Почти у каждого из нас есть персональный шпион. Современный мобильный телефон следит за нами 24 часа в сутки. Через него мы сами добровольно сдаём американским спецслужбам отпечатки пальцев и сетчатку глаз, сообщаем о месте нахождения, рассказываем о своих пристрастиях, тайнах и секретах. Для человека в погонах это неприемлемо. О новой системе информационной безопасности, разработанной в Министерстве обороны России, обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана российских спецслужб подполковника в отставке Дениса Сергеевича ТРОФИМОВА.
Опасное увлечение ДАМ
Уже в самом начале разговора я решил покаяться:
– Грешен, люблю «надкусанное яблоко». Как и руководитель нашего правительства Дмитрий Анатольевич Медведев (ДАМ), уже лет десять являюсь фанатом продукции американской компании Apple. Жизни своей не представляю без макбука и айфона.
Денис Сергеевич в ответ неодобрительно покачал головой:
– Тогда не удивлюсь, если из-за этого увлечения на вас в Агентстве национальной безопасности (АНБ) США собрано внушительное досье.
– А чего мне скрывать? – попытался отмахнуться от упрёков старого разведчика обозреватель «АН». – Я ж не шпион, не террорист…
– И у журналистов могут быть спрятаны свои скелеты в шкафу, – продолжал настаивать на своём подполковник Трофимов. – Вы же встречаетесь со многими людьми, порой разговариваете и с секретоносителями…
– Но мы же не выпытываем у них гостайны, – продолжал оправдываться ваш покорный слуга. – Я, например, когда меня предупреждают, что «это не для печати», никогда не публикую такую информацию.
– Но ваш айфон таких правил не соблюдает, – не соглашался Трофимов. – Он всё качает либо в штаб-квартиру Apple в Купертино, что в штате Калифорния. Либо сразу в АНБ и ЦРУ.
– Почему же тогда ДАМ – Дмитрий Анатольевич Медведев, другие члены правительства даже на совещаниях сидят с айфонами? – вырвался вопрос у журналиста.
Денис Сергеевич усмехнулся:
– Видимо, считают, что хозяин – барин и для них законы информационной безопасности не писаны. А вот Путин мобильник при себе не держит.
Глушить решили и в Сирии
После внушения Трофимова мне стали более понятны строгости на режимных объектах, где запрещено пользоваться мобильной связью. Раньше телефоны там сразу сдавали в экранированный спецсейф дежурного офицера. Сейчас туда брать айфон тем более бесполезно: не работает, «глючит» из-за глушилок.
– Опыт спецслужб решили распространить и на Вооружённые силы, – сказал Денис Сергеевич. – Вот что я узнал из своих источников.
Оказывается, совсем недавно начальник 8-го управления Генштаба Вооружённых сил России генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, отвечающий за информационную безопасность в армии и на флоте, распорядился обеспечить подавление сигналов сотовой связи (2G и 3G) на территориях двух российских баз в Сирии.
В частности, на территории авиабазы Хмеймим подавление сигналов сотовой связи должно быть обеспечено до 30 марта 2018 года, а на всей территории российской группировки войск в Сирии, в том числе в Тартусе, – до 1 июля этого года. Ответственным за выполнение этой задачи назначено Управление войск радиоэлектронной борьбы вооружённых сил, которое возглавляет генерал-майор Юрий Ласточкин.
– Чем вызвано это распоряжение Генштаба? – перебил подполковника журналист.
– Это связано с недавними атаками беспилотников на российские военные объекты в Сирии, – пояснил Трофимов. – Даже самые примитивные дроны, снабжённые соответствующей аппаратурой, могут ловить конкретный сигнал мобильного телефона и по нему точно идти на цель.По информации, просочившейся в прессу, с 1 марта 2018 года вступит в силу дополнение к соглашению между военным ведомством и Федеральной таможенной службой об информационном взаимодействии. Планируется, что ФТС будет предупреждать военную полицию о провозимых военнослужащими «технических средствах личного пользования» на таможенных постах Чкаловский, Моздок, Новороссийск, где находятся аэродромы, с которых российские военные отправляются в Сирию.
– Все современные гаджеты будут отбирать? – ужаснулся обозреватель «АН».
Подполковник неопределённо пожал плечами:
– Пока об этом речь не идёт. Но айфоны на наших базах в Сирии скоро станут бесполезными.
– А как же солдатику позвонить домой маме? – не переставал возмущаться журналист.
В ответ Денис Сергеевич стал терпеливо разъяснять, что Главному управлению связи Минобороны поручено увеличить на авиабазе Хмеймим количество общедоступных стационарных постов для ведения открытых международных переговоров.Такие же переговорные кабинки будут скоро созданы на базе в Тартусе и оперативных группах «Дамаск» и «Алеппо». Причём родным и близким в Россию такой звонок будет бесплатный.
Кроме этого поручено создать на Хмеймиме интернет-комнату с 30 рабочими местами для общения военнослужащих с членами семьи; в Тартусе будет организована аналогичная комната с пятью рабочими местами.
До 1 июня Главное управление связи должно представить начальнику Генштаба Валерию Герасимову предложения о том, как обеспечить российских военнослужащих в Сирии мобильными телефонами «в соответствии с перечнем средств сотовой связи, разрешённых к использованию на нережимных территориях воинских частей» и сим-картами единственных сирийских сотовых операторов MTN Syria и Syriatel.
Чтобы враг не подслушивал
Новая система информационной безопасности для людей в погонах будет внедряться не только в Сирии. Ведь чужие спецслужбы работают и на территории нашей страны.
Например, в грузах, которые приходили в Россию по железной дороге из Центральной Азии, спецслужбы США разместили более 150 приборов электронной разведки. Об этом рассказал глава ФСБ Александр Бортников. По его словам, «средства электронной разведки» размещались в железнодорожных контейнерах, перевозивших военные грузы, предназначенные для нужд американских подразделений в Центральной Азии. Контейнеры следовали через территорию России транзитом в регионы Центральной Азии во время войны в Афганистане. «Разрешение на транзит этих составов по нашей территории было актом доброй воли российского руководства по отношению к Вашингтону. Мы выявили и изъяли более полутора сотен шпионских приборов. Дело завершилось международным скандалом и нотой протеста МИД России», – рассказал глава ФСБ. По его словам, иностранные спецслужбы и сейчас «стремятся проникнуть во все сферы деятельности» России. Только за последние несколько лет в России были осуждены 137 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и их агентов. Кроме того, в результате «мероприятий по защите сведений, составляющих гостайну», осуждены 140 человек. Поэтому по-прежнему актуален плакат времён Великой Отечественной войны: «Не болтай! Враг подслушивает».
– Скоро всем военнослужащим запретят пользоваться в служебное время предательскими айфонами, – закончил свою небольшую лекцию подполковник Трофимов.
– А чем же заменят современные мобильники? – спросил журналист.
Денис Сергеевич снова сослался на рекомендации Генштаба и перечислил разрешённые для военных телефоны.
– При желании и эти телефоны-«простушки» можно прослушать, – выразил своё опасение обозреватель «АН».
– Да, это не преграда для шпионов, – согласился с журналистом ветеран спецслужб. – Поэтому офицеры российской армии, работающие с документами высшей категории секретности, сейчас получают отечественные мобильные телефоны М-663С «Атлас». Стоимость каждого аппарата – 115 тысяч рублей.
– Что они из себя представляют?
В ответ Трофимов показал листок с ТТХ этих мобильных аппаратов. Оказывается, они собраны вручную на госпредприятии «Научно-технический центр «Атлас». У них металлопластиковый корпус с сапфировым стеклом, цветной дисплей и MP3-плеер. Устройства выдерживают перепад температур от минус 20 до плюс 50 градусов, а также получасовое погружение в воду на метровую глубину.
Из особых характеристик – возможность выходить на зашифрованные линии через сети мобильной связи, посредством обычной сим-карты. У телефона защищён только речевой канал, в отличие от смс и других видов передачи данных.
«Атлас» ежегодно производит всего около сотни таких аппаратов. На сборку только одного уходит в среднем четыре месяца. Аппаратная часть и операционная система этих устройств – полностью российские. Весит аппарат 130 граммов. Кроме того, Главное управление связи обязано закупить и поставить до 1 июня 2018 года в российские вооружённые силы порядка 1, 5 тысячи терминалов «Тонкий клиент». Это мобильное устройство с защищённым каналом связи. «Образуется шифрованный канал между мобильным терминалом и базой данных. По нему передаётся информация «для служебного пользования». Большая часть этих терминалов будет направлена в Сирию.
– Но этот «Тонкий клиент», наверное, тоже стоит сумасшедших денег? Не перегибает ли палку российское Минобороны в борьбе с айфонами? – выразил сомнение журналист.
– Безопасность бесплатной не бывает, – закончил разговор подполковник Трофимов.
СПРАВКА «АН»
Список разрешённых для военнослужащих мобильных телефонов насчитывает всего 11 моделей четырёх разных производителей (Nokia, TeXet, Alcatel и Samsung). Это самые простые кнопочные устройства стоимостью от 688 (за трубку Alcatel One Touch 1020D) до 2 313 руб. (за «раскладушку» Samsung GT‑E1272). Они отвечают главным требованиям информационной безопасности: используют стандарты GSM 900/1800 (ряд моделей – 900/1800/1900), оборудованы поликарбонатной крышкой, имеют функцию отправки СМС, встроенный будильник, калькулятор, календарь, разъём для наушников, а некоторые – ещё и фонарик или даже отсек для второй сим-карты. В рекомендованных Генштабом ВС РФ моделях телефонов отсутствует навигация по GPS/GLONASS, а также нет встроенной фото- или видеокамеры.