Бюджет спецслужб
Сколько получают Штирлицы и Джеймсы Бонды?
№ () от 19 декабря 2018 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Говорят, нехорошо считать деньги в чужом кармане. Но если нельзя, но очень хочется – то можно. Каков бюджет спецслужб в разных странах мира? Сколько платят их шпионам и нашим разведчикам? На эти вопросы обозреватель «АН» попросил ответить ветерана российских спецслужб полковника в отставке Альберта Семёновича НОВИКОВА.
СТАРЫЙ разведчик человек с юмором. Вот и в начале нашей беседы Альберт Семёнович стал сыпать шутками и анекдотами:
– Хотите увидеть улыбку Моны Лизы? Тогда спросите вашу жену, куда девается ваша зарплата.
Он немного помолчал, потом уже серьёзным тоном добавил:
– Истинный бюджет спецслужб, как правило, не только загадка для налогоплательщиков, но и тайна за семью печатями. Но кое-какие данные всё же просачиваются в прессу. Вот что я выяснил из открытых источников.
Секретная часть российского бюджета в 2018 году осталась на уровне 17, 6% от общих расходов, но внутри неё произошли заметные изменения. Доля закрытых расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличилась до 38, 3% – максимума по крайней [end_short_text]мере с 2007 года. В следующем году в российском бюджете снова будет засекречено почти 3 триллиона рублей. Закрытые расходы на спецслужбы увеличатся.
- У кого больше бюджет – у Службы внешней разведки (СВР) или Главного управления Генштаба (больше известного как ГРУ)? – спросил журналист.
– Не зная точных цифр, на этот вопрос трудно ответить, – усмехнулся полковник Новиков. – У СВР больше сотрудников, поэтому значительнее расходы на денежное содержание офицерского и гражданского состава. Зато ГРУ много денег тратит на космическую разведку. Каждый запуск спутника-разведчика стоит сотни миллионов рублей.
- Слышал, что офицеры прячут заначку под погон. Но жена всё равно находит. Кто контролирует, как расходуются деньги из секретных статей бюджета? – задал неудобный вопрос ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Не волнуйтесь! Контролёров хватает, – успокоил журналиста полковник. – Расходование бюджета спецслужб регулярно проверяют аудиторы Счётной палаты, другие ревизоры, имеющие допуск к гостайне.
Главная тайна Сноудена
Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому обозревателю «АН» захотелось узнать хоть какие-то данные о бюджете спецслужб США. В отличие от России там регулярно публикуется такая информация.
Так, в прошлом финансовом году Соединённые Штаты израсходовали на разведывательные мероприятия и содержание разведывательных структур 68 млрд долларов, сообщили Управление директора национальной разведки США и Пентагон. Это ниже самого высокого уровня 2011 года, когда на разведку 17 американским разведывательным структурам было выделено 80 миллиардов. Тогда, даже спустя десять лет после громких терактов с таранами угнанными самолётами башен-близнецов, денег на спецслужбы не жалели.
По официальным отчётам, больше всех денег потратило ЦРУ – 50, 5 млрд долларов, Пентагон – 17, 4 миллиарда. А где же бюджет Агентства национальной безопасности (АНБ)? По некоторым данным, он составляет 45 млрд долларов.
Кроме того, разведка США располагает так называемым чёрным бюджетом, сумма которого составляет 52, 6 млрд долларов, сообщает Washington Post, ссылаясь на информацию, полученную от экс-агента американских спецслужб Эдварда Сноудена. Это своё главное разоблачение финансовых афер АНБ перебежчик представил в документе на 178страницах. Там обстоятельно изложены все детали тайного расходования средств налогоплательщиков.
В семнадцати различных спецслужбах, входящих в разведывательное сообщество страны, работает свыше 107 тыс. человек, уточняет издание. Они получают неплохие, но и не самые высокие по американским меркам зарплаты. Сам Сноуден – сотрудник АНБ среднего звена – зарабатывал около 200 тыс. долларов в год. Это позволяло ему вести комфортный образ жизни на Гавайях.
На доходы не жалуются
По словам полковника Новикова, гораздо меньше платят английским и немецким шпионам. Судите сами, даже начальник Федеральной разведывательной службы ФРГ Бруно Каль получает, как и его коллега Ганс Георг Маасен из Федерального ведомства по охране конституции, 11 тыс. евро в месяц.Начальник службы военной контрразведки Кристоф Грамм – 10 тыс. евро. Зарплаты подчинённых, понятное дело, гораздо ниже.
Такая же картина и у нас. Например, судя по налоговым декларациям, директора ФСБ и СВР имеют доход около 10 млн руб. в год. В среднем на 2017 год служащие в разведке получали денежное довольствие в 60 тыс. рублей. При выполнении задания в командировке сумма возрастает до 100 тысяч.Помимо основного оклада предусмотрены дополнительные выплаты:10–40% – за стаж; 5–30% – за класс; 65% – за секретность; и какой-то процент – за работу в тяжёлых условиях и надбавки за поддержание физического уровня и владение языками других стран.
На доходы разведчики, как правило, не жалуются. Тем более они обеспечиваются бесплатным жильём, хорошей медициной, путёвками в санатории. Да и цены в ведомственной столовой, как метко заметила журналистка, бравшая интервью у руководителя СВР Сергея Нарышкина, остались ещё с прошлого века.
Впрочем, за рубежом наши разведчики никогда не бедствовали. Чаще всего такие агенты-нелегалы выдавали себя за коммерсантов.
Например, о Галине Ивановне и Михаиле Владимировиче Фёдоровых написаны книги. Их агентурные псевдонимы – Жанна и Сэп. Для окружающих они были преуспевающими бизнесменами, даже миллионерами. На Западе у них были свой городской дом с прислугой, фешенебельная вилла. В гараже стояли «мерседесы» и «линкольны». На счёте в банке имелась такая сумма, что они могли до конца жизни ни в чём себе не отказывать. Кстати, когда возвращались на родину, связной забрал у них снятые со счёта доллары и еле донёс их до машины в двух чемоданах!
На родине их ждали достойная, но всё же куда более скромная зарплата, а затем и пенсия.