Громким скандалом закончился судебный процесс над американскими психологами, работавшими с ЦРУ по контракту. В ходе судебных слушаний было оглашено более четырёх тысяч страниц документов под грифом «Секретно». В них рассказывается о садистских допросах в тайных тюрьмах спецслужб. О преступных методах работы американской разведки обозревателю «АН» рассказал подполковник в отставке Эрнест Валерьевич Новиков.
В США оправдывают зверства
Эрнест Валерьевич уже давно собирает материалы для книги о преступлениях американских спецслужб. По старой дружбе он порой делится ими с обозревателем «АН». Вот и сейчас он показывает новинки из своего досье.
– Послушайте, что ответил Дональд Трамп на критику представителей ОБСЕ и ООН, призвавших прекратить пытки при допросах террористов. «На Ближнем Востоке люди отрубают головы христианам. Поэтому я верну не только пытки водой, но и вещи куда жёстче!» -пообещал президент США.
– Как же так? – не мог скрыть своего удивления журналист. – США мнят себя оплотом демократии, а не могут отказаться от варварских средневековых пыток! Неужели не придумали новых, более гуманных методов допроса?
– Действительно, пытка водой стара как мир, но по-прежнему эффективна, – отвечает Эрнест Валерьевич. – «Процедура» состоит в том, что допрашиваемого заваливают на спину, покрывают ему лицо тряпкой и начинают лить на неё воду, создавая у него ощущение утопления. Жертва испытывает дикий страх и быстро выдаёт все секреты. Этот метод раньше применяли инквизиторы, гестаповцы, красные кхмеры, а с недавних пор взяли на вооружение американские разведчики.
– И каковы результаты?
В ответ Эрнест Валерьевич зачитал выдержку из интервью американского разведчика Джона Кириаку телеканалу Си-би-эс: «Террорист продержался целых 30 секунд. Потом сдался. На следующий день сказал, что ночью его посетил Аллах и приказал сотрудничать с ЦРУ. Мы получили от него массу важной информации».
На недавнем судебном процессе над психологами-садистами из ЦРУ выплыли и другие шокирующие подробности. Так, Джон Брюс Йессен вместе со своим коллегой Джеймсом Митчеллом написал «руководство по технике интенсивного допроса».В нём к узникам предлагалось применять такие меры воздействия, как голодание, лишение света, нескончаемая громкая музыка, многочасовые приковывания наручниками в неудобной позе, лишение сна, обливание ледяной водой и имитация утопления.
Целью этих издевательств было воспитание в заключённом «выученной беспомощности». Этот термин Йессен позаимствовал из работы психолога Мартина Зелигмана. Тот провёл серию опытов над собаками и заметил, что регулярные удары электротоком подавляют у животных волю к сопротивлению настолько, что они даже не пытаются спастись. Йессен решил применить эту садистскую практику не к собакам, а к людям.
В тайной тюрьме ЦРУ – в Таиланде – Йессен и Митчелл организовывали допросы граждан Саудовской Аравии, которых подозревали в связях с «Аль-Каидой». На протяжении многих дней заключённых держали в камере, где они не могли ни встать, ни сесть. Их приковывали к стене и подвергали «имитации утопления».
– Какое наказание понесли эти последователи Менгеле и других гитлеровских врачей-садистов?
Подполковник Новиков усмехнулся:
– Ещё в сентябре судья Джастин Лоу Квакенбуш заявил, что Йессен и Митчелл находятся под защитой правительства США, и посоветовал сторонам заключить досудебное соглашение. Авторы инструкции по пыткам легко ушли от ответственности.
Как пишет пресса, в ходе своей контрактной работы на ЦРУ психологи-садисты заработали более 80 миллионов долларов на двоих. Каждый купил себе по роскошному поместью – американская пресса называет эти особняки «пыточными домами». Оба продолжают выпускать книги и многословно оправдываться за свои зверства – их, мол, заставляли всё это проделывать плохие парни из Лэнгли.
Секреты скандального доклада
Во всё это слабо верилось. Ведь государственные спецслужбы – это не мафия, связанная обетом молчания. И тогда старый разведчик рассказал о другом шпионском скандале.
Недавно стало известно, что в аппарате генерального инспектора ЦРУ якобы «по ошибке» удалили единственный собственный экземпляр скандального доклада о пытках. Так, были уничтожены не только бумажная и электронная версии документа, но и жёсткий диск, на котором хранилась информация.
Это вызвало серьёзное возмущение в обществе. «Удивительно, что такое могло произойти, особенно в канцелярии генерального инспектора, ведь именно он отвечает за подотчётность агентства», – заявил профессор права Нью-Йоркского городского университета Дуглас Кокс.
Как отмечает телеканал FoxNews, в документе говорится, в частности, об использовании ЦРУ «усиленных методов допроса», включая лишение сна, пытки водой и не только. Полная версия доклада, содержащего 6700 страниц, никогда не была опубликована.
Но примерно за полгода до таинственной «утраты» документов, была обнародована сокращённая версия отчёта из 528 страниц. В ней говорилось о том, что незаконным пыткам на секретных объектах ЦРУ подверглись 119 человек, а ущерб от «неэффективности» этих методов составил порядка 300 млн долларов.
Масштабы программы говорят сами за себя. Всего, по различным данным, в её реализацию были вовлечены 54 страны. Такие пыточные ЦРУ есть в Египте, Марокко, Турции, Катаре, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане, Пакистане, Ираке и даже в Таиланде.
Были обнародованы данные о секретном изоляторе «Старе-Кейкуты» в Польше, «фиолетовой тюрьме» в Литве, а также изоляторе ЦРУ в окрестностях Бухареста в Румынии.
Специальные операции в рамках данной программы проходили на территориях Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Ирландии, Чехии, Дании, Боснии и Герцеговины, Македонии и Кипра. А самой известной из тюрем, где применяют секретные пытки, считается Гуантанамо, расположенная на арендуемой США военно-морской базе на территории Кубы.
«Одного из подозреваемых, – говорится в материале американского агентства, – зимой в полуголом виде приковали к бетонному полу, в результате чего он умер от переохлаждения». У людей, прошедших через подобное обращение, позже начинались галлюцинации, паранойя, бессонница, попытки нанесения себе увечий.
Кроме того, в обиходе у агентов ЦРУ были пощёчины, удары ладонью в пах и техника «захвата лица» – они рекомендовались для создания у допрашиваемого чувства подчинения и униженности. И хотя очевидно, что пощёчины и удары вряд ли могут быть безболезненными, закона в понимании американского минюста такие действия не нарушали. Ведь формально агенты не ставили своей целью причинить страдания, а если они всё-таки возникали, то это было случайно и потому ненаказуемо.
Ещё одним популярным способом пытки являлось помещение в ящик, в котором подозреваемые были вынуждены стоять или сидеть в скрюченном положении. Для пущего эффекта в ящик могли запустить ужа или какое-нибудь страшное на вид, но безвредное насекомое.
Фобии объектов допроса заранее выясняли психологи – так, если они отмечали повышенную скромность, подозреваемого раздевали догола, предлагая вернуть элементы одежды в обмен на нужные показания.
– А может быть, Трамп прав и в борьбе с террористами хороши все средства? – высказал крамольную мысль журналист.
Подполковник Новиков осуждающе посмотрел на обозревателя «АН»:
– В конце секретного доклада сделан вывод: эффективность от использования пыток оказалась ничтожной, поскольку они вызывали такой страх, что допрашиваемые часто давали ложные показания.
Выговор за «интимный массаж»
Старый разведчик привёл ещё один пример из своего досье. Это показания, которые дал бывший сержант армии США Эрик Саар. Он рассказал о методах, применявшихся для выбивания информации у членов террористических организаций, которые содержались в тюрьме Гуантанамо.Там допрос задержанных исламистов проводили женщины-агенты, одетые при этом в лёгкие майки, шорты или прозрачные платья, демонстрирующие отсутствие нижнего белья. Для правоверного «шахида», готовящегося предстать перед Аллахом, один только взгляд на наготу мог считаться грехом. Потому допрашиваемые пытались закрывать глаза, но это не помогало – агентессы подходили ближе, начиная прижиматься к ним грудью и интимными частями тела.
Некоторых при этом раздевали догола. Как описывал Саар, работавший в Гуантанамо переводчиком и хорошо знавший восточные традиции, всё это давало невиданный эффект. Как известно, ортодоксальным мусульманам запрещено прикасаться к женщинам, которые не являются их жёнами. Также унизительно и оказываться голым перед чужой женщиной.Потому угроза попадания души в ад пугала фанатиков больше любых физических пыток. Некоторые в результате доходили почти до безумия, соглашаясь давать любые показания в обмен на прекращение «приставания проституток».
Для самых же стойких имелся ещё более хитрый способ. Саар вспоминал о допросе 21‑летнего выходца из Саудовской Аравии, которого подозревали в причастности к совершению терактов 11 сентября. «Интимный массаж» на него не подействовал – саудовец крепко сжал глаза и начал молиться. Тогда женщина-агент вымазала ему лоб красной краской, сказав, что это её менструальная кровь.
«Он заплакал, как ребёнок», – вспоминал Саар, объясняя, что для восточных мужчин даже простое прикосновение к женщине во время месячных является недопустимым. Когда же было сказано, что в камере нет воды, допрашиваемый впал в прострацию – это означало, что он не сможет помыться, чтобы очиститься и начать молитву.
Признания Саара вызвали скандал. Однако официальные власти заявили, что не видят в описываемом ничего страшного, поскольку формально подобные действия пытками считаться не могут. Было лишь признано, что женщины, проводившие допросы подозреваемых, действительно порой нарушали форму одежды, за что им в качестве наказания объявили выговор.
Пытки официально запрещены Конвенцией ООН, конституциями и другими законами почти во всех странах мира. В 127 из них за истязания на допросах существует уголовное наказание. Например, в Канаде за пытки виновный может сесть в тюрьму на 14 лет, во Франции – на 15, в США – на 20, а в Великобритании даже получить пожизненный срок. Несмотря на это, допросы с пристрастием широко практикуются.