В авангарде «звёздных войн»
Новые глаза и уши космической разведки
№ () от 11 апреля 2018 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
12 апреля – День космонавтики – главный праздник в году не только в Звёздном Городке, Байконуре или Плесецке, но и в сверхсекретных центрах космической разведки. В некоторых из них удалось побывать нашему корреспонденту. О достижениях и проблемах гвардейцев «звёздных войн» обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана космической разведки подполковника в отставке Игоря Тимофеевича СМИРНОВА.
Тайные мечты
С ним мы познакомились семь лет назад – 5 апреля 2011 года в 4 утра на космодроме Байконур за 18 минут до старта космического корабля «Союз ТМА-21». До сих пор у меня на стене над письменным столом висит красивый сертификат «Участнику запуска[end_short_text] космического корабля «Союз ТМА-21». В нём всё расписано по минутам: циклограмма полёта ракеты-носителя, районы падения отделяющихся частей РКН, параметры орбиты космического корабля.
– Помнишь, как мы провожали этот экипаж «Союза»? – оторвал журналиста от изучения сертификата Игорь Тимофеевич.
У меня в памяти сразу всплыла картина, как глубокой казахстанской ночью шли к автобусу командир корабля Александр Самокутяев, бортинженеры Андрей Борисенко и американец Рональд Гаран. Признаюсь, тогда я им страшно завидовал. Ведь я, как и почти все мальчишки, после полёта Юрия Гагарина мечтал стать космонавтом. В Артеке в школе «Юного космонавта» до умопомрачения крутился на центрифуге, примерял скафандр, пожимал руку приехавшему в гости к ребятам космонавту-2 Герману Титову. Увы, тайные мечты не сбылись. При поступлении в лётное училище забраковала медкомиссия – близорукость. Пришлось идти учиться на военного журналиста.
И даже сыну не удалось осуществить моё самое сокровенное желание. А ведь он закончил космический факультет знаменитой Бауманки и мечтал о небе и космосе после наших полётов вторыми пилотами на реактивных Л-39.
– Раньше ты писал о космических разведчиках больше, – упрекнул обозревателя «АН» подполковник Смирнов. – Теперь – только по праздникам. Что, тема вышла из моды?
– Так не приглашаете и не пускаете, – стал оправдываться ваш покорный слуга. – И у вас ведь почти всё под грифом «Секретно».
У обозревателя «АН» всплыли в памяти эпизоды первого посещения закрытого Краснознаменска. Тогда с большим трудом удалось добиться разрешения начальника Генерального штаба на допуск в сверхсекретный Центр управления нашими спутниками-разведчиками – российского штаба «звёздных войн».
А вот другая тайная журналистская мечта – побывать в штаб-квартире Управления космической разведки, что расположена на Волоколамском шоссе Москвы, пока не осуществилась. Оно настолько секретно, что даже в служебной переписке кодируется как объект «К-500». А система «Дозор», обрабатывающая информацию, поступающую со спутников-разведчиков, и находящаяся в новом здании нашей военной разведки на столичной улице Зорге, названа объект «К‑200»…
Во время службы подполковника Смирнова Управление космической разведки имело шестой порядковый номер в Главном разведывательном управлении (ГРУ) Генштаба ВС РФ. Но на деле сверхзасекреченная «шестёрка» была на первых местах по своему значению и средствам, на неё выделяемым. Она считалась тайной из тайн.
Несекретные секреты
Сейчас многое меняется. Завеса военной тайны слегка приоткрывается. Недавно сам Путин рассказал о новых видах оружия. Даже знаменитое ГРУ уже не шарахается от журналистов как чёрт от ладана. А ведь многие не знают, что ещё в 2007 году оно потеряло одну букву в аббревиатуре и стало называться короче – Главное управление (ГУ) Генштаба.
Немало изменений и в космической разведке. Например, специалисты отмечают, что самое революционное достижение в технике последних лет – это возможность передачи цветного изображения в реальном масштабе времени со спутников-разведчиков. Это делается для контроля за самолётами на палубе авианосца, перемещением танков во время локальных военных конфликтов и положением тяжёлых крышек шахтных пусковых установок стратегических ракет.
– Игорь Тимофеевич, расскажите вслед за президентом о том, чем мы будем защищаться от супостата в «звёздных войнах», – попросил журналист.
– На сколько лет рассказывать: на десять или сразу на двадцать?
– В рамках дозволенного, чтобы не нарушать вашу подписку о неразглашении военной тайны, – ответил ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Тогда слушайте и записывайте, – согласился Смирнов.
Ещё пять лет назад «Роскосмос» и Минобороны России завершили опытное создание на орбите ныне знаменитой у специалистов «Лианы» и приступили к отладке её систем. Она состоит из четырёх новейших спутников радиолокационной разведки, которые базируются на высоте около 1 тыс. км над поверхностью планеты и постоянно сканируют наземное, воздушное и морское пространство на наличие вражеских объектов.
Четыре спутника системы «Лиана» – два «Пиона» и два «Лотоса» – должны в режиме реального времени обнаруживать объекты противника: самолёты, корабли, автомобили. Координаты этих целей передаются на командный пункт, где формируется виртуальная карта реального времени. В случае войны по этим объектам будут наноситься высокоточные удары ракетами «Калибр» и новой системой «Кинжал».
– Как сообщает агентство «РИА Новости», до конца этого года в России должен быть совершён пуск космического аппарата секретного назначения, – прервал лекцию подполковника Смирнова обозреватель «АН». – Никаких данных о его характеристиках и возложенных на него задачах нет, известно только название спутника – «Нейтрон».
– Запуск ракеты-носителя с «Нейтроном» на борту намечен на четвёртый квартал 2018 года с космодрома Плесецк, – ответил Игорь Тимофеевич. – Если судить по названию, он будет мониторить атомные объекты по нейтронному фону. Самый надёжный способ, кстати. Наши специалисты сумели наконец уменьшить габариты датчика без потери чувствительности.
Больше про новый разведывательный спутник ветеран космической разведки не проронил ни слова. И продолжил прерванный рассказ.
По его словам, кроме показанных Путиным «Авангарда», «Сармата», «Буревестника», «Посейдона», «Кинжала» и «Пересвета» в наших военных конструкторских бюро есть ещё много интересного.
Например, мобильный ударный комплекс «Рудольф», который сможет уничтожать вражеские спутники физически. Данных о нём в открытых источниках практически нет. Наши военные лишь признали – разработки ведутся.
Сестра «Рудольфа» – комплекс радиоэлектронного подавления спутников «Тирада-2С» – тоже секретное детище российских конструкторов. В её задачи входит выведение из строя электронной начинки спутников, подавление сигналов или перехват над ними управления.
Согласитесь, если совместить «Рудольф» и «Тираду», можно получить эффективнейшее оружие «звёздных войн». Оно может обезвредить все спутники вероятного противника в короткий срок и оставить его космическую разведку без глаз, ушей и управления...
Среди новинок и спутники типа 14Ф156 «Раздан», которые должны стать основой новой системы нашей оптико-электронной разведки. По рассекреченным данным, космический аппарат (КА) «Раздан» получит высокоскоростные защищённые радиоканалы, а также принципиально новую полезную нагрузку. К примеру, телескопы диаметром зеркала более двух метров. В планах Минобороны – вывести первый «Раздан» на орбиту в 2019 году, второй – в 2022‑м, третий – в 2024-м.
Спутники «Раздан» заменят группировку КА «Персона», которые были запущены в 2008–2015 годах. Сегодня только два из них позволяют Генштабу ВС РФ иметь оперативные снимки земной поверхности с высоким разрешением.
По опубликованным данным, КА «Персона» способен снимать в полосе обзора 1300 км и с пространственным разрешением до 0, 5–0, 3 м. Приём и передача целевой информации осуществляются через высокоскоростную радиолинию. Производительность входного потока КА «Персона» №2 составляет 23 Гбит/сек. (в 4 раза больше, чем у «Персона» №1), эти показатели достигнуты совершенствованием элементной базы и усложнением алгоритмов кодирования и сжатия данных. Используется круговая солнечно-синхронная орбита наклонением 98° и высотой 750 км.
В 2008–2013 годах Россия также разработала серию спутников «Барс-М» для съёмки изображения поверхности Земли высокого разрешения с приоритетом военной картографии.
Наш главный козырь – люди
Желая обострить разговор, обозреватель «АН» не удержался от неприятного вопроса:
– Мы сильно отстали в космосе от американцев?
Игорь Тимофеевич попытался сначала отшутиться:
– Что на самом деле нашли американцы на Луне? – хитро улыбаясь, спросил он журналиста. И сам же ответил: – Пустые пачки из-под папирос «Беломорканал». Капитану Иванову за оставленный космический мусор объявлен выговор.
Видя, что обозревателя «АН» не рассмешил анекдот на актуальную тему, уже серьёзно добавил:
– Пока отстаём. Но быстрыми темпами сокращаем этот разрыв. Обидно, что американские спутники-шпионы, которые делают пиндосы, чтобы за нами подсматривать, запускают на наших же ракетных двигателях.
Авторитетное мнение
Сенсацией для специалистов прозвучало заявление заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова о том, что сейчас благодаря космической разведке наша страна «надёжно защищена со всех ракетоопасных направлений». «Сегодня у нас практически нет незащищённых территорий. Сейчас мы имеем сплошное информационное поле», – доложил он.
В конце нашего разговора подполковник Смирнов показал газету с официальным сообщением Минобороны России. Оказывается, российские оборонщики уже собрали тяжёлую ракету-носитель «Ангара-А5».
В «Роскосмосе» отметили, что новая ракета-носитель «Ангара» «даст России независимый доступ в космос и возможность выйти на новый уровень технологического развития». Она позволит выводить тяжёлые космические аппараты, в том числе – на геостационарную орбиту.
Все комплектующие новой ракеты – российского производства. Кроме того, на «Ангаре» будет использоваться экологически чистое топливо – кислород и керосин.
– Мы идём в авангарде гонки вооружений для «звёздных войн» только благодаря нашим людям, – сказал подполковник Смирнов и в заключение беседы рассказал о случае из своей службы.
…После запуска из-за сбоя в компьютерной программе была потеряна связь с новейшим спутником-разведчиком. Если её срочно не восстановить, то сверхсекретный орбитальный объект превратится в космический мусор. Почти сутки не вставали со своих рабочих мест Смирнов и его товарищи. Всё «колдовали» над «глюкнувшей» программой. В результате «мозгового штурма» он и другие специалисты центра всё-таки восстановили управление спутником. Тем самым офицеры сохранили России46 млн долларов. В награду им выдали премию – каждому по месячному окладу.