«Медовые ловушки», или вербовка через постель, – любимая тема авторов шпионских романов. Но как это происходит не в кино про Джеймса Бонда, а на самом деле? Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана российских спецслужб полковника в отставке Альберта Семёновича НОВИКОВА.
Инструкция от Владимира Высоцкого
У нас с Альбертом Семёновичем одна музыкальная страсть: оба любим бардовские песни. Вот и сейчас разговор идёт под аккомпанемент гитары. Подражая Владимиру Высоцкому, старый разведчик с хрипотцой в голосе поёт:
Там шпионки с крепким телом, –
Ты их в дверь – они в окно!
Говори, что с этим делом
Мы покончили давно.
И хотя обозревателю «АН» очень нравится ироничная «Инструкция перед поездкой за границу» Владимира Высоцкого, всё же не терпится быстрее начать расспрашивать полковника Новикова. Наконец, гитара хозяина дома отложена в сторону, и ведущий рубрики «Мир шпионажа» открыл свой макбук.
– Действительно ли нашим разведчикам строго-настрого запрещены за бугром внебрачные связи? – прямо в лоб спросил журналист.
Полковник усмехнулся:
– Конечно. Руссо разведчик, как и руссо туристо, облико морале.
– А как же знаменитый разведчик Рихард Зорге? Он ведь многие секреты добывал через свою любовницу – жену германского посла в Токио. И вообще, несмотря на хромоту, был Казановой плаща и кинжала, – возразил обозреватель «АН».
– Вы ещё вспомните киношного Штирлица, молча встретившего жену в кабачке «Элефант», – с хитрецой посмотрел на собеседника хозяин дома.
– Но есть и куда более свежие примеры, – не сдавался журналист. – Бывший руководитель разведки ГДР Маркус Вольф рассказывал мне, что у них много лет успешно действовало целое подразделение профессиональных соблазнителей – так называемые Ромео. Они вербовали секретарш западногерманских политиков. И у нас в грандиозном скандале оказался замешан помощник военно-морского атташе советского посольства в Лондоне офицер ГРУ Евгений Иванов. Он делил одну любовницу – Кристин Килер – с военным министром Великобритании Джоном Профьюмо.
Полковник Новиков загадочно улыбнулся:
– Лично я предпочитал придерживаться шуточной «Инструкции» Владимира Высоцкого. Но, как любил говорить мой непосредственный начальник, «в рамках задания, если это диктуется острой оперативной необходимостью, возможны варианты».
Кого бабы доводили до цугундера
По словам Альберта Семёновича, большая часть перебежчиков была завербована иностранными спецслужбами с помощью женщин. Чаще всего в «медовые ловушки» попадались этакие альфа-самцы.
Старый разведчик рассказал обозревателю «АН» несколько таких историй. Например, Пётр Семёнович Попов известен как первый американский агент и как первый, казнённый за измену Родине сотрудник ГРУ.
Попов погорел на переписке с австрийкой Эмилией Коханек. Она уже несколько лет была его любовницей ещё со времени службы советского военного разведчика в Австрии. Но и после переезда в ГДР Попов не прекратил общения с Коханек. Это заинтересовало ГРУ, в результате чего агент попал в оперативную разработку. Операция по выявлению предателя носила условное название «Бумеранг», а сам Попов фигурировал в этом деле как Иуда.
Несколько месяцев за ним велось пристальное наблюдение. Были отслежены его связи с американскими агентами. После обнаружения неоспоримых доказательств его шпионской деятельности Попова арестовали. Он стал тесно сотрудничать со следствием.
Последней операцией Петра Попова была разработка под руководством ГРУ американского резидента Рассела Лэнжелли, после чего американец был депортирован из Советского Союза. Но это сотрудничество не смягчило приговора: Попов был приговорён к расстрелу. Вскоре на Западе появилась информация, что американский шпион не был расстрелян. Его сожгли живым в топке крематория ГРУ. Такая жестокая расправа должна была послужить уроком для других сотрудников спецслужб. Об этом написал в своём романе Резун-Суворов.
Попал в «медовую ловушку» и агент советской разведки Южин Борис Николаевич. После окончания специальной подготовки он был командирован в США на стажировку в Университет Беркли. Там ФБР подставило ему своего агента, молодую привлекательную женщину, якобы симпатизирующую левым южноамериканским террористам. Ей удалось вывезти Южина на конспиративную квартиру и соблазнить его.
Через некоторое время по заданию американской контрразведки она довела до сведения своего русского любовника, что «её квартира» была подвергнута обыску, а затем её допросили в полиции. Она предложила Южину прибегнуть к помощи знакомого ей адвоката, в роли которого выступил сотрудник ФБР. Вскоре состоялась встреча с «адвокатом». Тот для улаживания дела предложил Южину сотрудничество с ФБР. Это подкреплялось денежными вознаграждениями. Предатель передал американским спецслужбам ряд секретных материалов резидентуры КГБ. После двухгодичного пребывания в Москве Южин был вновь командирован в США как корреспондент ТАСС в Сан-Франциско. Его сотрудничество с ФБР было продолжено. Изменника снабдили шпионской аппаратурой (миниатюрные фотоаппарат, кинокамера и др.). В ходе встреч с сотрудниками американской контрразведки Южин передал противнику копии отчётов резидентуры КГБ в Центр и сведения о планируемых секретных операциях. Когда Южин вернулся в Москву, то был переведён в Управление внешней контрразведки, что особенно интересовало американцев. Но благодаря утечке информации из ЦРУ от Эймса в Москве получили сведения о его шпионской деятельности. После тщательной слежкиЮжин был арестован и осуждён на 15 лет лишения свободы. Однако в 1992 г. Указом Президента РФ Ельцина был амнистирован.В 1994 году выехал в США.
