Борьба с коррупцией. Перед мартовскими президентскими выборами эта тема особенно волнует россиян. Где обещанные посадки многочисленных казнокрадов? Почему наши крупные ворюги припеваючи живут за границей? Как вернуть украденные миллиарды на Родину? О китайском опыте борьбы с коррупцией рассказывает ветеран российской разведки полковник в отставке Сергей Иванович ЛИСИЦЫН.
«Охотники за головами»
Обозреватель «АН» больше двадцати лет знаком с этим голубоглазым блондином, который очень хорошо знает китайский язык. Не зря Сергея Ивановича Лисицына коллеги звали в шутку товарищ Ли.Вот и сейчас уже в начале разговора полковник разворачивает китайскую газету и запросто переводит мудрёные иероглифы: «За 2014–2016 годы в рамках кампании «Небесная сеть» в Китай вернули 2566 нечистых на руку чиновников, скрывавшихся в более чем 90 странах, сообщило агентство «Синьхуа». Половина из них приехали на родину сами, написав явку с повинной. Были возвращены и вывезенные ими капиталы – 8, 6 млрд юаней (1, 25 млрд долл.)».– Что за «Небесная сеть» накрыла сбежавших из Китая коррупционеров? – спросил старого разведчика журналист. – Не иначе их карает рука Бога…
– Небесные силы тут ни при чём, – усмехнулся товарищ Ли. – Это операция спецслужб КНР. Благодаря ей, как пишет китайская пресса, «заметно сократилось число чиновников, которые пытаются сбежать вместе с капиталом за границу», потому что понимают – «их найдут везде».
– Раньше говорили: «У КГБ длинные руки». Теперь на Западе боятся китайских джеймсов бондов?
– Да, сотрудники Министерства госбезопасности Китая, которых на профессиональном жаргоне называют «охотниками за головами», действуют по всему миру, – ответил Сергей Иванович. – Шутка ли, достать более двух с половиной тысяч сбежавших коррупционеров аж из свыше 90 стран.
– Даже из Америки? – не скрывал своего удивления журналист. – Ведь оттуда, как у нас когда-то с Дона, выдачи нет.
Лисицын отложил в сторону китайскую газету и взял в руки американскую:
«Белый дом призвал Пекин прекратить деятельность тайных агентов, которые пытаются принудить китайских беженцев, находящихся на территории США, вернуться в КНР».
По данным газеты New York Times, эти сотрудники китайских спецслужб, вероятнее всего, проникают в США под видом туристов или по деловым визам. Кстати, сами американские правоохранительные органы крайне отрицательно относятся к такой практике и всеми силами стараются пресечь деятельность китайских агентов на их территории. Вашингтон требует от Пекина перестать искать бежавших из КНР в США коррупционеров....
– Вместо помощи в поимке казнокрадов, янки покрывают беглых преступников, – сделал вывод товарищ Ли. – Но это не спасает коррупционеров. «Охотники за головами» дело знают туго. Только из США за год им удалось вернуть на родину более 930 проворовавшихся крупных чиновников. Многих из них после суда расстреляли.
Без паяльников и утюгов
Обозреватель «АН» не скрывал своего удивления такими успехами китайских товарищей:
– Как удаётся заставить коррупционеров вернуться на родину? Ведь они понимают, что там их зачастую ждёт смертная казнь…
– Есть вещи пострашнее смерти, – произнёс полковник.
– Страшные пытки? Паяльники и утюги из арсенала наших братков? Может быть, чисто китайские истязания: медленные мучения капающей водой или прорастающим через тело бамбуком?
– Это всё бредни западной прессы, – отмахнулся товарищ Ли. – Для китайцев зачастую страшнее смерти – это так называемая «потеря лица», позор, навлекаемый на родственников, негативное влияние кланового общественного мнения. Китайские психологи из спецслужб КНР научились хорошо использовать эти национальные особенности.
– Увы, нашим барыгам все эти восточные тонкости – что слону дробина, – разочарованно протянул журналист. – Российскому коррупционеру хоть кол на голове теши, но украденные деньги он так легко не отдаст.
– К каждому человеку можно найти свой подход, – не согласился Лисицын. – Причём без всяких утюгов и паяльников. Поэтому Пекин не оставляет надежду на возмездие. В США и другие страны постоянно отправляются «охотники за головами». Раньше они действовали в рамках операции «Охота на лис». В последние годы проходит кампания «Небесная сеть».
Старый разведчик рассказал, что её главная цель – это не только вернуть коррупционеров и их капиталы на родину, но и ликвидировать офшорные компании и теневую банковскую систему.Ведь именно с их помощью некоторые люди бывшего лидера Китая Цзян Цзэминя переводили расхищенные деньги за границу. В их числе бывший вице-председатель КНР Цзэн Цинхун, экс-председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Цзя Цинлинь, вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли, член центрального комитета Политбюро Лю Юньшань и другие. Сам Цзян Цзэминь держит деньги в швейцарских банках.
По сообщению официального сайта Центральной комиссии по проверке дисциплины, 7 марта этого года администрация Си Цзиньпина провела заседание по вопросу международного преследования беглых коррупционеров и возврата украденных ими капиталов. Ликвидацией офшорных компаний и теневой банковской системы занимаются Народный банк Китая и Министерство госбезопасности, а за арест коррупционеров и возвращение капитала отвечает Верховная народная прокуратура КНР. В сообщении подчёркивается, что розыск беглых коррупционеров и возврат похищенного капитала являются важным сегментом в антикоррупционной работе Си Цзиньпина. Им лично составлен «Красный список» беглых китайских коррупционеров. Именно лидер КНР решил запустить операцию «Небесная сеть». Это, несомненно, испугало всех партийных коррупционеров, особенно людей Цзян Цзэминя. Ведь, согласно агентству «Франс Пресс», расследование Народного банка Китая показало, что многие высокопоставленные чиновники перемещают за границу своё незаконно нажитое имущество. Эта сумма составила более 120 млрд долларов.
Товарищ Ли долго рассказывал о специфике деятельности китайской разведки по возвращению беглых коррупционеров. И главная из них – опора на эмигрантов. По его словам, к настоящему времени численность китайской диаспоры в Америке превышает 1, 3 млн человек, в России – на Дальнем Востоке и в Сибири – за последние пять лет численность китайцев превысила один миллион человек. Сейчас китайцы активно проникают в Европу – наиболее сильные диаспоры сформированы в Румынии и Венгрии. Именно эта стратегия – работа с агентурой внутри диаспор по всему миру – и принесла китайской разведке лавры одной из лучших в мире. Поэтому от спецслужб КНР казнокрадам нигде не спрятаться, не скрыться. С потрохами сдадут свои же китайцы.
России – китайский опыт
Конечно, интересно, как в Китае спецслужбы борются с коррупцией. Но меня больше волновало другое, то, что Карамзин ёмко назвал «в России воруют».
Вот официальная статистика. За последнее время только за взятки арестованы 11 губернаторов. Вспомним и самые громкие уголовные дела, по которым проходят чиновники высокого ранга: Александр Реймер, экс-глава ФСИН; Дмитрий Захарченко, экс-глава управления антикоррупционного главка МВД; Алексей Улюкаев, министр экономического развития; Геннадий Лопырев, начальник службы охраны на Кавказе ФСО РФ; Денис Сугробов, начальник ГУЭБ МВД РФ; Григорий Пирумов, заместитель министра культуры…
По данным Следственного комитета, только за девять месяцев 2016 года в суд были направлены дела о коррупции в отношении 427 лиц, обладающих особым правовым статусом. Ущерб, нанесённый ими бюджету в прошлом году, оценивается в 44 млрд рублей. Счётная палата, правда, считает, что он гораздо больше – до 1 трлн рублей. Думается, эта цифра куда ближе к истине. Украденных чиновниками и олигархами денег с лихвой бы хватило и на повышение зарплат бюджетникам, и на индексацию пенсий работающим пенсионерам.
– Семьи многих российских казнокрадов живут за границей, – заметил Сергей Иванович. – И живут весьма припеваючи… В отличие от китайских коррупционеров они ничего не боятся.
– Как сделать так, чтобы и у российских коррупционеров зарубежная земля горела под ногами? – спросил обозреватель «АН». – Почему мы так плохо перенимаем китайский опыт? Неужели из-за пресловутой восточной специфики и нашего раздолбайства?
– На мой взгляд, не хватает политической воли, – рубанул с плеча товарищ Ли. – Был бы у Путина, как у Цзян Цзэминя, свой «Красный список» крупнейших коррупционеров, этих ворюг российские спецслужбы тоже бы достали даже из-под земли.
– Но, говорят, у финансовой разведки России накоплены горы компромата на коррупционеров. – Где же наши «охотники за головами»?
– У Росфинмониторинга пока нет соответствующих полномочий. Они действуют строго в официальных рамках международного сотрудничества по выдаче беглых преступников, – сказал полковник. – А это, как видим, на практике далеко не эффективно. Что могут сделать скромные бухгалтеры или очкарики-компьютерщики? Только дать нужную информацию. К поиску и возращению коррупционеров и их капиталов должны подключаться все российские спецслужбы. При этом, как и китайцы, использовать оперативные методы работы.
– В Поднебесной с беглыми коррупционерами успешно справляется «Небесная сеть» органов госбезопасности Китая. Когда же Россия накроет мир своей антикоррупционной сетью? – спросил в конце беседы полковника журналист.
– Ждём ранней весны, – загадочно улыбнулся полковник Лисицын.
Справка "АН"
Служба в госбезопасности считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых в Китае. Численность её сотрудников на сегодняшний день превышает 300 тыс. человек. МГБ располагает подготовленными кадрами, хорошо оснащено новейшими техническими средствами из США, Японии и Европы. Именно на МГБ КНР возлагаются задачи добычи новых технологий и притока финансовых средств в экономику КНР. Причём экономический и научный шпионаж является приоритетным. Сотрудники госбезопасности занимаются укреплением позиций Китая во всех важных для страны регионах мира. Для проведения особо важных мероприятий (как за рубежом, так и внутри страны) при МГБ были созданы свои военные части «народной стражи» и диверсионная команда «Цзюй №5».