Осиное гнездо под «крышей» посольства
Надо ли выдворять из России американских дипломатов – агентов спецслужб?
№ () от 19 июля 2017 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Дипломатическая мина, заложенная администрацией Барака Обамы, готова взорваться при Дональде Трампе. Высылка 35 российских дипломатов в декабре прошлого года и закрытие двух загородных комплексов, являющихся дипсобственностью России, более полугода оставались без ответа. В Москве надеялись, что новый президент восстановит справедливость и улучшит американо-российские отношения. Но этого не произошло даже после личной встречи Путина и Трампа в Гамбурге. Сейчас терпение Кремля на исходе. Какие ответные меры надо предпринять, что поставить янки на место? С этим вопросом обозреватель «АН» обратился к ветерану российских спецслужб полковнику в отставке Яну Казимировичу БАРАНОВСКОМУ.
Ответные меры ударят по разведке
Ещё в самом начале разговора я решил выложить козыри на стол и привёл мнения различных политиков. Например, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев на своей странице в «Фейсбуке» написал, что «новая команда Белого дома не только не спешит расстаться с показательно враждебным к России наследием жёстко критикуемого предшественника, но и, возможно, считает его вполне оправданным».
– На мой взгляд, Белый дом оказался не в состоянии оценить протянутую руку дружбы, когда Россия отказалась действовать зеркально и симметрично, как это принято в международной практике, и не выгнала сразу американских дипломатов-шпионов, – прокомментировал эту запись политика старый разведчик. – Думаю, тогда мы надеялись на здравый смысл руководителей американского разведсообщества.
– Вы имеете в виду 18-го по счёту директора разведки Пентагона и тогдашнего советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна? – уточнил обозреватель «АН».
– Не только его, – попробовал уйти от прямого ответа полковник Барановский. – Руководители ЦРУ и АНБ тоже заинтересованы уладить этот скандал, что называется, мирным путём. Ведь ответные меры будут бить прежде всего по разведке. Вот что сказала по этому поводу официальный представитель МИД России Мария Захарова:
«Чем ответить – есть. Численный состав посольства США в Москве очень сильно превышает количество наших посольских работников в Вашингтоне, соответственно, один из напрашивающихся вариантов помимо чисто симметричной высылки американцев – просто «уравнять» персонал. Тем более что под крышей американской дипломатической миссии обитает слишком много сотрудников ЦРУ и разведывательного управления Пентагона», –прочитал заявление Ян Казимирович.
– Владимир Жириновский предлагает ещё более радикальное решение, – сказал обозреватель «АН» и привёл мнение эпатажного политика: – «Мы считаем, что нельзя спускать американцам их выходку с закрытием загородных дач российского посольства в Нью-Йорке и Вашингтоне, но забрать в ответ дачи американских послов в подмосковном Серебряном Бору – этого недостаточно. Нужно забрать у них Спасо-Хаус, в котором расположена резиденция посла США в Москве».
– Это было бы самым страшным ударом для американской разведки, – сказал ветеран российских спецслужб. – Ни для кого не секрет, что американское посольство – это осиное гнездо шпионажа. Оно очень выгодно расположено для технической разведки.
– Как говорят специалисты, на дальности выстрела снайпера до окна кабинета Медведева, – решил подлить масла в огонь журналист.
– Вряд ли кому-то нужно покушаться на нынешнего премьера, – усмехнулся отставной полковник. – А вот для охоты за государственными секретами России американское посольство – место идеальное. Видели, сколько разнообразных антенн находится на его крыше? Впрочем, если не смогут закрыть осиное гнездо шпионажа в центре Москвы, надо немедленно прикрыть разведлавочки США в других местах. Например, при консульстве в Санкт-Петербурге.
Обозреватель «АН» тут же вспомнил про разоблачения Сноудена. С помощью аппаратуры, установленной в диппредставительствах США, американские спецслужбы незаконно завладели огромным объёмом информации – около ста миллиардов единиц. И помогала им в этом компания под названием BoozAllenHamilton. Её сотрудником и был до своего побега Эдвард Сноуден. «Крыша» гражданской компании позволяет более успешно шпионить в Интернете. Так, представители ЦРУ в Москве должны выдавать себя за советников, атташе и сидеть в посольстве. А Booz Allen имеет свой офис в Москве по адресу: Большая Дмитровка, 7/5, корпус 1, подъезд 3, офис 28. И там они находятся с 1991 года, со своим штатом в 50 сотрудников, выкачивая информацию. Говорят, что фирма, где работал Сноуден, выполняет в России задания не только АНБ и ЦРУ, но и особого подразделения Пентагона, которое занимается подготовкой к войне в компьютерных сетях. Оно носит название JointFunctionalComponentCommandforNetworkWarfareи предназначено как для обороны компьютерных сетей США, так и для ведения наступательных действий в отношении информационной инфраструктуры противника. Почему тайной миссией этой и некоторых других компьютерных фирм не заинтересуются компетентные органы в рамках ответных мер?
Не давать визы «дипвахтовикам»
Обозревателя «АН» мучили и другие вопросы. Я поспешил поделиться своими сомнениями с ветераном спецслужб. Так, ещё в 2014 году во время своего выступления на Лубянке Владимир Путин приводил такую цифру – 243 сотрудника посольства и консульств США установлены российскими спецслужбами как легальные агенты американской разведки. Почему их до сих пор не выслали? Отчего не выдворили из страны хотя бы 35 американских шпионов в ответ на высылку наших дипломатов?
– Этим мы только усложним жизнь нашей контрразведке, – ответил Ян Казимирович. – Шпионов, которые давно работают в посольстве США, наши спецслужбы знают как облупленных. С новыми агентами американских спецслужб будет куда больше мороки. Как, например, с «дипломатами-вахтовиками».
– С кем?! – удивился журналист.
– Так на профессиональном жаргоне наши контрразведчики называют временных сотрудников посольства США в Москве, – пояснил полковник. – Более 100 сотрудников Госдепартамента приезжают в Россию на шесть месяцев, после чего происходит ротация. Такая текучка вредна всем: и нам, и американцам».
– В посольстве США за несколько последних лет серьёзно сменился аппарат, в том числе и в так называемой «станции» – легальной резидентуре ЦРУ, – ответил Барановский. – Так, на серьёзные позиции (первых секретарей, советников) приехали бывшие военные, прошедшие лишь ускоренную подготовку. Но много пьющие. Вот и распоясались американские дипагенты после неумеренных возлияний. Ведь многие тут без семей, а без контроля жены пускаются порой во все тяжкие.
Полковник рассказал о скандале с третьим секретарём политотдела Дэниэлем Ван Дайкеном, по совместительству – кадровым сотрудником ЦРУ. В тот день он пьяным возвращался с разведывательной операции. Именно поэтому шпион был в шапке и куртке, чтобы ни таксист, ни полицейский из охраны посольства не запомнили, как он выглядит.
Об инциденте много писали в зарубежной прессе. Так, TheWashingtonPost обвинила во всём российского охранника из ФСБ. Мол, этот дюжий молодец даже сломал плечо бедному американскому дипломату, которого пришлось срочно эвакуировать в США для оказания медицинской помощи. А то, что от американского агента за версту разило спиртным и он сам первый вступил в драку с охранником посольства, газета скромно умолчала.
– Вахтовики есть вахтовики. Пусть пьют на здоровье, пока жёны не видят, – в шутку попытался взять под защиту американских дипломатов-шпионов обозреватель «АН».
– Дело не только в пьяных скандалах, – возразил Ян Казимирович. – Раньше у нас была система, по которой контрразведка с высокой точностью устанавливала принадлежность американских дипломатов к разведке, в частности, к ЦРУ и Агентству национальной безопасности.
По словам Барановского, её создателем являлся Юрий Хангереевич Тотров, которого в шутку называли «теневым начальником отдела кадров ЦРУ». А суть была в том, что не успевал ещё какой-то их сотрудник добраться до места нового назначения, как на Лубянке или в штаб-квартире нашей разведки в Ясенево уже имели об этом шпионе почти всю необходимую информацию.
– Сейчас же их тасуют, как шулер карточную колоду. Поэтому первой ответной мерой должен быть отказ в визах «дипвахтовикам». Тем более американцы уже более полугода не пускают в США наших дипломатов, которые должны прибыть на смену 35 высланным Обамой, – сказал ветеран.
«Подводная лодка» на московском бульваре
В продолжение разговора я показал старому разведчику несколько публикаций в западной прессе. В них утверждалось, что «российские разведывательные службы наращивают свои усилия по сбору информации в США. По данным бывших и нынешних сотрудников американской разведки, после президентских выборов в Соединённых Штатах число предполагаемых российских шпионов заметно возросло и к настоящему времени составляет около 150 человек».
– Глупости! – резко возразил полковник Барановский. – Не дают визы 35 дипломатам, а 150 наших разведчиков в страну пустили? Зачем?
В ответ обозреватель «АН» снова обратился к зарубежным СМИ. Они пишут, что, по мнению Стива Холла, бывшего начальника отдела по российским операциям ЦРУ, российские шпионы также могут заниматься сбором дополнительной информации об администрации Трампа, поскольку её действия остаются непредсказуемыми для Москвы.
«Всякий раз, когда происходит ухудшение отношений между странами, работа разведки становится намного более важной, поскольку позволяет определить планы и намерения другой стороны», – пояснил Холл.
– Стивен Холл – не болтун, а человек дела, – высказал неожиданный комплимент коллеге полковник Барановский. – Ещё несколько лет назад, когда он был главой резидентуры в Москве, то создал в посольстве так называемую «подводную лодку».
Тогда в США вышел специальный Билль о разведке. Вот что в нём сказано: «В Российской Федерации, в любых странах, имеющих общую границу с РФ или являвшихся частью Советского Союза ранее, должны быть организованы безопасные места на базе американских посольств и иных дипломатических миссий и зданий», – процитировал документ обозревателю «АН» старый разведчик и добавил: – На практике это висящие на тросах комнаты, не связанные с несущей конструкцией здания, чтобы исключить любое внешнее снятие колебаний от звука человеческой речи. В особо секретных случаях разговаривать принято, надев на голову специальные шлемы с «хоботами».Билль также обязывает американские дипломатические представительства на территории экс-СССР и в сопредельных с Россией государствах построить спецхранилища для важной информации.
– Если бы не предательство «бабы Кати» (такую кличку на Лубянке получил Бакатин), который с ведома Горбачёва и Ельцина сдал американцам систему прослушки посольства США, никакие «подводная лодка» и спецхранилища для секретной информации янки не помогли бы, – вздохнул ветеран.