Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 34(627) от 30.08.18 13+

Выплаты тайным информаторам

Можно ли разбогатеть на борьбе с терроризмом и преступностью?

, 21:57 ,

До десяти миллионов рублей теперь можно получить за помощь в раскрытии особо тяжких преступлений. Такой приказ МВД России вступил в силу 27 августа этого года. Деньги могут быть выплачены тайному информатору как наличными, так и перечислены на его счёт в банке. Прокомментировать эту новость обозреватель «АН» попросил ветерана российских спецслужб, подполковника в отставке Валерия Сергеевича ЗАХАРОВА.

Грамота или велосипед?

Честно признаюсь, к этому поощрению доносительства у меня было самое скептическое отношение. В памяти сразу всплыли строки Иосифа Бродского «Ах, как хочется всем в стукачи!»

 

– Незахлестнёт ли теперь Россию вал доносов? – спросил старого оперативника журналист. – Говорят, при Сталине их было 4 миллиона. Причём люди стучали друг на друга без всякого материального поощрения. Сколько же сейчас будет желающих получить деньги?

Ветеран усмехнулся:

– Думаю, что немало. Но получат максимальную сумму – 10 миллионов рублей лишь считаные единицы. Ведь речь идёт только об исключительных случаях.

Захаров рассказал обозревателю «АН» о нововведении. Оказывается, порядок поощрения граждан, оказывающих помощь в раскрытии особо тяжких преступлений и поимке злоумышленников, разрабатывался МВД более года. До этого как такового бюджета на эти цели в правоохранительных органах не было, а деньги изыскивались из собственных фондов спецслужб под каждый конкретный случай. При этом большинство тайных информаторов или тех, кто помог в задержании преступника, могли рассчитывать лишь на медали «За содействие МВД», грамоты, ценные подарки и удостоверение внештатного сотрудника.

Как вспоминает генерал-лейтенант в отставке Александр Михайлов, служивший на руководящих должностях в ФСБ, МВД и ФСКН, до сих пор практика выплат денег людям, реально помогающим выявить опасных преступников, была никак не регламентирована. Чаще всего таких добровольных помощников награждали часами или электробритвами. Куда реже встречались другие подарки. В качестве примера он привёл подростка, чьи показания о происхождении сумки, где находилась самодельная бомба, способствовали поимке экстремистов, устроивших взрывы в Москве в 1977 году. «Насколько я помню, парнишке предложили на выбор детскую железную дорогу или велосипед», –заявил ветеран спецслужб.

– При капитализме грамотой или велосипедом мало кого заинтересуешь, – вынужден был согласиться журналист. – Но как теперь реально можно получить денежное вознаграждение?

 

Гладко было на бумаге

Подполковник Захаров стал объяснять, как на практике будет работать разработанная МВД РФ схема. Для того чтобы прибегнуть к помощи населения в поимке террориста или раскрытии особо тяжкого преступления, оперативное подразделение органа внутренних дел должно обратиться в департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД) МВД. Если инициатива будет одобрена, то соответствующая информация с указанием суммы вознаграждения должна быть размещена на официальном сайте Министерства внутренних дел и СМИ.

– В каких газетах? На каких условиях? На правах рекламы? – встрепенулся обозреватель «АН».

В ответ подполковник только развёл руками:

– Всё это будет решаться местным начальством в каждом конкретном случае.

– Кто и как будет платить добровольным информаторам?

Валерий Сергеевич сослался на только что вступивший в действие приказ. В нём сказано, что после поимки преступника или «инициативного представления гражданином достоверной информации» ФЭД обязан перечислить оговорённую сумму в территориальный орган МВД целевым назначением. По издании приказа информатора в течение двух недель должны уведомить о выплате ему вознаграждения. Деньги могут быть выплачены как наличными, так и зачислены на счёт в банке. При этом в первом случае гражданин обязан написать расписку. В случае отказа в выплате МВД обязано уведомить информатора письменно в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения. Отказ может быть обжалован в том числе в судебном порядке.

Суммы поощрений тайным информаторам могут варьироваться от 50 тысяч до 10 миллионов рублей. При этом вознаграждение до 500 тысяч руб. будет устанавливаться руководителем территориального органа МВД или его заместителем, до 3 миллионов – по решению замглавы МВД, свыше 3 миллионов – только с личного указания самого министра.