С помощью женщины был завербован американской разведкой и Поташов Владимир Викторович. Он был направлен на стажировку в советское посольство в Вашингтоне. Занимаясь военно-политическими проблемами США, Поташов возобновил ряд научных контактов с американскими учёными и специалистами, в частности, с бывшим министром обороны США Г. Брауном, с которым познакомился во время пребывания американца в Москве.
Спустя некоторое время Браун познакомил Поташова с неким Полем, являющимся сотрудником ФБР. Тот организовал «случайную» встречу русского Казановы с привлекательной американкой Джули.
Владимир был приглашён молодой женщиной в один из вашингтонских отелей, но в самый пикантный момент их встречи в номер ворвались полицейские, которые добросовестно запротоколировали компрометирующую советского гражданина ситуацию. Вскоре появился Поль, который в обмен на неразглашение произошедшего предложил ему сотрудничество с американскими спецслужбами. Оценив сложившуюся ситуацию и понимая, что огласка интимной связи с Джули приведёт к краху его карьеры и невозможности дальнейших поездок за границу, Поташов согласился с предложением американца.
В скором времени стажёр возвращается на родину. В течение более четырёх лет он передаёт американцам секретную информацию об отечественной оборонной промышленности, за что систематически получает денежное вознаграждение. В итоге на его счету в одном из американских банков лежало около 100 тыс. долларов.
И всё же предатель был арестован нашей контрразведкой. За измену Родине в форме шпионажа он был приговорён судом к 13 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Но тоже был помилован Ельциным.
Они живут в вечном страхе
Обозреватель «АН» прервал рассказ ветерана давно мучившим вопросом:
– Почему Горбачёв и Ельцин так охотно миловали предателей?
– Некоторые мои товарищи считают, что таким образом хотели понравиться Западу, – ответил полковник Новиков. – А ныне покойный руководитель нашей нелегальной разведки Юрий Иванович Дроздов прямо называл их агентами влияния.
– Для таких обвинений нужны серьёзные доказательства, – высказал сомнение ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Таких любящих своих жён мужей, как Скрипаль или Макаров, не завлечёшь в «медовую ловушку».
Журналист быстро нашёл в своём портативном компьютере статью из британской газеты. В ней рассказывается, как сейчас живёт в Англии бывший перебежчик Виктор Макаров.
Этот Казанова после разоблачения провёл 5 лет за решёткой, а затем после помилования перебрался на Запад. Британские журналисты навестили его в «крохотной муниципальной квартире в отдалённом городке на севере Англии». Как говорится в статье, «его тапочки протёрлись на носах, а в холодной квартире, где он живёт один, пахнет плесенью. После того как он два года занимался шпионажем в сердце российской разведки, MI6 переправила его в Британию. По утверждениям Макарова, первое время он получал наличные деньги и чеки от сотрудников разведслужб. Но после того как в 2001 году ему было единовременно вручено 58 тыс. фунтов, с ним, по его словам, порвали связи. Теперь Макаров живёт в вечном страхе, что путинские киллеры попытаются отомстить ему за измену России-матушке».
«У меня ощущение, что меня предали, – сказал Макаров журналистам. – Я доверял Британии, думал, что она обо мне позаботится. Я рисковал своей жизнью, чтобы шпионить в пользу этой страны. А теперь посмотрите на меня».
Макаров заявил: «Я сделал нечто намного хуже, чем Сергей Скрипаль. Я рассказал MI6 о планах, которые Россия составила, чтобы вторгнуться в Польшу. Я рассказал им очень много вещей, которых они не знали. Я испугался, когда они добрались до Литвиненко. А теперь Скрипаль. Следующим могу стать я. Всякий раз, когда российская пресса делает материалы о предателях, я в их списке. КГБ никогда не забывает».
…В конце разговора Альберт Семёнович снова взялся за гитару. И опять исполнил шуточную песню Владимира Высоцкого.
Меры в женщинах и в пиве он не знал и не хотел.
В общем так: подручный Джона был находкой для шпиона.
Так случиться может с каждым, если пьян и мягкотел.
Эти строки из «Пародии на плохой детектив» хорошо легли в тему нашей беседы.
Мнение эксперта
В своих воспоминаниях «Повседневная жизнь советского разведчика, или Скандинавия с чёрного хода» Борис Григорьев пишет: «Не будем лицемерами и ханжами. Разведка – не то поле деятельности, на котором оттачиваются и совершенствуются принципы общественной морали. Скорее наоборот: шпиону эти принципы мешают».