Аргументы Недели → Шпионаж № 31(624) от 09.08.18 13+

Рэмбо в рясе

Как религиозный спецназ защищает паству и высших иерархов церкви

, 21:45 ,

О крутых парнях из различных спецназов сняты фильмы, написаны книги. Киношный супермен Рэмбо известен во всём мире. Но о боевых православных священниках из суперсекретного подразделения церковного спецназа мало кто знает. Рассказать о них обозреватель «АН» попросил ветерана-спецназовца подполковника в отставке Артёма Борисовича НОВИКОВА.

Первые русские спецназовцы

Сейчас Артём Борисович меньше всего похож на человека, прошедшего семь войн и горячих точек. В круглых профессорских очках-«велосипедах» за письменным столом, заваленным редкими книгами, он больше походил на кабинетного учёного.

– Перечитываю «Сказание о Мамаевом побоище», – кивнул он на раскрытый фолиант. – Вот где, оказывается, корни русского спецназа.

По словам Новикова, первыми воинами специального назначения на Руси стали Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Они были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Но в лихую годину превратились в разведчиков-богатырей.

Как гласят древние летописи, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известного подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрёк ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием.

– В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, – подполковник нашёл нужное место в книге, – «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочёных возлагать его на себя».

Новиков пояснил, что перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили лучшие воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывались обеими сторонами как знамение свыше.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Как написано в «Сказании о Мамаевом побоище», «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его».

Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»

«Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из сёдел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копьё очень тяжёлое и длинное, на целый метр длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, сами даже не сумев нанести ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчёте на то, что копьё печенега пробьёт его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на остриё копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненный, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей.

Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнёс раненного в сражении Дмитрия Донского в сторону под берёзу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополе в 1398 году.

Александр Пересвет был погребён в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребён и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской православной церковью к лику святых.

 

Наследники монахов-богатырей

Старый спецназовец отложил книгу в сторону и включил компьютер. Найдя нужный файл, он стал показывать любопытные фотографии. На снимках священники ВДВ, или, как их называют в Воздушно-десантных войсках, «десантные батюшки», были очень похожи на Рэмбо в рясах. Они совершали прыжки с парашютом, стреляли с двух рук по-македонски, лихо разрубали ребром ладони кирпичи. Но главное, сразу после приземления, едва освободившись от парашютных лямок, разворачивали единственный в мире православный воинский храм, сделанный из особо прочного текстиля.

– Недавно ещё десять священнослужителей успешно сдали все десантные нормативы во время сборов в Рязанском высшем воздушно-десантном училище, – прокомментировал эти снимки подполковник Новиков. – Они настоящие наследники Пересвета и Осляби.

– Боевыми попами-десантниками уже никого не удивишь, – попытался вызвать ветерана-спецназовца на откровенный разговор ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Сейчас в Сети гуляет интересная фотография, на которой запечатлён священник с мини-рацией в ухе. Её используют профессиональные телохранители. Этот человек и ещё несколько таких же «боевых батюшек» присутствовали на литургии в храме святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, где президент Путин встречал Рождество. Кто эти люди?

Слышал, что самого патриарха, как и других важных персон нашего государства, охраняет и защищает Федеральная служба охраны (ФСО), – решил блеснуть осведомлённостью обозреватель «АН». – Зачем тогда нужен особый церковный спецназ?

– В основном для работы во время крупных религиозных мероприятий, – ответил Артём Борисович. – Рэмбо в рясе не бросается в глаза, клерикальный спецназовец знает все тонкости церковной службы.

 

По образу и подобию – Швейцарская гвардия Ватикана

– Правда ли, что эти люди натренированы как лучшие бойцы «Альфы» и «Вымпела», – продолжил расспросы журналист. – Мол, вначале они прошли хорошую подготовку в балашихинском центре спецназа, а сейчас их подготовительный пункт находится на Соловках (остров Валаам). Говорят, там есть учебная воинская часть, которую маскируют под роту ПВО Минобороны.

 

– Я слухи не комментирую, – не стал вдаваться в подробности подполковник в отставке. – Но отбор в религиозный спецназ очень жёсткий. Примечательно, что известный духовный деятель Всеволод Чаплин в какой-то момент хотел вступить в «боевые священники», но не прошёл нормативы по физподготовке. Мало подтягивался на перекладине.

Как вспоминает подполковник Новиков, раньше такое секретное боевое подразделение создавалось в КГБ для проведения спецопераций, связанных с захватом икон, святых мощей, сопровождения иерархов. И образцом для православного спецназа стала знаменитая Швейцарская гвардия Ватикана.

О ней рассказывается очень много. Созданная более пяти сотен лет назад, она обросла мифами и легендами. А ведь единственный и последний бой Швейцарской гвардии Ватикана состоялся в мае 1527 года, во время разграбления Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V.

В Ватикане тогда находилось всего 189 гвардейцев, которые, несмотря на то что из Цюриха пришёл приказ возвращаться в Швейцарию, остались охранять Папу Климента VII. В неравном сражении большая часть гвардии – 147 человек – пала, но выжившие выполнили свой долг и вывели папу Климента VII через секретный подземный ход в замок Святого Ангела. Спасение произошло 5 мая 1527 года, и с тех пор 6 мая стало одним из главных праздников Швейцарской гвардии Ватикана. Именно в этот день новобранцы гвардии принимают присягу.

Ещё один раз швейцарским гвардейцам пришлось взяться за оружие в 1944 году, когда фашистские войска вошли в Рим. Верные солдаты понтифика заняли круговую оборону и заявили, что не сдадут Ватикан и будут сражаться до последней капли крови. Командование вермахта отдало войскам приказ не занимать папскую резиденцию. За время войны ни один немецкий солдат не ступил на территорию города-государства.

– Помните знаменитый вопрос Сталина: «Сколько у Ватикана дивизий?» – усмехнулся Новиков. – Ноль. Но у папы римского была и есть Швейцарская гвардия.

Сегодня её часто называют визитной карточкой Ватикана. Однако обязанности папских гвардейцев гораздо шире, чем участие в торжественных церемониях. Их основной задачей по-прежнему остаётся охрана понтифика.

Гвардейцы несут службу на входах в Ватикан, на всех этажах Апостольского дворца, у покоев папы. Без их участия не проходит ни одна торжественная месса в соборе Святого Петра, без них не обходятся ни одна аудиенция и ни один дипломатический приём.

Сегодня Швейцарская гвардия Ватикана разделена на три команды, которые живут по особому графику: одна несёт вахту, вторая находится на подстраховке, третья отдыхает. Команды сменяют друг друга каждые 24 часа. Во время же папских аудиенций или больших праздников на посту одновременно находятся все три команды. В современных условиях гвардейцы также ведут постоянную разведывательную и антитеррористическую деятельность.

– Примерно такую же работу выполняет и наш религиозный спецназ, – закончил беседу подполковник Новиков.

Справка «АН»

Так называемые боевые священники из религиозного спецназа – это специально обученные православные люди, которые входят в структуру ОСОМ Московской патриархии (ОСОМ МП). ОСОМ расшифровывается как отделение сопровождения оперативных мероприятий. Эти спецназовцы в рясах занимаются охраной высокопоставленных лиц на важных мероприятиях, связанных с церковью. Раньше эта организация входила в КГБ, но после развала Советского Союза она была отделена от органов госбезопасности и вошла под контроль Московской патриархии. Всего в ОСОМ МП входят три отряда «боевых священников», а также одна рота технического обеспечения. В 2005 году организация ОСОМ МП была переименована в ООН ЦСН Серафим РПЦ МП. Официальный штат составляет 90 человек.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram