> «Демоны ГРУ» - Аргументы Недели

//Шпионаж 13+

«Демоны ГРУ»

Как на Западе пугают военной разведкой России

№  () от 1 августа 2018 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]

Фото Дм. Серебряков / ТАСС

Главное управление Генштаба Вооружённых сил РФ – самое засекреченное в нашей армии. Это – единственная в мире спецслужба, которая ведёт все виды разведки, включая космическую. Она всегда была окружена легендами и мифами. Сейчас за рубежом её пытаются всячески демонизировать. Рассказать о военной разведке России обозреватель «АН» попросил ветерана Вооружённых сил, полковника в отставке Николая Владимировича ОРЛОВА.

 

Не знают даже названия

С Николаем Владимировичем и его друзьями мы иногда ездим в загородную баню. Вот и на этот раз после парилки пьём чай на летней веранде. Орлов бегло просматривает газеты на иностранных языках.

– Опять пугают «демонами ГРУ», – усмехнулся старый разведчик и отложил статью в сторону. – Раньше до дрожи в коленках на Западе боялись КГБ, а сейчас – ГРУ. Не знают, что уже восемь лет, как нет такого названия.

– Куда же оно делось? – поинтересовался журналист. – Почему теперь Главное управление – ГУ, а не Главное разведывательное управление – ГРУ? Где буква «Р»?

– Её сократил во время своих печально известных реформ бывший министр обороны Анатолий Сердюков, – ответил Николай Владимирович.

Он пояснил, что нынешнее Главное управление Генштаба возникло в результате переименования в 2010 году Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

– Честно говоря, сегодняшнее название не нравится многим военным разведчикам, – сказал ветеран Вооружённых сил. – Главное управление чего? Сельского хозяйства или водоканала? В Генштабе ведь есть и другие главные управления. Раньше[end_short_text] в КГБ разведка была Первым главным управлением. И в Генштабе она должна называться ПГУ.

– Но ГРУ звучит привычнее. Ведь это – грозный мировой бренд, – возразил обозреватель «АН». – ПГУ или нынешнее ГУ – похоже на лепет младенца или паровозный гудок.

– Несмотря на сокращённую букву в аббревиатуре нашей организации, во всём мире нас по-прежнему называют грушниками, – сказал Николай Владимирович. – И мы гордимся этим.

– Военная разведка России настолько засекреченная структура, что даже западные эксперты именуют её по старинке, – поддержал собеседника ведущий рубрики «Мир шпионажа».

– Да что там эксперты и западные журналисты, – махнул рукой полковник Орлов. – Даже Дональд Трамп неправильно назвал нашу военную разведку, когда говорил о 12 российских шпионах, якобы вмешавшихся в президентские выборы в США.

 

«Это не КГБ времён вашего дедушки»

Николай Владимирович вновь взял в руки иностранную газету.

– Смотрите, какой смешной заголовок! – показал он статью в западной газете и перевёл: – «Это не КГБ времён вашего дедушки». Интересно, как нас оценивают противники?

Разведчик зачитал несколько мнений.

«Деятельность российской разведки за последние несколько лет стала не только более энергичной, но и более разнородной, – считает бывший директор ЦРУ Джон Бреннан. – Это неоднородная экосистема, состоящая из элементов, которые нередко конкурируют между собой, и часто их деятельность чем-то напоминает предпринимательскую… Кое-что они делают очень и очень хорошо, демонстрируя по-настоящему тонкие методы работы. Другие вещи не особенно впечатляют».

А вот другой эксперт пытается оклеветать нынешнюю военную разведку России. Так, Рольф Моватт Ларссен, бывший специалист ЦРУ, видит, как на российской разведке якобы сказалась смена поколений. «Цена перехода на более быстрые методы реагирования и молниеносных убийств – это увеличение небрежности. Непродуманные решения стали обычным делом. Старшие, более опытные кадры меньше следят за тем, что происходит».

– Откуда он знает? – небрежно бросил полковник Орлов. – Такой же знаток, как и Марк Галеотти. Послушайте, что заявляет этот мнимый эксперт по российской разведке.

«Честно говоря, они делают такие вещи, о которых все думают, но не делают, потому что они слишком рискованны, политически заряжены или чреваты провалом. ГРУ, традиционно самое предприимчивое и авантюрное крыло российской разведки, сейчас, похоже, вновь возрождается после дорого обошедшихся ошибок во время войны с Грузией в 2008 году. Украина стала идеальной возможностью для выгодной презентации тактики ГРУ по скрытому формированию повстанческих сил», – писал Галеотти.

По его мнению, это ГРУ приложило руку к аннексии Крыма в 2014 году и инциденту со сбитым самолётом «Малайзийских авиалиний», и оно же вмешивалось в политику США в 2016 году, а также попыталось убить российского перебежчика Сергея Скрипаля в Великобритании в марте этого года.

– Смешал всё в кучу, – заметил обозреватель «АН».