– Наконец-то в этом деле всё чётко прописали в отдельном документе, – сказал подполковник Захаров. – В моё время всё было пущено на самотёк.

Валерий Сергеевич стал вспоминать, как изыскивали хоть какие-либо «внебюджетные средства» для выплаты награды в случае, если после объявлений в СМИ кто-то из граждан давал действительно ценную информацию. По его словам, речь в основном шла о деньгах предпринимателей, которые перечислялись в благотворительные фонды управлений МВД. Правоохранители не могли тратить на вознаграждения бюджетные средства, так как в ходе проверок это могло быть истолковано как их нецелевое расходование или даже хищение.

Конечно, во время войны в Чечне ФСБ предлагала солидные средства за информацию о главарях террористов. Но это были «исключительные случаи», а вопрос о деньгах решался «на самом высоком уровне». В своё время и наркоконтроль тоже хотел привлечь граждан к даче данных за деньги, причём совсем небольшие – в районе 300–500 руб, за единичную информацию о наркосбытчиках или наркопритонах. При этом даже эти небольшие суммы предполагалось выплачивать лишь после проверки информации оперативниками и обязательного возбуждённия уголовных дел.

– Кто будет доносить за три сотни рублей? – удивился обозреватель «АН». – А вот за 10 миллионов или даже за 50 тысяч желающие наверняка найдутся. Как им действовать на практике?

– Об этом чётко сказано в новом приказе, – ответил Захаров и пояснил: – Чтобы гарантированно получить причитающуюся сумму, гражданин, обладающий ценной информацией, должен зафиксировать своё обращение через 02 или 112, иначе звонок легко могут трактовать как анонимный. После этого нужно явиться в подразделение правоохранительных органов и дать соответствующее объяснение и ещё более желательно получить расписку официального лица о предоставленной информации.

– Опять бюрократические овраги! – возмутился журналист. – Без бумажки ты букашка…

 

Кормушка для своих?

Ведущего рубрики «Мир шпионажа» мучили сомнения. Поэтому напрямую спросил ветерана спецслужб:

– Не станут ли узаконенные выплаты информаторам новой кормушкой для начальства и оперативных сотрудников?

Захаров пожал плечами:

– На практике всё может быть. Народ у нас ушлый. Запросто на местах могут придумать, как пилить новый бюджет.

Валерий Сергеевич, видя удивлённый взгляд журналиста, пояснил: оперативник может сам вычислить преступника, за поимку или информацию о котором объявлено вознаграждение. Потом передать эти сведения своему доверенному лицу, с которым и поделит полученные деньги.

– Но ведь особо тяжкие преступления, за раскрытие которых и будут производиться выплаты информаторам, как правило, расследуют целые бригады следаков, – возразил обозреватель «АН». – Как в таком случае можно утаить важную информацию и передать её своему человеку?

– Полицейская голь на выдумки хитра, – рассмеялся ветеран. – К тому же оперативники – дружные ребята. Поделятся с кем надо.

– А Служба собственной безопасности? – не унимался журналист.

– Там тоже не всевидящие боги работают, – махнул рукой подполковник.

– Я тоже считаю, что новая мера по борьбе с терроризмом и преступностью – не принесёт нужно результата, – вынужден был признаться обозреватель «АН». – Но недавно слышал и другое мнение.

Многие действующие сотрудники правоохранительных органов считают, что эффект от финансового стимулирования граждан может быть весьма ощутимый. «Если раньше нам часто помогали информацией и безвозмездно, то теперь число таких людей, думаю, заметно увеличится, – считает оперативник одного из подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.

– Если, как в древние времена, отдавать доносчикам десятину от украденного имущества, то они могут здорово обогатиться, – согласился Захаров. – А вот остальные вряд ли.

– Кто же, кроме самих сотрудников спецслужб, может что-то поиметь от новой бюджетной кормушки? – не отставал от подполковника журналист.

– Реальный шанс поучаствовать в дележе этого пирога могут иметь частные детективы, –ответил Валерий Сергеевич.– Но, как правило, это бывшие сотрудники органов. Так что за редким исключением получить новые выплаты могут только свои.

Справка «АН»

Из Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», ст. 18:

«Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Период такого сотрудничества засчитывается в страховой стаж указанных граждан».

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram