Аргументы Недели → Шпионаж № 29(571) от 27.07.2017 13+

Приговор лидеру «Шалтая-Болтая»

Мифы и правда о русских хакерах

, 21:52 ,

В июле этого года Мосгорсуд вынес приговор лидеру хакерской группировки «Шалтай-Болтай» Владимиру Аникееву. Знаменитый взломщик электронных почтовых ящиков по кличке Льюис после задержания активно сотрудничал с ФСБ, заключил досудебное соглашение, поэтому получил минимальный срок. Расследование деятельности «Шалтая-Болтая» и связанной с ним «Биржи информации» продолжается. А на Западе вновь разгорается шумная кампания о «всемогущих» русских хакерах.
Обозреватель «АН» попросил прокомментировать это уголовное дело специалиста по компьютерной безопасности Юрия Николаевича РАЗИНА.

ВОКРУГ хакерской группировки «Шалтай-Болтай» ходит много сенсационных слухов. Одни говорят, что именно Льюис добыл компромат на Хиллари Клинтон и слил эту информацию Джулиану Асанжу. Другие утверждают, что «Шалтай» взломал электронный почтовый ящик председателя российского правительства Дмитрия Медведева и продал его тайны на «Бирже информации».

– Где тут правда? Почему на значительную часть материалов этого уголовного дела наложен гриф «Секретно»? – забросал вопросами своего собеседника обозреватель «АН».

– Слухи о «всемогуществе» российских хакеров, на мой взгляд, сильно преувеличены, – усмехнулся Разин. – В американские выборы, как выяснилось на следствии, члены группировки «Шалтай-Болтай» не вмешивались. Они взламывали электронные почтовые ящики российских бизнесменов, политиков и чиновников. Поскольку в них были документы, представляющие государственную тайну, их на суде рассматривали в закрытом порядке.

– Поэтому этот процесс над хакерами проходил под грифом «Секретно»? – настаивал журналист. – Или из-за их связей со спецотделом ФСБ? Говорят, его руководители тоже арестованы. Их якобы обвиняют в продаже ЦРУ информации, добытой Аникеевым.

– Всё это тайна из тайн, – пожал плечами Юрий Николаевич. – Пока достоверно известно, что Льюис-Аникеев полностью признал вину и попросил, чтобы слушания проходили в особом порядке – без судебного следствия. Несмотря на это, гособвинитель затребовал для Аникеева максимальный срок, предусмотренный инкриминируемой ему частью 3 статьи 272 УК РФ («неправомерный доступ к компьютерной информации») – два с половиной года.

Разин пояснил, что подобное требование прокурора стало неожиданностью для Аникеева. Ведь его устные договорённости со спецслужбами предусматривали минимальное наказание. Сам хакер рассчитывал получить год, максимум – полтора года заключения. Однако судья дал ему два года колонии. Правда, Льюис находится под стражей с осени 2016-го, и уже к концу этого года может просить об условно-досрочном освобождении (УДО).

Спецоперация ФСБ

– На Западе шумят, что российские спецслужбы покровительствуют русским хакерам, – продолжил свой рассказ специалист по компьютерной безопасности. – Уголовное дело на хакерскую группировку «Шалтай-Болтай» опровергает это обвинение.

По словам Разина, Льюис был задержан сотрудниками ФСБ по прилёту в петербургский аэропорт Пулково. При обыске у него нашли Ipad и несколько электронных носителей, на которых оказалась «взломанная» переписка бывшего топ-менеджера Сбербанка Евгения Кислякова. На допросе в ФСБ хакер рассказал, что изначально хранил информацию в Таиланде, где проживал долгое время. Однако примерно за год до задержания Льюис перебрался в Киев, куда и перевёз носители с архивами.

Как получить эти важные доказательства? Рассчитывать на официальную помощь Службы безопасности Украины не приходилось. Поэтому была проведена целая спецоперация, благодаря которой компьютеры и другие носители со взломанной перепиской тайно доставили в Москву. На них оказалась информация из электронных почтовых ящиков телеведущего Дмитрия Киселёва, замначальника управления по внутренней политике администрации президента РФ Тимура Прокопенко, пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой, секретаря бизнесмена Магомеда Магомедова Елены Морозовой и помощника президента Андрея Белоусова. Никакого компромата на Хиллари Клинтон и других западных политиков обнаружить не удалось.

Подельник Аникеева по «Шалтаю-Болтаю» Константин Тепляков (Болтай) дал развёрнутые показания о том, как шла работа с похищенными массивами информации. В его задачи входило разбирать, систематизировать, раскладывать по полочкам чужие переписки, восстанавливать удалённые файлы и т.д. Проще говоря, придавать полученным массивам информации товарный вид. Тепляков согласился, после чего Аникеев передал ему переписку Натальи Тимаковой.

С ней Болтай возился довольно долго. Ему даже пришлось создать специальную программу для восстановления файлов. Когда Тепляков передал систематизированную переписку Аникееву, тот переправил её в Прибалтику журналисту Андрею Некрасову (Шляпник), руководившему сайтом «Биржа информации», на котором продавалось содержимое взломанных электронных почтовых ящиков.