– А вот что утверждает норвежский журналист Магнус Ньют, – продолжил старый разведчик. – «Всего лишь за несколько лет ГРУ из организации, которая, казалось, осталась за кормой, фактически превратилась в важнейшее оружие Путина в борьбе с Западом».

По его словам, организация, носящая несколько неуклюжее название – Главное разведывательное управление (ГРУ), поставила с ног на голову Вашингтон и Лондон. Сейчас американцы обвиняют российскую военную разведку в «хакерской атаке» на их президентские выборы в 2016 году. Во время встречи на высшем уровне в Хельсинки Трампом были подняты обвинения в адрес 12 названных по именам агентов.

Эти операции, проведённые после холодной войны, являются чем-то практически неслыханным. Оппозиция в США считает, что российское вмешательство стало главной причиной того, что Трамп выиграл выборы.

– Но военная разведка не занимается политикой, – решил блеснуть осведомлённостью ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Это дело Службы внешней разведки России. Но, видимо, на Западе ещё не выучили аббревиатуру СВР.

– Вот и Магнус думает, что постепенно растущая известность нашей организации и её успехи объясняются военным характером ГРУ, – сказал полковник Орлов и процитировал автора статьи: – «Они больше сосредоточены на выполнении задания, чем на том, чтобы избежать риска».

 

Боевой авангард Кремля

В западной прессе много пишут о российской военной разведке. Как утверждает влиятельная американская газета The New York Times: «Сейчас ГРУ – один из важнейших объектов критики американских властей». Вот какие претензии предъявляют на Западе «демонам ГРУ».

Помимо 12 шпионов, которых обвиняют по уголовным делам в связи с американскими выборами, против ряда отдельных лиц, связанных с Крымом, войной на востоке Украины и различными кибердействиями, введены строгие американские санкции.

ГРУ также обвиняют в нарушении правил, которые должны помешать Ирану, Сирии и Северной Корее получить технологии и материалы, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения.

Военная разведка и её спецназ также сыграли важную роль в военных действиях России в Сирии, где сравнительно небольшие российские силы повернули ход войны в пользу Дамаска.

Но именно события в Крыму поставили военную разведку России в первые ряды, когда был взят новый и более жёсткий курс по отношению к Западу. Она стала боевым авангардом Кремля.

По словам западных аналитиков, здесь этот метод получил название гибридная война. Она включает в себя, в частности, шпионаж, дезинформацию, дестабилизацию и войну с помощью «отпускников» и нерегулярных вооружённых сил.

«Отчасти это старые методы, но они оказались очень эффективными в постидеологическом мире после холодной войны, связанном Интернетом», – говорит Марк Галеотти.

Несмотря на то что ГРУ привлекает сейчас к себе большое внимание и стало вновь уверено в себе, исследователь предостерегает от веры в то, что ГРУ непобедимо или действует по какому-то долгосрочному «злому плану».

«Они достаточно умны и компетентны, чтобы использовать реальные слабости Запада. Это раскол в старых альянсах и союзах. Всё меньше из нас верят СМИ и нашим лидерам. И русские могут очень много из этого извлечь, поддерживая альтернативные новости и альтернативных политических кандидатов, – считает Галеотти.

– Раньше западные эксперты утверждали, что агенты ГРУ умеют только считать танки, – с иронией сказал Николай Владимирович. – Сейчас от страха запели совсем другую песню.

Они утверждают, что Главное управление российского Генштаба использует для поиска секретной информации высокотехнологичные киберметоды съёма данных. Так, журнал Der Spiegel со ссылкой на источники в немецкой разведке писал, что хакерская атака на бундестаг была связана с российской военной разведкой. Расследование в Германии показало, что хакерскую атаку якобы организовали группы компьютерных взломщиков Sofacy и APT28, – по данным немецких спецслужб, они финансируются ГРУ.

Агентство Bloomberg указывало, что сотрудники ГРУ используют такую маскировку в киберпространстве, которую не в состоянии раскрыть даже АНБ США. Уровень компетентности российских специалистов так высок, что их присутствие можно выявить лишь в том случае, если те сами этого захотят, отмечал вице-президент компании FidelisCybersecurity Майк Буратовски.

Что ж, не зря бывший министр обороны Дмитрий Тимофеевич Язов сказал: «Самые высококвалифицированные, самые образованные люди у нас работали в ГРУ».

Справка «АН»

Уже в наше время трём военным разведчикам, действовавшим за рубежом в 1940-е годы, присвоены звания Героев Российской Федерации – за огромный вклад в добывание достоверных документов, технических образцов и технологий по первой американской атомной бомбе. Это Ян Петрович Черняк, Артур Адамс, Жорж Коваль. Звание Героя присвоено (посмертно) подполковнику Евгению Сергееву за героизм при добывании первого действующего образца американского ПЗРК «Стингер» у афганских боевиков в 1987 году.

 

В последние годы сотни военных разведчиков награждены орденами «За заслуги перед Отечеством», Мужества, «За военные заслуги» и другими. За героизм удостоены Золотой Звезды Героя 67 военных разведчиков, к сожалению, 25 – посмертно.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте