Россия испытывает в Сирии не только новейшие самолёты и вертолёты, системы ПВО С-400, «Панцирь», противотанковые комплексы, снайперские винтовки, другое современное вооружение и боевую технику. Как утверждают западные СМИ, там проходит обкатку «живое оружие» – крысы-киборги. Так ли это? Ответить на этот вопрос обозреватель «АН» попросил ветерана советских и российских спецслужб полковника в отставке Артёма Борисовича Новикова и его племянника Сергея, недавно вернувшегося из Сирии.
Английская сенсация
Много шума наделала статья британского журналиста Уилла Стюарта из газеты Daily Mail.Он заявляет: «Владимир Путин готовится «спустить с привязи» своё новейшее оружие на войне с террором – армию крыс-киборгов». Российские учёные надеются скомбинировать феноменальное обоняние крыс и новейшие достижения техники, поясняет журналист. Крысы-киборги с вживлёнными микрочипами смогут унюхать взрывчатку или наркотики в местах, куда может проникнуть только очень мелкое существо.
По словам автора статьи, единственная загвоздка в том, что на обучение требуется три месяца, а продолжительность жизни крысы – всего год. Это означает, что учёным придётся постоянно обучать целые батальоны крыс.
По данным британского издания, над проектом «живого оружия» работают три группы учёных в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону).Газета сообщает, что в Анголе, Танзании, Мозамбике, Камбодже и Таиланде хомяковые крысы уже используются для поиска противопехотных мин. В Колумбии в тех же целях используются лабораторные крысы. В Израиле крысы помогают при досмотре багажа в аэропортах.
У грызунов, как считают разработчики биоэлектронного оружия, есть ряд преимуществ перед служебной собакой: они куда дешевле стоят, быстрее поддаются дрессировке, могут пролезть куда угодно, а нюх, как считается, лучше собачьего и может одновременно распознавать несколько тысяч запахов.
«В мозг крысы-киборга вживлена матрица из 8 электродов, а именно – в обонятельную луковицу. Мы регистрируем активность в режиме реального времени. Это представлено на экране монитора», – рассказал прессе научный консультант лаборатории «Нейротехнологии восприятия и распознавания» ЮФУ, доктор биологических наук Валерий Кирой. По его словам, использование крыс – не новость, а новомодный тренд, и это делают многие спецслужбы мира. «Сейчас крысы уже работают везде – и по разминированию минных полей, в том числе и на Ближнем Востоке, и в Африке. Они работают в аэропортах Израиля по поиску взрывчатки, наркотиков. Такой же проект запускается и в аэропортах Соединённых Штатов», – утверждает учёный.
– Говорят, по требованию американцев их будут использовать при досмотре пассажиров, вылетающих в США из Шереметьево и Домодедово, – прокомментировал английскую сенсацию полковник Новиков. – Также на борт самолёта нельзя будет проносить гаджеты, превышающие размер мобильного телефона.
– Про бомбу, спрятанную в ноутбук, впервые узнала израильская разведка, – вступил в разговор Сергей. – Этой информацией они поделились с американскими союзниками. Как пишет западная пресса, Дональд Трамп рассказал об этой угрозе на встрече с Сергеем Лавровым. Я считаю, что американский президент поступил правильно. Жизни людей дороже любых секретов.
– Против террористов-смертников – не только крысы, все средства хороши, – поддержал племянника Артём Борисович. – Эти грызуны способны различать и улавливать самые ничтожные концентрации запахов. В частности, испытания подтвердили, что хвостатые помощники прекрасно реагируют на запах взрывчатки.
– Мне ребята рассказывали, что в сирийском Алеппо наши сапёры уже применяли это «живое оружие» при разминировании развалин жилых домов, – сказал Сергей.
Дороже, но надёжнее
И всё же обозреватель «АН» скептически воспринял информацию о новом экзотическом оружии.
– На крысу надейся, но сам не плошай! – выразил вслух свои сомнения журналист. – У нас ведь есть «электронные носы». Правда, в очень ограниченных количествах. Слышал, что они успешно применялись на недавнем Кубке Конфедераций. Говорят, эти приборы обеспечат безопасность болельщиков и на чемпионате мира по футболу, который пройдёт в нашей стране летом следующего года.