Этот массив информации был выставлен на аукцион, где его купил неизвестный за 150 биткоинов (34 тыс. долл.). Работой с криптовалютой занимался другой участник проекта – Александр Глазастиков, который проживает в Эстонии. Он распределил эту сумму среди участников группировки – в зависимости от значимости каждого из них. В частности, Тепляков получил за свою работу 15 биткоинов (3, 4 тыс. долл.).После этого ему сразу дали для систематизации и восстановления файлов переписку помощника президента России Андрея Белоусова и другие материалы.

– Сейчас трое из шести предполагаемых фигурантов дела «Шалтая-Болтая» находятся в розыске, – закончил свой рассказ о спецоперации ФСБ Юрий Николаевич.

Голословные обвинения

На Западе раньше трубили о советской военной угрозе. Сейчас там стало модным во всех бедах обвинять русских хакеров. Даже в разрыве отношений ряда арабских государств с Катаром. Недавно эти голословные обвинения лопнули как мыльный пузырь.

«Кибератаку на правительственные СМИ и социальные сети Катара подготовили Объединённые Арабские Эмираты, а не русские хакеры», – сообщает TheWashingtonPost со ссылкой на службу разведки США. В конце мая этого года ОАЭ распространили ложные высказывания, приписываемые эмиру Катара Тамиму бин Хамад Аль Тани, что привело к противостоянию этого маленького, но богатого государства и его соседей, которое сохраняется до сих пор. Согласно ложным сообщениям, эмир Катара в числе прочего восхвалял признанную на Западе террористической группировку «ХАМАС».

Но работники американской разведки пришли к выводу: 23 мая этого года высокопоставленные члены правительства ОАЭ обсуждали план взлома информационного агентства Катара и распространения дискредитирующей власти страны информации. Разведка США отмечает, что пока не ясно, осуществили Объединённые Арабские Эмираты кибератаку самостоятельно или наняли третье лицо.

Очередная утечка конфиденциальной информации из недр Государственного департамента Соединённых Штатов вызвала в Вашингтоне новый скандал. И сразу, согласно ставшей уже традиционной практике, очередной поток намёков, подозрений и прямых обвинений хлынул в адрес «русских хакеров».

Некий компьютерный взломщик, именующий себя Джонни Уокер, разослал по ряду адресов, включая известные СМИ, электронные письма, похищенные им с частного почтового ящика, принадлежащего сотруднику Госдепа. Причём не простого сотрудника, а служащего секретного разведывательного подразделения, который занимается исследованиями, касающимися России.

Жертвой хакерской атаки стал специалист по российской внутренней политике, сотрудник Бюро разведки и исследований Госдепартамента Роберт Отто. Взломан был электронный почтовый ящик – сугубо личный и никак дополнительно не защищённый. Однако в нём хранилась переписка с сотрудниками ЦРУ и других американских разведслужб.

При этом сообщается, что первым похищенную переписку опубликовал некий «малоизвестный крымский новостной сайт», якобы финансируемый российскими спецслужбами. Что опять-таки оставлено без подтверждения. В целом издание признаёт: «Нет никаких доказательств того, что сотрудник Госдепа стал жертвой российских хакеров».

– Миф о русских хакерах, которые могут всё, даже поставить на пост президента США нужного Кремлю человека, как никогда раньше сейчас популярен на Западе, – продолжил свой комментарий Юрий Николаевич.

– Значит, мы уже не те лапотники в ушанках и телогрейках, которыми долгое время изображали русских западные СМИ, – откликнулся на реплику специалиста по компьютерной безопасности обозреватель «АН». – Наши айтишники – лучшие в мире.

– Много хороших компьютерщиков в Китае, Индии, Израиле, – не согласился с журналистом Разин. – Но почему-то почти все кибератаки приписывают русским хакерам. Жаль, что в Интернете развернулась новая холодная война.

– Не перерастёт ли она в «горячую»? – выразил своё опасение обозреватель «АН». – Ведь США уже грозятся отвечать на кибератаки ракетными ударами.

– Такая опасность существует, – сказал Юрий Николаевич. – И судя по всему, основной противник назначен – это Россия. Мол, от неё исходит киберугроза так называемому цивилизованному миру. Поэтому всячески и раздувается миф о русских хакерах.

– Но ведь киберпреступники есть во многих государствах. Говорят, самый опасный сейчас сидит в румынской тюрьме. Как видим из приговора лидеру хакерской группировки «Шалтай-Болтай», наказывают их и у нас. Но почему нельзя бороться с этим злом сообща?– задал наивный вопрос журналист.

Специалист по компьютерной безопасности пожал плечами и сказал:

– На встрече в Гамбурге Путин и Трамп вроде бы договорились о создании совместной группы по борьбе с хакерами. Но пока от слов не перешли к делу. В ход опять пошли голословные обвинения и мифы о русской киберугрозе.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram