Серия громких терактов произошла этой осенью. Сначала страну потряс расстрел в керченском техникуме. Потом прогремел взрыв в здании управления ФСБ в центре Архангельска. Террористами оказались не пресловутые исламские боевики, а обычные молодые люди. Как остановить эту осеннюю волну террора? Почему силовики не могут защитить даже собственные объекты? На эти и другие вопросы обозреватель «АН» попросил ответить ветерана российских спецслужб подполковника в отставке Юрия Михайловича ПОТАПОВА.
Самоподрыв
О массовом убийстве в Керчи уже много писали. Поэтому ведущий рубрики «Мир шпионажа» решил не трогать эту болезненную тему и попросил своего собеседника рассказать о недавнем теракте в Архангельске.
– Правда ли, что сначала его попытались засекретить? Говорили, что в здании ФСБ на Троицком проспекте столицы Русского Севера проходят какие-то учения, – начал расспросы журналист.
– Нет, не правда, – резко ответил подполковник Потапов. – Такое ЧП в центре города не скроешь. Поэтому уже спустя полтора часа после теракта первое официальное заявление сделал губернатор Игорь Орлов. Вот его текст.
Юрий Михайлович процитировал несколько строк:«В здании управления ФСБ совершено преступление с использованием неустановленного взрывного устройства. Один человек погиб, ранены трое сотрудников ФСБ. В связи с трагедией усилены меры безопасности во всех общественных и государственных учреждениях».
– При взрыве погиб сам террорист, – сказал Потапов. – У сотрудников ФСБ, а среди пострадавших была и одна женщина, контузия, порезы рук. Сейчас их жизни вне опасности.
– На самоподрыв обычно идут шахидки, – решил блеснуть эрудицией ведущий рубрики «Мир шпионажа». – А кем был архангельский смертник?
По словам Юрия Михайловича, личность террориста была установлена быстро. Им оказался 17-летний студент второго курса очного отделения Архангельского политехнического техникума. Поскольку речь идёт о несовершеннолетнем, его настоящие имя и фамилия в прессе не называются.
– Самоподрыв совершил тихий парнишка, – продолжил свой рассказ подполковник в отставке. – Он жил вместе с мамой в однокомнатной квартире на окраине Архангельска.
– В тихом омуте черти водятся. Расскажите о нём поподробнее.
Бомбисты-анархисты
Следствие должно в кратчайшие сроки установить мотивы и причины теракта, а для этого исследовать круг общения и обстановку в семье подростка. Также будет проверяться информация о его возможном участии в деятельности запрещённых организаций.
Как заявила уполномоченный по правам ребёнка в Архангельской области Ольга Смирнова, «надо досконально выяснить, что сподвигло подростка на такой поступок. Это необходимо для того, чтобы не допустить подобного в дальнейшем».
Пока установлено, что подросток, который устроил взрыв в здании Управления ФСБ Архангельской области, увлекался идеями анархо-коммунизма и революционерами ХIХ века.Родные и знакомые в целом положительно характеризуют юного террориста.
Бабушка подрывника назвала его спокойным и неконфликтным человеком. По её словам, он не пропускал занятий в техникуме. При этом, по её словам, он общался с друзьями только по Интернету, никакой компании у него не было.
«Не пил, не курил, матерного слова не произносил, спокойный. Я впервые слышу, что он с коммунистами был связан. Никто про него плохого слова не сможет сказать», – утверждает бабушка.
Один из друзей подростка в соцсети «ВКонтакте» заявил, что тот показался ему «серьёзным человеком, проявлял как идейную зрелость, так и техническую подкованность». Он сошёлся с ним на обсуждении идей анархо-коммунизма.
«Обсуждали разные варианты приготовления «кисы» и аммиачно-селитренные ВВ (взрывчатые вещества). Когда мы с ним познакомились, а это примерно полгода назад, он уже был теоретически и практически подкован. Таким образом, это было осознанное, запланированное и выстраданное решение», – заявил соратник подрывника.
Бывшая одногруппница подростка Светлана заявила, что у него были друзья на курсе, но он никогда не обсуждал с ними политику.
«Спокойный человек, не состоял ни в каких неформальных сообществах», – заявила Света.
В соцсети «ВКонтакте» подросток использовал фейковую страницу под именем Сергея Нечаева – русского революционера XIX века. Перед преступлением он опубликовал в чате под названием «Речи бунтовщика» сообщение, в котором предупредил, что совершит теракт в УФСБ по Архангельской области. Он писал:
«Скорее всего, я подохну из-за взрыва, ведь ВУ инициируется непосредственно мною через нажатие кнопки, закреплённой на крышке бомбы. Поэтому к вам просьба – распространить инфу о теракте: кем совершён и причины. Ну вроде как всё. Желаю вам непоколебимо и бескомпромиссно идти к нашей цели. Светлого вам будущего анархического коммунизма!»
Сейчас сотрудники ФСБ проводят спецоперации по выявлению сподвижников подростка, подорвавшего самодельное взрывное устройство в приёмной Управления ФСБ по Архангельской области. Изучая активистов групп в социальных сетях, они выявили несколько наиболее агрессивных участников, и среди них москвича.
«В пятницу во второй половине дня к молодому человеку на улицу Свободы пришли чекисты на беседу и обнаружили в комнате подростка предмет, похожий на самодельное взрывное устройство. На место происшествия вызваны представители всех оперативных служб, опасный предмет изъят. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела», – рассказал подполковник Потапов.
Этому молодому человеку недавно исполнилось 17 лет, и он уже попадал в поле зрения борцов с экстремизмом. «В квартире, где он проживал с матерью, обнаружено множество книг по химии, а также большое количество реактивов и лабораторной посуды. Молодой человек, судя по грамотам и дипломам, неоднократно побеждал в конкурсах по этому предмету, однако в проведении опасных экспериментов он замечен не был», – сказал Юрий Михайлович.
Справка «АН»
9 ноября 2015 года в 4:30 художник-акционист из Санкт-Петербурга Сергей Павленский поджёг дверь главного здания ФСБ России на Лубянке и сфотографировался на фоне полыхающего входа в ведомство. Чуть позже фото появились в соцсетях. Сергей Павленский был задержан на месте и отправлен в отделение полиции. Его обвинили в вандализме на почве идеологической ненависти. Сам художник просил, чтобы обвинение было предъявлено по статье «Терроризм». В итоге суд обязал Сергея Павленского выплатить штраф в 500 тыс. руб. и отпустил его. Позже во Франции за подобную акцию его посадили в тюрьму.
В ночь на 17 марта 2017 года в городе Малгобек Республики Ингушетия террористы открыли гранатомётный огонь по зданию местного отделения УФСБ. Никто не пострадал. Нападавшим удалось скрыться.
21 апреля 2017 года в 17:02 по местному времени в Хабаровске молодой человек расстрелял приёмную УФСБ. Погибли один сотрудник ведомства и один посетитель. Ещё один человек был ранен. Преступником оказался 17-летний Антон Конев.Он погиб на месте от отскочившей от стены пули. По данным ФСБ, молодой человек принадлежал к экстремистской группировке «Штольц Хабаровск».
Металлоискатели не помогут
– Почему спецоперации по выявлению экстремистских ячеек стали проводить только сейчас? – спросил подполковника обозреватель «АН».
– К сожалению, это давняя русская беда, – ответил Потапов. – Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Многие после архангельского теракта предлагают лучше контролировать Интернет. Для этого создать киберполицию. Применять новые технические методы охраны зданий спецслужб.
– Меня поразили системы защиты штаб-квартир Службы внешней разведки и Главного управления Генштаба, – похвастался посещением сверхсекретных объектов ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Туда без разрешения мышь не проскочит, а не то что бомбист-террорист.
– К сожалению, не все наши здания так оборудованы, – заметил подполковник. – Зачастую всё ограничивается видеокамерами и металлоискателями. А этого сейчас мало.
Мнение Потапова разделяют и другие специалисты. В любом случае даже вынос металлоискателей из здания не станет панацеей. Нужны более современные приборы для дистанционного обнаружения взрывчатки. Они есть, но стоят дорого.
«Впрочем, одними техническими методами предотвратить теракт крайне сложно, – говорит контрразведчик. – Ключевой проблемой борьбы с терроризмом является своевременная оперативная работа, выявление тех, кто планирует теракт».
Говорят, случившееся в Архангельске – это провал спецслужб. Мол, раз архангельское ФСБ не может предотвратить взрыв в собственном здании, то как оно сможет защитить вузы, техникумы, школы, детские сады...
Опытный психолог знает: осенью и весной у подростков чаще всего случаются обострения психических заболеваний. Если идол анархиста-бомбиста Сергей Нечаев придумал, как повязать революционеров невинной чужой кровью, то архангельский нигилист предложил в жертву «идее революционного террора» собственную жизнь.
– Осенняя депрессия в 17 лет приводит к страшным результатам, – сказал в конце беседы Юрий Михайлович. – И простым металлоискателем её не обнаружишь. Нужны куда более тонкие методы борьбы за юные души.