Ещё несколько лет назад Министерство внутренних дел России заказало разработку аппарата, позволяющего распознать террориста-смертника. По словам экспертов, речь идёт о действительно нужной, хотя и очень дорогой разработке.
Изделие должно обнаруживать скрыто носимые на теле человека взрывные устройства на расстоянии до 10 м, при этом вероятность обнаружения должна быть не менее 98%. Время подготовки устройства к работе не должно превышать 5 минут, время обработки сигналов – не более 0, 5 секунды.
На эти цели было направлено более 39 млн рублей. Изделие оснащено светозвуковой индикацией сигнала тревоги при обнаружении взрывных устройств. Принцип действия основан на двухчастотном нелинейно-радиолокационном методе.
– «Электронные носы» гораздо дороже специально обученных крыс с микрочипами, – сказал Сергей. – И всё же без приборов дистанционного обнаружения взрывчатки сейчас не обойтись. Не будешь же применять против террориста-смертника атомное оружие. Но оно ведь куда больших денег стоит.
– На встрече Трампа и Путина главным вопросом должна стать безопасность, – заметил полковник Новиков. – Её надо кардинальным образом перестраивать. Иначе мы проиграем битву с террором.
– Допотопные металлодетекторы, примитивные рамки, установленные в метро, аэропортах и на вокзалах, – это всё вчерашний день, – снова вступил в разговор Сергей. – На практике они помогают нам как мёртвому припарки.
По словам молодого офицера спецслужб, существуют куда более современные пассивные и активные методы обнаружения взрывчатых веществ. Но разработки, которые действительно могут стать уникальными или, как минимум, будут соответствовать мировым стандартам, стоят очень дорого, а в стране кризис. Поэтому необходимо международное сотрудничество в сфере безопасности.
Рексы и Тузики не спасут
К сожалению, у спецслужб пока нет в достаточном количестве современных и надёжных приборов для обнаружения взрывчатки. Мэр Москвы С. Собянин приказал с этой целью увеличить число полицейских собак. Но в последнее время этих Рексов и Тузиковчто-то не видно в метро. Говорят, что в огромной толпе народа они бесполезны.
Поэтому сейчас вся надежда у профессионалов на «электронный нос». Он называется «система Standex».
Впервые он был упомянут в совместном заявлении РФ и НАТО, принятом по итогам саммита в Лиссабоне: «Укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ (проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ Standex)». Этот прибор позволит распознавать даже малые количества взрывчатки на поясах смертников.
«Речь идёт не только о дистанционном, но и анонимном обнаружении переносимой человеком взрывчатки, – заявил глава Департамента вызовов и угроз международного секретариата Североатлантического альянса Джимми Шеа. – Никто и не узнает, где именно работает «электронный нос».
Планировали финансировать этот антитеррористический проект Россия, США, Франция, Германия и Нидерланды. С российской стороны работали над этим прибором специалисты питерского Радиевого института имени Хлопина (дочернее предприятие госкорпорации «Росатом»).
По словам Д. Рогозина, Standex стал ключевым проектом и был всеми поддержан безоговорочно. Одновременно он стал более закрытым: эксперты пришли к выводу о необходимости конфиденциального рассмотрения технологий. И пока все технические данные об «электронном носе» решено засекретить. Словом, курочка в гнезде, яичко в… Так что на НАТО надейся, а сам не плошай!
С тех пор новостей об этом проекте не появлялось, в какой стадии он находится сейчас, неизвестно. Единственная информация, появившаяся в СМИ, свидетельствовала, что разрабатываемая система частично основана насистеме анализа содержащихся в воздухе микроскопических частиц.
Сообщалось также, что испытательные работы планировалось провести на наиболее «загруженных» станциях парижского метрополитена. С тех пор всё покрыто плотной завесой секретности.
– Скорее всего, дело дальше разговоров не пошло, – высказал своё мнение старый разведчик. – После западных санкций всё сотрудничество в сфере безопасности свелось к нулю. И страдают от этого простые люди во всём мире.