В мае этого года президент Трамп официально объявил о выходе США из так называемой ядерной сделки с Ираном. Обстановка на Ближнем Востоке резко обострилась. Мир вновь оказался на грани большой войны. Какую роль в провоцировании конфликта играют спецслужбы Израиля? Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать специалиста по Ближнему Востоку подполковника в отставке Александра Ефремовича СОРОКИНА.
Что страшнее свиной отбивной?
Среди пока ещё по-весеннему бледнолицых москвичей мы оба выглядели неприлично загорелыми.
– Грех на лице, – пошутил по поводу наших смуглых физиономий старый разведчик подполковник Сорокин.
С Александром Ефремовичем мы познакомились много лет назад во время моей первой командировки на Землю обетованную. Когда до смерти надоела кошерная пища, которой потчевали в отеле, нам с коллегой Борей Муратовым сотрудники военного атташата нашего посольства в Тель-Авиве предложили поехать в «настоящий одесский ресторан» и отведать свиной отбивной. Провожающим и был молодой дипломат Саша Сорокин. Там он познакомил нас с хозяевами этого полуподпольного заведения общепита – дядей Мишей и тётей Соней. Те в особом «греческом зале» угощали нас свининой, приговаривая: «В Израиле – это страшный грех. Но не страшнее атомной войны».
Потом он был нашим гидом по Иерусалиму, возил на интифаду в сектор Газа и даже в расположение элитного израильского спецназа… Сейчас, уже на заслуженной пенсии, Сорокин продолжает изучать страны Ближнего Востока, так как консультирует крупные российские компании, работающие в этом неспокойном регионе. Несколько дней назад он вернулся из Тегерана. До этого был в Израиле. Я тоже в это время был на Ближнем Востоке, но встретились мы только в Златоглавой, в родном Кунцево.
– Как же тебя пустили в Иран после Израиля? – удивился ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Не имей сто друзей, а имей хотя бы два загранпаспорта, – отмахнулся Сорокин. – Тем более россиян сейчас привечают и там и там. Посредники на Востоке нужны, как нигде в другом месте. Когда на носу большая драка, уже не до формальностей.
Мне сразу вспомнилась недавняя статья в солидной западной газете «Файнэншл таймс».Там прямо говорится, что в условиях новой эскалации между Израилем и Ираном на сирийской границе США добавили масла в огонь, выйдя из ядерного соглашения и подначивая Израиль к военным действиям против Ирана. В результате единственной страной, которая принимает меры для предотвращения войны, оказалась Россия: у Путина есть связи как с Ираном, так и с Израилем, и, к счастью, он ими воспользовался. Не зря же он так тепло принимал главу Израиля 9 Мая в Москве, несколько раз только за последнее время звонил руководителям Ирана.
Разведшоу для Трампа
Поэтому странным выглядит недавнее разведшоу израильских спецслужб. Сам нынешний премьер-министр Биньямин Нетаньяху,кстати, бывший офицер спецназа, заявил о сенсации в мире шпионажа. Мол, его любимый Моссад захватил «тайный архив ядерной программы Ирана».Она якобы называлась «Амад» и предполагала производство пяти боеголовок в 10 килотонн. Это похищение в Тель-Авиве хвастливо назвали операцией века.
– В Моссаде работают настоящие мастера самовосхваления, – признал подполковник Сорокин. – Нашим пиарщикам в погонах у них есть чему поучиться. На рекламу своих спецслужб в Израиле ни сил, ни средств не жалеют. А у нас только при Примакове появилось скромное пресс-бюро Службы внешней разведки.
– Их мало, и они не моряки, но, наверное, тоже в тельняшках. Хорошо помогают журналистам, пишущим на темы разведки и шпионажа, – попытался защитить пресс-бюро СВР обозреватель «АН».
– Зато наша военная разведка боится прессы как чёрт ладана, – продолжал настаивать на своём Александр Ефремович. – Поэтому в мире до сих пор не могут даже правильно назвать эту «контору». Около десяти лет прошло, как Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба потеряло рычащую букву и стало называться просто Главным управлением, а в печати, и нашей, и зарубежной, из статьи в статью кочует старое название.
Сорокин стал рассказывать, как проходило недавнее разведшоу в здании министерства обороны Израиля. Оно предназначалось для западных, в основном американских, журналистов, которые смогли бы донести информацию не только до простых обывателей, но и до обитателей Белого дома. Поэтому израильский премьер Нетаньяху говорил по-английски, а не на родном иврите.
Показывая похищенные материалы иранской программы «Амад», он утверждал:
«Эти документы полностью доказывают, что Иран бесстыдно врал, когда заявлял, что никогда не разрабатывал ядерное оружие». По его словам, в пригороде Тегерана Шорабаде иранцы долгое время хранили свой сверхсекретный «ядерный архив». Несколько недель назад в результате наисложнейшей разведывательной операции Израиль добыл материалы из этого комплекса.
На разведшоу для Трампа Нетаньяху заявил, что израильской разведке якобы удалось добыть 55 тыс. страниц секретных документов и 183 компакт-диска с очень важной информацией. При этом утверждалось, что Моссад похитил не «банку из-под леденцов с микрофильмами», а оригиналы документов.
– Израильтяне устроили грандиозный шпионский спектакль, – сказал Сорокин. – Подумать только, сам действующий глава Моссад Йоси Коэн лично доставил похищенные материалы из программы «Амад» в Лэнгли. Там он отдал эти иранские секретные документы тогдашнему главе ЦРУ Майку Помпео, а тот, в свою очередь, передал их Дональду Трампу. Общий вес вывезенных материалов составил полторы тонны.
Сейчас в оправдание разрыва соглашения с Ираном американские власти утверждают, что досье «Амад»», переданное Йоси Коэном, «свидетельствует о нарушении Тегераном ядерной сделки». Значит, грандиозная провокация Моссаду удалась.
Охота на иранских ядерщиков
Подполковник Сорокин продолжил свой рассказ о происках израильских спецслужб:
– Российскую военную разведку в лжеБритании обвиняют в отравлении Скрипаля и его дочери боевым нервно-паралитическим веществом «Новичок». Однако они живы и уже выписались из больницы. А вот 29 иранских ядерщиков погибли от рук израильской агентуры. И в мире по этому поводу особого шума пресса не поднимает. Опять двойные стандарты!
В эти дни идёт настоящая охота за Мохсен Фахризаде Мохамади, который считается отцом иранского ядерного проекта. Вот и в своей презентации Нетаньяху уделил этому человеку особое внимание: «Запомните это имя – Мохсен Фахризаде»! Израильский премьер разгласил на весь мир личные данные этого учёного-ядерщика. Мол, живёт доктор Фахризаде в Тегеране на улице Шахид Махлалати, прямой домашний телефон 021‑2446413. Никто его не видел, но Нетаньяху в качестве достижения Моссада продемонстрировал мутную фотографию европеоидного мужчины в очках.
Чтобы замести следы дальнейшей работы над иранской атомной бомбой, якобы Фахризаде написал: «Мы должны показать, что проект «Амад» прекращён». Но ведь после соглашения пяти государств с Ираном это действительно так. Ядерная программа Ирана свёрнута, санкции против этой страны отменены. Даже некоторые израильские эксперты утверждают, что Нетаньяху продемонстрировал очень старые документы. Это было понятно и по предъявленным дискетам чуть ли не прошлого века. Они бы ещё перфокарту приложили...
В конце нашего разговора Александр Ефремович сказал:
– Перед отъездом из Тель-Авива я смотрел передачу израильского канала «Итон-ТВ». Бывший глава спецслужбы «Натив» Яков Кедми рассказал, что на самом деле агенты Моссада похитили из неохраняемого помещения архив старых документов 10–15-летней давности. Не содержащих ничего, что бы не было давно известно. Короче, всё это – пустозвонство. Вместо операции века Моссад устроил разведшоу для Трампа. И цели своей достиг.
Справка «АН»
Многих интересует вопрос о том, почему израильская разведка называется Моссадом. Это не аббревиатура, а сокращение полного названия, которое на иврите звучит как ха-Мосад ле-модиин у-ль-тафкидим меюхадим, что переводится как «Ведомство разведки и специальных задач». Таким образом, дословный перевод слова «Моссад» – «Ведомство». Это политическая разведка, по своему назначению и функциям сравнимая с американским ЦРУ. Главный офис организации находится в Тель-Авиве, оперативные подразделения размещаются по всей стране. Деятельность этого израильского «Ведомства» глубоко засекречена. Поэтому численный состав, имена сотрудников, пароли и явки составляют государственную тайну.
Внешняя разведка Израиля избрала своим девизом слова из Книги притчей Соломоновых: «При недостатке попечения (хитроумных методов ведения войны) падает народ, а при многих советниках благоденствует». Эти слова высечены на эмблеме Моссада.