набирает опасные обороты.

Справка «АН»

Сегодня мы пока ещё можем гордиться гагаринским наследством. Россия по-прежнему удерживает первое место по общему количеству космических запусков. Только со знаменитого гагаринского старта на космодроме Байконур, первоначально рассчитанного на 24 пуска, совершено уже свыше полутысячи. 14 марта 2019 года успешно стартовал с этой площадки космический корабль «Союз МС-12».

Подвиги не ради наград

От рассказа ветерана космической разведки на душе стало тревожно. И сразу вспомнилась недавняя публикация французской газеты «Фигаро». Она пишет, что русские безнадёжно отстали в лунной гонке. Теперь вслед за американцами туда планируют высадиться китайцы.

В ответ на эти опасения Смирнов рассказал анекдот:

– Что на самом деле нашли американцы на Луне? – хитро улыбаясь, спросил он обозревателя «АН». И сам же ответил: – Пустые пачки из-под папирос «Беломорканал». Капитану Иванову за оставленный космический мусор объявлен выговор.

Впрочем, смех смехом, но тревожные вопросы остаются. И главный из них: не растранжирили ли мы гагаринское наследство?

Подполковник Смирнов надолго задумался, после тягостной паузы ответил:

– Сложно ответить на этот вопрос. Семья Юрия Алексеевича, думаю, нет. А вот государственные власти…

– Говорят, после полёта в космос Гагарина щедро наградили, – продолжил свои расспросы журналист. – О его материальном обеспечении вышло даже специальное постановление правительства. В нём было перечислено всё, от новой чёрной «Волги» и четырёхкомнатной квартиры до трусов и носков.

– Как писал Ленин, социализм – это контроль и учёт, – усмехнулся Смирнов. – По тем временам Гагарина наградили более чем щедро. Присвоили звание Героя Советского Союза. В космос он улетел старшим лейтенантом, а прилетел майором. Машину подарили. К старой служебной квартире присоединили соседскую двушку. В зарубежных поездках Гагарину надарили столько, что никому и не снилось. Но главное, что его не отлучили от любимой работы и он не стал «свадебным генералом».

– Но зачем опускаться до таких мелочей, как носки и трусы? – не отставал от подполковника журналист.

– Это вещевое имущество майор Гагарин получал, как и любой офицер, – с досадой ответил Игорь Тимофеевич. – Ну не ради же них или любых других вещей первый космонавт совершил свой подвиг. Не ради денег и орденов совершают подвиги и нынешние наследники Гагарина.

И Смирнов рассказал о таком случае из своей практики. После запуска из-за сбоя в компьютерной программе была потеряна связь с новейшим спутником-разведчиком. Если её срочно не восстановить, то сверхсекретный орбитальный объект превратится в космический мусор. Почти сутки не вставали со своего рабочего места офицеры космической разведки. Всё «колдовали» над «глюкнувшей» программой. В результате «мозгового штурма» специалисты всё-таки восстановили управление спутником. Тем самым офицеры сохранили России 46 млн долларов. В награду им выдали премию – каждому по месячному окладу.