> «Крыша» полковника Сущенко - Аргументы Недели

//Шпионаж 13+

«Крыша» полковника Сущенко

Как разведки используют журналистское прикрытие

№  () от 18 октября 2017 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]

Этой осенью вновь разгорается шпионский скандал с арестованным в России чуть больше года назад полковником военной разведки Украины Романом Сущенко. Он работал под «крышей» журналиста Укринформа. С личной просьбой о его освобождении обратилась к Владимиру Путину Брижит – супруга президента Франции Эммануэля Макрона.
 Стоит ли за этим романтическая история? Ведь до Москвы Сущенко 6 лет работал в Париже. Или дело всё-таки в другом? Ветеран российских спецслужб подполковник в отставке Анатолий Петрович ОРЛОВ рассказал обозревателю «АН», как разведчики используют журналистское прикрытие.

Дутая сенсация

Уже в начале беседы я решил сразу взять быка за рога и засыпал Анатолия Петровича острыми вопросами:

– Правда ли, что, как утверждают за Западе, Сущенко был этаким украинским Джеймсом Бондом? Говорят, он добывал развединформацию через постель. Мол, его любовницами были жёны высокопоставленных чиновников Франции. Был ли он знаком с Брижит Макрон?

– Акулам пера и гиенам ротационных машин, как назвал журналистов Марк Твен, нужны хоть какие-то сенсации, – упрекнул обозревателя «АН» в поиске «жареных фактов» ветеран. – В данном случае, как говорят в народе, никто свечку не держал. А жене президента по статусу положено заботиться не только о брошенных собачках, но и попавших в тюрьму узниках.

– 64-летняя Брижит и 47-летний Роман лично знакомы?

– Какое это имеет значение? – ушёл от прямого ответа старый разведчик. – Может быть, и встречались на каких-либо официальных мероприятиях. Ведь «крыша» журналиста-международника даёт разведчику право знакомиться с самыми разными людьми. В этом её особая ценность.

– В мире шпионажа очень невысокого мнения об украинской разведке. Трудно представить себе Джеймса Бонда в шароварах и вышиванке с надписью «Укроп». А ведь таким появляется на пресс-конференциях Путина корреспондент Укринформа Роман Цимбалюк и задаёт неудобные вопросы. Если Роман Сущенко – полковник, то уж этот Роман – генерал?

– Не думаю, – пожал плечами подполковник. – Под репортёрским прикрытием, как мы говорим, «в поле», редко работают люди в больших званиях. Генералы чаще всего сидят в больших кабинетах.

– Готов с вами поспорить, – возразил журналист. – Ровно половина директоров Службы внешней разведки России – Примаков и Лебедев раньше работали под журналистской «крышей». На ум сразу приходит и фамилия генерала Юрия Кобаладзе. Он семь лет проработал в Лондоне как корреспондент Гостелерадио.

Орлов в ответ лишь усмехнулся:

– Но сейчас ведь речь идёт не о России, а об Украине. А там и труба пониже, и дым пожиже… Не зря же говорят: самый короткий анекдот – это украинская разведка. Так что не ищите дутых сенсаций в деле Сущенко.

По примеру Савченко

Анатолий Петрович раскрыл принесённый с собой ноутбук.

– По вашей просьбе я собрал небольшое досье на полковника Сущенко. Тут только факты. Ещё в советское время в звании лейтенанта он закончил факультет журналистики Львовского военно-политического училища. Оттуда немало офицеров потом уходили в разведку. После развала СССР Роман переприсягнул Украине. Прошёл дополнительную разведподготовку, в частности, языковую. Вот что о нём рассказывают коллеги по журналистскому цеху.

«Он работал у нас в Укринформе с 2002 года в международном отделе. Я точно не помню, говорил он по-французски или нет, но то, что он хорошо говорил по-английски, это точно. Он был спокойным, тихим, неконфликтным, всегда со всеми во всём соглашался», – рассказывает о своём бывшем сотруднике один из киевских журналистов.

– Быть неприметным, ничем особо не выделяющимся и должен быть настоящий разведчик, – прокомментировал эту характеристику подполковник Орлов. – Но как такой человек без помощи спецслужб мог попасть на тёплое место собкора в Париж? Там, в отличие от Киева очень хорошо платили. Вот короткая справка:

«Укринформ – государственная организация. Постановлением кабмина для собкоров была установлена зарплата в размере 
70–80% от зарплаты посла (около 2500 долл. в месяц). При этом офис и квартиру собкорам оплачивало агентство».

Из заявления информационного агентства «Укринформ» известно, что Сущенко работал у них с 2002 года, а собкором во Франции стал в 2010 году. В Москву он якобы прибыл с частными целями и во время своего отпуска.

О задержании Романа его жена Анжела Сущенко, которая остаётся во Франции, узнала только утром в воскресенье, 2 октября, позвонив родственникам мужа после того, как он два дня не выходил на связь.

«Об обвинении Романа в шпионаже Укринформ и его жена узнали из сообщений российских СМИ» – говорится в заявлении Укринформа. Также агентство сообщило, что Сущенко в настоящий момент находится в следственном изоляторе в Лефортово, а защищать его будет скандальный адвокат Марк Фейгин, который стал известен широкой публике благодаря тому, что два года был защитником Надежды Савченко.

– Мне искренне жаль украинского коллегу, – заметил подполковник Орлов. – Сейчас его всячески прославляют киевские власти, но, когда он вернётся на родину, его обязательно назовут перевербованным агентом российских спецслужб. Вспомним, как Надежда Савченко из героини превратилась в изгоя, предателя, чуть ли не сотрудника ФСБ.

Зато сейчас власти делают громкие заявления о Сущенко. Вот самое последнее.

«Я готов сделать всё, что в моих силах, чтобы великий украинец Сущенко вернулся домой. Я поднял этот вопрос в разговоре с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Его супруга Брижит обратилась с этим вопросом к Путину. Уверен, что наши скоординированные усилия вернут его домой», – сказал президент Украины Пётр Порошенко.

Он также предположил, что до конца года «мы получим позитив в этом вопросе».

– Почему бы не обменять полковника Сущенко, который был задержан в первый же день пребывания в Москве и не успел ничего существенного узнать о нашей Росгвардии, наших российских разведчиков? – предположил обозреватель «АН». – И хорошо бы это сделать накануне визита президента Франции Эммануэля Макрона и его жены Брижит в Россию.

– Как старый разведчик, я тоже за обмен, – согласился с журналистом подполковник Орлов. – Но у Киева нет в тюрьмах разведчиков Москвы. Савченко обменяли на двух наших спецназовцев. А сейчас у них нет ни одного арестованного российского военнослужащего.

– Но СБУ чуть ли не каждый день заявляет об аресте шпионов, – удивился журналист. – По их данным, чуть ли не вся военная разведка России уже находится в украинских тюрьмах. Неужели это всё блеф?

– Конечно. В реальности пока нет ни одного человека для обмена. Поэтому полковнику Сущенко продлили арест ещё на два месяца.

 

Статья 19. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации. 

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ. Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в РФ, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.

(Из Федерального закона о внешней разведке)

 

 

Можно ли вербовать собкору?

Обозреватель «АН» вспомнил давние споры на факультете журналистики: что общего между работой репортёра и разведчика? Вроде бы и тот и другой делают общее дело: добывают информацию. Поэтому шпионы всех стран мира могут использовать как прикрытие журналистскую работу. В пример приводили самых знаменитых разведчиков, таких как Рихард Зорге или Ким Филби. В Токио и Бейруте они были собкорами известных газет.

Это очень удобно, так как вы легально получаете доступ в интересующую спецслужбы страну, можете спокойно встречаться с разными людьми в политических и экономических кругах или посещать те или иные районы, куда обычные иностранцы редко ездят, не боясь вызвать подозрений у контрразведки.

Во многих странах профессия журналиста вызывает уважение, это хороший общественный статус, который располагает к вам нужных людей. Как и священнику, работнику прессы нередко открываются души людей. Но этично ли это использовать в шпионских целях? Почему попа, муллу или раввина вербовать по закону нельзя, а собкора в чужой стране можно?

Разведчик перебил размышления журналиста неожиданным вопросом:

– А разве собкору Укринформа можно было пытаться завербовать давно знакомого ему высокопоставленного офицера Национальной гвардии России? Ведь именно это ему вменяет в вину ФСБ…

Обозреватель «АН» сразу вспомнил шуточную песню Владимира Высоцкого про шпиона: «Враг не ведал, дурачина, – тот, кому всё поручил он, был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин».

В ответ на это Орлов пояснил:

– Потому и послали Сущенко в Москву из Парижа, чтобы, как говорят разведчики, поставить финальную «галочку» по завершению вербовочного подхода к бывшему другу. Но он не на того нарвался…



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте